Рижские хроники - одним файлом

Евгений Дюринг
светофоры · дела людские · остаться · облако · улыбнись · бесстрашный · фонтан на Эспланаде · 56. 6 северной широты · все президенты разом · на площади Ливов · опрос на улице · все что пожелаешь · монумент для Риги · петух на башне Св. Петра · мелкие неприятности · церковь Гертруды · пятница 13-е · обед в китайском ресторане · встревоженный попугай · на Кипсале еще осталось место для застройки · часовые у Президентского замка · акция на льду · под землей, на земле и выше · Разговор на ступеньках · пейзажи и натюрморты · кафе на улице Скарню · перемены на Смилшу · скучающий посетитель · мечта Эйнштейна · дыхание весны · дворик на Вальню · три часа хорошего джаза · сердце еще стучит


=========================================

СВЕТОФОРЫ

хорошо бы написать сегодня
что-нибудь об Альбере Марке
художнике из Бордо
я видел его картины
в Художественном музее
на выставке французских фовистов
они понравились мне
своим спокойствием
уравновешенной композицией
серовато-коричневыми тонами
так непохожими на краски
Дюфи и Дерена
передать впечатление от этих картин
можно лишь длинными фразами
плывущими в потоке неторопливого ритма
подобно широким плотам
и постепенно замедляющими движение
так чтобы в конце стиха замереть
как замерли паровозы трамваи краны суда
на картинах Марке

я провел в музее приблизительно час
а потом решил посидеть
в баре «Neo» расположенном
на седьмом этаже
башни с часами у вокзала
и по дороге к бару
на перекрестке я заметил
новый пешеходный светофор
с тремя окошечками вместо двух
на верхнем отсчитывалось
время отведенное пешеходам
для пересечения улицы
такие же светофоры
как я узнал позднее
были установлены
и на других перекрестках
каждый отсчитывал свое время
величина интервала зависела
от интенсивности
автомобильного потока
на улице Кришьяна Барона
где я впервые увидел
новый светофор
интервал составлял
12 секунд


ДЕЛА ЛЮДСКИЕ

что делают малыши
на детской площадке
Верманского парка
в теплый июльский день

качаются на качелях
«досках» и «диванчиках»
поднимаются в домик
похожий на паровоз
и спускаются вниз
забираются в другой
похожий на избушку
и съезжают на своих
маленьких задиках
по блестящему желобу
качаются на лошадках
ищут что-то в земле
посыпанной стружками
бегают друг за другом

кричат плачут смеются
живут

что делают подростки
в Риге и других городах
Латвии в этот теплый
июльский день

катаются на великах
едят мороженое
пьют колу и пиво
торгуют пивом
и мороженым
доставляют почту
тусуются у «часов»
смотрят фильм
«Крепкий орешек-4»
рисуют на стене краской
обмениваются
эсэмэсками треплются
покупают диски
и плееры
целуют своих девчонок
или парней

говорят смеются плачут
живут

что делают взрослые
в Латвии и других
странах Европы
этим теплым
июльским днем

составляют отчеты
ведомости
берут и выдают
кредиты
покупают и продают
движимость
и недвижимость
управляют
автомобилями
в трезвом
и нетрезвом виде
платят штрафы
выдают квитанции
арестовывают
судят
приговаривают
пишут просьбы
о помиловании
женятся
разводятся
зачинают детей
снимают фильмы
летят в самолетах
едут на поездах

говорят смеются плачут
живут

что делают старики
по обе стороны
Атлантики
в этот теплый
июльский день

смотрят телевизор
принимают лекарства
рассматривают
фотографии
гуляют вокруг дома
дремлют
читают газету
выговаривают детям
ищут потерянную вещь
вспоминают
имя своего первого учителя
вспоминают
день своей свадьбы
вспоминают
поездку в Китай
Индию или Канаду

говорят молчат плачут
живут

что делаю
в этот теплый
июльский день
я

пью кофе с молоком
смотрю на часы «Луч»
сделанные в Белоруссии
надежные между прочим
сижу в офисном кресле
у старого компьютера
HDD 38.3 Used 26.6
и пишу этот стих


ОСТАТЬСЯ

скверное было утро
я не знал куда себя деть
и отправился в центр
выпить пива
и поглазеть на туристов

у Дома Черноголовых
толпились немцы финны
датчане норвежцы

проходя мимо
я встретился взглядом
с юной шведкой
высокой шатенкой
и подумал что завтра
она вернется
в свой Хельсингборг
или Вильхельмину
а мой образ останется
на сетчатке ее голубых
глаз

даже если она забудет
обо мне о статуе Роланда
колоколах на Ратуше
Ратушной площади
и вообще о Риге

некоторые ученые
считают что в нашей
подсознательной памяти
хранится все что мы
увидели и пережили

и это утверждение
кажется мне
правдоподобным


УЛЫБНИСЬ

я иду по улице Кришьяна Барона
и мне встречается человек
несущий на плече крест
к нижнему концу креста
приделано колесо
и человек не то чтобы тащит
а катит крест по тротуару
при этом он весело улыбается
и даже что-то напевает

рядом идет мальчик
он сует мне в руку желтый листок

«Четыре причины чтобы УЛЫБНУТЬСЯ»

смайл 1 «Бог действительно любит Тебя»
смайл 2 «Иисус умер за Тебя»
смайл 3 «Бог создал Тебя
для особой цели известной только Ему»
смайл 4 «сегодня Твой день

он станет днем Твоего спасения
если Ты не откладывая
призовешь имя Господа»

я оглядываюсь на человека
в желтой рубашке
он бодро катит свой крест

может быть моя беда в том
что я так и не нашел для себя
подходящего креста

живу тихо без проблем
мои неприятности сводятся
к заморочкам на работе
воскресной скуке
и воспоминаниям о детских
обидах

может быть позвонить
по телефону указанному
на листочке и спросить
не нужен ли «Благой вести»
еще один крестоносец

я представляю себя
с крестом на плече
молча шагающим
по улицам
смайл 1

читающим молитву
в одиночестве или вместе
с членами «Благой вести»
смайл 2

кающимся в грехах
верящим в смерть
воскресение и спасение
смайл 3

я вспоминаю об этой
странной встрече
вечером сидя у компа
и скачивая в папку Metallica
альбом Garage Inc.

на панели внизу мигает
окошечко Download
записан последний трек

щелкаю наугад и попадаю
на Mercyful Fate

возьми этот белый крест
и войди в круг
стань моим сыном
исчадием Сатаны

странное совпадение
мы живем в странном мире
как сказал бы герой
«Синего бархата»

«прекрасно но странно»
эти два слова пожалуй
самые употребительные
в его лексиконе

так написано в предисловии
к интервью с Дэвидом Линчем

вчера было воскресенье
и я посмотрел по видику
три фильма подряд

улыбнись


БЕССТРАШНЫЙ

башенка одного из домов похожа на шлем в виде перевернутой оловянной тарелки какие носили средневековые воины

что-то тревожащее есть в этой башенке хотя весь дом выстроен в спокойном неоклассическом стиле

вдруг я догадываюсь там за домом стоит боевой треножник марсиан готовый испепелить все вокруг

в этот июльский полдень во мне просыпается восьмилетний ребенок но лишь на минуту я давно уже не верю в марсиан ничто меня не радует и не пугает по-настоящему

в кафе на первом этаже тихо посетителей мало здесь удобно посидеть за коктейлем и если придет в голову мысль наговорить ее шепотом на диктофон

как бы я хотел сказать что мы все наследники своего детства или его пленники но детство не оставляет нам никакой недвижимости никаких богатств

может быть оно и держит нас в плену какое-то время но однажды мы замечаем что оно погибло как погибли марсиане вторгнувшиеся на Землю

«выпейте виски предложил я налив ему солидную порцию»

день похоже пройдет впустую но меня это не пугает с тех пор как я перестал бояться марсиан я ничего не боюсь

я бесстрашен как крыло самолета как автомобильный бампер как боевой треножник и марсиане в треножнике как разрядившийся диктофон

диктофон и вправду разрядился и я прячу его в карман

местное кантри в колонках сменяет британский поп кажется это Робби Уильямс

Wake up on Sunday morning
Everything feels so boring

Today drifts into tomorrow
You feel your souls' been borrowed

_______________________________
     1. «Выпейте виски...» – Г. Уэллс. «Война миров».
     2. «Wake up on Sunday morning» – Р. Уильямс, «Life Thru A Lens»; «Today drifts into tomorrow» – Р. Уильямс, «Stand Your Ground».


ФОНТАН НА ЭСПЛАНАДЕ

из открытого окна Академии
я услышал звуки скрипки
кто-то разучивал баховскую Чакону
и в сердце вонзился шип
как в повести Конан-Дойля
невидимый враг отравил меня ядом
оставшиеся два часа я бродил по городу
мертвецом с пулей в сердце
как Джонни Депп в фильме Джармуша
я пытался отвлечься глядя на женщин
заходил в кафе и книжные магазины
но в сердце у меня сидел шип
и когда я пришел на Эспланаду
он все еще там сидел
длинный и острый как вязальная спица
я сел за столик взял пива
и принялся смотреть по сторонам
на Reval Hotel Ridzene где я был
всего лишь однажды
на каком-то мероприятии
на библиотеку университета
там я бывал чаще
на памятник Райнису меланхолический
как все местные памятники
на фонтан который часто менял режим
струи то поднимались то опадали
иногда почти исчезали
я вспомнил тютчевский водомет
и подумав на что похожа
центральная струя фонтана
в окружении более тонких решил
что она напоминает
извержение спермы из члена
какого-то подземного бога
и даже не бога а из какой-то трубы
я представил подземные коммуникации
сотни километров труб проводов
колодцев тоннелей заполненных
питьевыми и сточными водами
всяким дерьмом
включая дерьмо информации
и успокоился
боль ушла иглы как не бывало
у православного храма Рождества Христова
я сел в маршрутку
и всю дорогу слушал русскую попсу
спокойно слушал без напряга
я чувствовал себя живым
живее Крейслера
живее Баха


56° 6' СЕВЕРНОЙ ШИРОТЫ

через Ратушную площадь и Двор Конвента бросая мимоходом взгляды на витрины антикварных магазинов и магазинчиков книги янтарь резные украшения и вот уже улица Вагнера а ничего примечательного в голову не пришло

час который можно назвать дневным или вечерним рассеянный свет отсутствие тени безуспешные попытки зацепить себя изнутри и вытащить словно глубоководную рыбу все крючки без наживки удача покинула рыболова

обескураженный он спешит к искусственному водоему заселенному животными разных родов и размеров их можно трогать руками заглядывать им в глаза расправлять плавники они божественно неподвижны и молчаливы как бог

ничто не шевелится в глубине воздух вода превратились в кварц или сурик ты можешь развлечься за чашкой эспрессо вспоминая названия минералов но ничто не заставит их говорить или слушать

рождественские мелодии запах горячего кофе и шоколада свечи на прилавке медлительный день Танги его же сумрачный сад сорок четвертый год Матты дети испугавшиеся маленького соловья

а вот и Гарри в правой руке метла в левой рыжеватые «Дары смерти» он стоит прислонившись спиной к высокому фикусу он здесь вместо Санты вместо волхвов с их дарами после короткой паузы «зеленые рукава» сменяются «джингл беллз»

«обращаясь то к низовым пластам языка персонажам и образам дна то к вершинам мировой культуры автор создает убедительную модель мышления и чувствования постсоветского подпольного интеллигента»

удача откровение милость как всегда неожиданно и требуется некоторое время чтобы проникнуть в смысл фразы обдумать каждое слово и проследить тайные значения но когда это сделано

все оживает колышутся листья раскрываются рты и на поверхности и в глубине там и тут рождаются вихри водовороты очнувшийся Гарри Поттер снимает и протирает свои очки

благая весть в год две тысячи седьмой от РХ еще можно мыслить чувствовать говорить что-то убедительное быть подпольным постсоветским интеллигентом а это конечно лучше чем остаться без определения

это замечательно прокладывать штольни взбираться на кручи почему бы и мне не попробовать вот они мои инструменты мое снаряжение знание жизни и эрудиция

но стоит перелистнуть страницу и все умирает все становится еще мертвее чем было звезды гаснут глаза Гарри тускнеют его метла становится легкой и плоской словно кусок картона скрипачка у входа делает перерыв

постсоветский подпольный интеллигент прост как недовольство погодой песенка «Новой волны» или использованный талон на поездку в трамвае

я выхожу на улицу в начале декабря темнеет рано Рига на широте Ольборга и Данди севернее одни только скандинавы как им живется среди снегов

а там в глубине похоже воцарилась вечная ночь


ВСЕ ПРЕЗИДЕНТЫ РАЗОМ

слушая чудесное сопрано в замечательной арии из оперы Чилеа посматривая на президента в президентской ложе и на двух бывших президентов в первом ряду бельэтажа отмечаешь неслаженную игру оркестра дефекты акустики неудобство кресла шум вентиляции затрудненное дыхание соседа беспокойное шевеление соседки и гадаешь какие матчи показывает сегодня вечером Eurosport из Ньюпорта

а в перерыве проходя с бокалом шампанского по залу между столиками за которыми молча сидят президентские пары думаешь «еще можно успеть к концу вечерней трансляции»

но тут тебя останавливает знакомый с которым ты не виделся бог знает сколько месяцев вы долго обсуждаете солистов оркестр программу концерта и выпив по дороге еще бокал ты возвращаешься на свое место

вино согревает сердце кружит голову и когда скрипач театральным жестом отрывает смычок от инструмента ты искренно аплодируешь

но при этом думаешь «завтра выходной возьму пива поставлю Genesis может в этот раз повезет и покажут матч с участием Хиггинса или Салливана»


НА ПЛОЩАДИ ЛИВОВ

теплый майский день
редкость для Риги
о чем вряд ли знают
туристы пьющие пиво
под тентом «Алдариса»
на площади Ливов
но знает старушка
в латышском народном
наряде танцующая
там где начинается
улица Вагнера

она поворачивается
вправо и влево
кружится улыбается
из красного
однокассетника
несется веселая
музыка

я бросаю монетку
и думаю
«в кризис потерять
работу легко
поэтому
если хочешь
проявить мудрую
предусмотрительность
купи маленький
CD-плеер
и научись
петь танцевать
и почаще упражняйся
на скрипке»


ОПРОС НА УЛИЦЕ

теплым осенним днем я шел по улице
и слушал «Аэростат»
Гребенщикова
мне нравится голос БГ и нравятся
песни которые он включил
в передачу
красивые песни ранних битлов
про любовь
и вдруг
меня останавливает парень с микрофоном
тут же подходит другой
с кинокамерой
и первый говорит «Добрый день
Латвийское телевидение проводит опрос
как вы относитесь к отмене запрета
на смертную казнь
если хотите
можете отвечать по-русски» и второй
направляет камеру мне прямо
в лицо
не хватает только софитов
мимо шли люди и некоторые задержались
чтобы посмотреть послушать
и узнать мое мнение
об отмене запрета на смертную казнь
и я растерянно произнес
не глядя в объектив
«я про это как-то не думал парни
просто не знаю что сказать извините»
«ничего» сказал первый
«всего доброго»
они отвернулись и остановили
девушку лет двадцати
с ярко-медными волосами
в светло-серых бриджах
и черных колготках
и она охотно им рассказала все
что она думает по поводу отмены
запрета на смертную казнь
и о предложении кастрировать педофилов


ВСЕ ЧТО ПОЖЕЛАЕШЬ

когда-то я жил в спальнике рядом с лесом и часто гулял среди сосен у меня там была любимая тропинка вдоль дренажной канавы я ходил по ней и думал о Прусте Хименесе Элюаре

потом я переехал в другой район ближе к Даугаве и теперь гуляю от дома до супермаркета и обратно на прогулку в одну сторону уходит минут пятнадцать

в супермаркете я провожу примерно полчаса иногда больше автомат выдает мне стаканчик кофе и я брожу между стендами винного отдела или рассматриваю музыкальные альбомы или читаю книги

книжный ассортимент менялся на моих глазах из старого набора остались только «Дон Кихот» и «Мастер и Маргарита» сейчас все стенды в отделе заставлены «литературой широкого спроса»

внизу лежат карманные издания Хмелевской Стаута и Донцовой выше теснятся корешки Гамильтон Майер Моррела и Бушкова

на самых верхних полках куда и мне дотянуться нелегко стоят тома  «Всеобщей истории искусств» «Истории цивилизаций» «Истории инквизиции» и так далее включая «Историю географических открытий» Жюля Верна

кресел для посетителей в супермаркете не предусмотрено поэтому я беру какую-нибудь книгу и читаю стоя

последние дни я читал «Одиночество в сети» Вишневского а до этого «Гарри Поттер и Орден Феникса» впечатление от обеих книг примерно одинаковое «Орден» показался мне вдобавок рыхлым и растянутым я решил что первый том «поттерианы» написан лучше

в зале всегда играет музыка обычно местный британский или американский поп иногда попадаются отличные песни можно услышать и Love Story и We Are the Champions и Michelle и даже Twist Again в исполнении Чабби Чекера

два дня подряд я слышал там песню музыка которой показалась мне знакомой но я не мог разобрать слова и очень на это досадовал и вот вчера поставив старый диск Роя Орбисона я наткнулся на эту песню она называется You Got It странно что я ее сразу не вспомнил

в интернете я нашел клип Бонни Райт и понял что в магазине крутили именно эту запись в каментах на YouTube пишут что оригинал Роя лучше но мне нравится версия Бонни особенно как она поет припев с какой-то захватывающей уверенностью и свободой

________________________
     «Все, что тебе нужно, у тебя есть» – «Anything you want, you got it» – Roy Orbison. You Got It.


МОНУМЕНТ ДЛЯ РИГИ

строительство «Замка света»
приостановлено
для возведения чудесной
библиотеки
лучшей в Балтии
и во всей
Восточной Европе
не хватает средств
даже с учетом пожертвований
Билла Гейтса
строители успели только
вырыть большой котлован
и обнести его забором
всякий раз
когда я проезжаю мимо
мне вспоминается
знаменитая яма вырытая
под руководством
Клауса Ольденбурга
возле Метрополитен-музея
в Нью-Йорке
и потом закопанная
по количеству вынутой
земли мы точно
превзошли американцев
жаль что эта замечательная
идея была уже однажды
реализована
кроме того
судя по экономическим
прогнозам у города
еще долгие годы
не будет хватать средств
чтобы завалить
землей этот «монумент»

______________________
     «...яма вырытая ... возле Метрополитен музея...» – «Гражданский Монумент» (Placid Civil Monument) – перформанс Клауса Ольденбурга в Нью-Йорке (1967).


ПЕТУХ НА БАШНЕ СВ. ПЕТРА

петух на каменном Петре
не прокричит и никого не клюнет
ветер облизывает его
словно леденец
глядит он вдаль
на павильоны городского рынка
нахмурившись
он знает
сказками торгуют на базаре
и цены сказочные
там на обувь
неважно кто ее пошил
и склеил
поляк-католик
мусульманин-турок
буддист-таиландец
или китайский коммунист


МЕЛКИЕ НЕПРИЯТНОСТИ

я собрался посмотреть экспозицию
«Капричос» в Музее зарубежного искусства

купленные восемьдесят лет назад и никогда
не выставлявшиеся до этого офорты

минут пятнадцать я провел в египетском
и греческом залах чтобы настроиться
на встречу с Гойей

это промедление все испортило

едва я вошел в комнату
где были вывешены офорты
как появилась группа школьников

вели они себя тихо но их было так много
что я сел на скамью в коридоре и стал ждать
когда они уйдут

минут через сорок они вместе с учительницей
направились к выходу но я не успел даже встать
потому что им навстречу уже шла группа
студентов то ли из Академии то ли из какого-то
другого художественного заведения

студенты и студентки собрались в кружок
и слушали пожилого преподавателя

я сидел на скамье между двумя белыми
копиями Кановы дожидаясь когда смогу
остаться с Гойей наедине

в это время внизу заиграла музыка
я спустился посмотреть и увидел что
в зале скульптуры на стульях возле киноэкрана
сидят юноши и девушки многие с нотами
и слушают пьесу для виолончели и фортепьяно
которую исполняют парень и девушка

я вернулся в коридор посидел еще минут десять
дождался когда студенты-художники перейдут
в другой зал и начал осматривать экспозицию

внизу кто-то запел баритоном арию
из «Пиковой дамы»

офорты были развешены в пяти залах

«Сон разума» висел отдельно на стене
затянутой синей драпировкой

вскоре подошла новая группа школьников

последние два зала я осмотрел наспех

когда я вышел из музея лил дождь

по дороге домой я заехал в магазин

бедно одетая женщина в очереди
долго набирала из кошелька мелочь
за черный хлеб творог и кофе

мою пластиковую карту аппарат не прочитал
пришлось заплатить наличными

я чувствовал себя Чарльзом Буковски
крупно проигравшем на скачках потому
что ему мешали сосредоточиться пижоны
старухи и старики

заводя машину я крепко выругался
и сказал себе то что по-моему сказал бы
в этой ситуации Буковски и что
действительно сказал Гойя

«жизнь это одна долгая клизма от рождения
и до смерти»

____________________
     «Кто станет жить среди людей, тому не избежать клистира. А если он этого не хочет, ему придётся удалиться в леса и горы. И там он всё равно убедится, что жизнь – сплошной клистир». – Ф. Гойя. Подпись под офортом №58 “Tragata perro”».


ЦЕРКОВЬ ГЕРТРУДЫ

церковь Гертруды
окруженная двумя жилыми домами
похожими на сливочный торт
многоэтажной автостоянкой
байкерским погребком
книжным магазином в подвале
и еще одним жилым домом
с Георгием Победоносцем
выходящим торжествующе из стены
что сказать тебе
не знаю
вряд ли у нас получится доверительный разговор
пройду мимо прижимая к уху мобильник
вызванивая делового партнера
до свидания
я знаю ты найдешь с кем поговорить


ПЯТНИЦА, 13-е

к этому времени на центральном рынке
торговки и торговцы уже продали
килограммы бананов огурцов помидоров
ягод фруктов сметаны мяса хлеба
и декалитры молока и пива
и дюжины цветов или горшков с цветами
и кучу всяких шмоток джинсов курток свитеров
из-под полы там проданы десятки сотни
пачек сигарет и упаковок спичек
и может быть еще десятки доз
в таблетках порошках
кассиры в магазинах навыбивали чеков
на сотни тысяч евро
водители автобусов трамваев
такси маршруток
перевезли треть населения Риги

а я за это время
выпил две чашки кофе
прочел газету
уничтожил спам
в трех ящиках
прошелся по Фейсбуку
покормил кота
послушал Ферги
Джаггера
и поглядел в окно


ОБЕД В КИТАЙСКОМ РЕСТОРАНЕ

я обедал в китайском ресторане «Ган Бей»
что рядом с железнодорожным вокзалом
и меня обслуживала китаянка
тоненькая черноволосая девушка лет двадцати
хотя говорят возраст азиаток европейцу
определить трудно
как и национальность
может быть она была из какой-то другой
азиатской страны
может быть она вообще родилась в Риге
от китайца и русской
или от русского и китаянки
но я первый раз видел в этом китайском
ресторане лицо так похожее на китайское
и мне тут же захотелось сочинить хайку
и я сочинил его и записал на салфетке
и заказал еще вина
так странно было сидеть в китайском ресторане
есть китайские блюда которые приносит
китаянка и сочинять стихи в манере
старых японцев
я сообразил это лишь когда вышел из ресторана
неважно подумал я
ведь и девушка эта наверное не китаянка
главное я сочинил неплохой стих
и оставил хорошие чаевые


ВСТРЕВОЖЕННЫЙ ПОПУГАЙ

в Lido кричит попугай
то ли запись
то ли настоящий
не разобрать

я накладываю на тарелку салат

вообще-то я должен сейчас
сидеть на лекции об энергетизме
философском направлении
которое создал
балтийский немец
Вильгельм Фридрих Оствальд
памятник которому стоит
у ограды Верманского сада
как единственному
нобелевскому лауреату
родившемуся в Латвии
и работавшему здесь
какое-то время
пока его не пригласили
в Германию
где он сделал открытие
благодаря которому
немцы смогли обеспечить
свою армию
взрывчатыми веществами
во время Первой мировой войны
которую они тем не менее
проиграли потому что не все
решают боеприпасы
и дисциплина


НА КИПСАЛЕ ЕЩЕ ОСТАЛОСЬ МЕСТО ДЛЯ ЗАСТРОЙКИ

троллейбус останавливается
не доехав до остановки
в салон входят контролеры
выходят они с тремя студентами
и студенткой

между остановкой «Национальный театр»
на правом берегу Даугавы
и остановкой «Дом печати» на левом
нет других остановок

на острове Кипсала построен бассейн
выставочный зал
шведская гостиница
ряд дорогих двухэтажных коттеджей
Дом печати
здание банка
и студенческий комплекс


АКЦИЯ НА ЛЬДУ

с 11 вечера до 4 утра
мы мерзли на льду Даугавы
раскладывали торфяные брикеты
это была гражданская акция
так мы выразили свой протест
против сокращения финансирования
на образование и науку
мы выложили на льду слова
«Gribu palikt!» «Хочу остаться!»
да мы хотим остаться здесь в Латвии
но страна так бедна
что скорее всего нам придется уезжать
в Англию Германию Америку
Данию Швецию
может быть даже Китай
туда где ценят знания и желание работать
и где пенсионерам не приходится
мыть руки над тазом чтобы сэкономить воду
за которую они уже не в состоянии платить
мы любим тебя Латвия
а ты похоже любишь одних лишь чиновников
которым не придет в голову
выйти на лед
и написать «Хочу остаться!»
потому что и так ясно что все они хотят остаться
на своих местах
многие хотят остаться на своих местах
но стесняются говорить об этом открыто
а нам стесняться нечего
даже если мы уедем туда где чиновников меньше
а работающих людей больше
мы будем вспоминать о тебе Латвия
ты останешься с нами
та останешься в наших сердцах
даже если тебе самой этого и не очень хочется


ЧАСОВЫЕ У ПРЕЗИДЕНТСКОГО ЗАМКА

часовые у ворот Президентского замка
разминают время от времени ноги

они выходят из будок
поворачиваются спиной друг к другу
и высоко поднимая прямые носки
расходятся в разные стороны

потом так же медленно
возвращаются
обратно

ружья часовые несут вертикально
отставив в сторону локти

за ними наблюдает дежурный офицер
с рацией и кобурой на поясе


НА ЗЕМЛЕ, ПОД ЗЕМЛЕЙ И ВЫШЕ

на лестнице ведущей в переход мужчина
с черными волосами и странным
длинным лицом
похожим на лицо вампира
повиснув на поручне
что-то шепчет затягиваясь
крошечным
окурком

а дальше паренек
в полупальто
и с длинным шарфом
лихо тискает аккордеон
но не поет
аккордеон играет громко
в футляре на полу
блестят монеты
их мало
и только медь

некто
небритый и опухший
спиной к стене
картонка с надписями
на русском и латышском
рядом собака
большой и грустный пес

на выходе
обычная толпа
киоски фонари машины

а выше на щите афиша
известный пианист
в ансамбле
с известной вокалисткой
ударником
валторнистом
и контрабасистом
даст в зале Оперы концерт

когда сравнишь все эти впечатления
тебе откроется
устройство мироздания
и ты поймешь
есть жизнь
и под землей
и на земле
и выше


РАЗГОВОР НА СТУПЕНЬКАХ

Двое сидели на ступеньках у подъезда.
Один – пожилой, загорелый, с большой собакой.
Другой – молодой, бледный и с плачущим голосом.
Пожилой сказал «Ну да, конечно»,
и было понятно, что он просто поддакивает.
Молодой сказал: «Что же мне теперь – мать искать?
А у меня кредит на разговоры кончился,
и денег нет». Я не слышал, что сказал пожилой.
Было уже за полдень, и я спешил в лес –
хотел прогуляться по любимой тропинке,
подумать над понятием «реального» у Лакана,
подышать аэрионами, послушать дроздов,
а потом вернуться домой и посмотреть
завершение этапа Большой петли.


ПЕЙЗАЖИ И НАТЮРМОРТЫ

на лужайке городского парка
пожилой художник
расставляет свои картины
и устраивается в тени под деревом
на складном стуле

он смотрит на людей
проходящих мимо его картин
никто не останавливается
никто не спрашивает о цене
пейзажей и натюрмортов
никто их не покупает

собираются облака
сеется легкий дождь
художник накрывает
картины пленкой
а сам прячется
под деревом

дождь вскоре заканчивается
художник складывает пленку
и убирает в сумку

он смотрит на людей
проходящих мимо
иногда сам прохаживается

никто не останавливается
возле его картин

никто не спрашивает о цене
пейзажей и натюрмортов
никто их не покупает


КАФЕ НА УЛИЦЕ СКАРНЮ

ему где-то под сорок
он сидит за столиком открытого кафе
положив голову на спинку кресла
закрыв глаза
солнце греет его лицо
перед ним на столе бокал пива
вдоль улочки лотки
на них выложены поделки и сувениры
дальше церковь св. Петра
я брожу по Старому городу
выбирая где бы пообедать
и наконец понимаю что остался сидеть
за тем столиком
возле церкви
положив голову на спинку кресла
закрыв глаза
думая то ли о солнце
то ли о вчерашнем концерте
Джеймса Солберга
то ли еще о чем


ПЕРЕМЕНЫ НА СМИЛШУ

сегодня я гулял по Старой Риге
услышав музыку
я завернул на Смилшу
и увидел на проезжей части
закрытой
для личного транспорта
столики
обнесенные загородкой
в углу
на черном инструменте
играл пианист
я сел за столик
и заказал бокал «бордо»
с закуской
цветом вино напоминало пиджак
музыканта
а по вкусу очень подходило
к музыке
на оконном стекле в соседнем доме
откуда официант принес вино
я прочитал
«ночной клуб “Филинг”»
(это в переводе)
и я подумал
«еще недавно здесь было заведение
под названием “Касабланка”
где диджеем работал
Сергей Тимофеев
известный верлибрист
вряд ли он остался без работы
но жаль что изменились
название и декор»
допив вино
я сунул между клавиш пианино
пять латов
для пианиста
который их ловко вытащил
наигрывая левой
рукой
синкопы
и поклонился мне
я помахал
в ответ


СКУЧАЮЩИЙ ПОСЕТИТЕЛЬ

на выставке произведений художников
из объединения CoBrA я бродил
растерянный от холста к холсту
девушка-искусствовед открывая
выставку сказала что картины
были собраны неким коллекционером
и переданы в дар музею не местному
а бельгийскому еще она говорила
об оригинальном языке выразительных
средств и мире мистических образов
все это звучало интригующе
и значительно но меня почему-то
в первом же зале разобрала тоска
и не отпускала все то время пока
я обходил помещения рассматривал
картины читал таблички и изречения
художников вывешенные на стенах
потом я купил дорогой буклет
и вышел на осеннюю улицу
в сквер осыпанный листьями
с чувством что провел
в галерее
немыслимо много лет

___________________________
     CoBrA – авангардистское движение, активное в 1949-1952 гг. Название было придумано К. Дотремоном по первым буквам родных городов участников движения: Копенгаген (Co), Брюссель (Br), Амстердам (A).


МЕЧТА ЭЙНШТЕЙНА

он говорит:
«если ты живешь собачьей жизнью,
у тебя всегда найдется,
о чем писать.
собачья жизнь полна разных тем.
можно писать о всех углах,
фонарных столбах,
камнях, которыми в тебя швырнули,
ботинках, которыми тебя пнули,
о всех сучках квартала
и всех кобелях,
и о холодных ночах,
и о жарких днях,
о том, что у тебя язвы на голове и лапах,
о том, что у тебя несварение желудка,
о том, что тебя замучили блохи,
и слезятся глаза,
о том, что ты оглох на одно ухо,
о том, что ты подыхаешь
в одиночестве каждую ночь,
а на следующую принимаешься подыхать снова.
просто кладезь эта собачья жизнь.
всегда есть, о чем рассказать.
но если ты нормальный домашний пес
и жрешь четыре раза в сутки,
и у тебя ничего не болит,
и мысли о сучках тебя не донимают,
потому что тебя кастрировали,
ну и так далее,
то о чем же тебе писать?
никаких тем.
остается только лакать воду из миски,
смотреть телевизор
и спать».

мы сидим в ресторане Bestsellers
на первом этаже Albert Hotel.
уютный зал,
одна стена которого занята книжными полками
и большим диваном под ними.
на оранжевой спинке дивана написано:
That’s relativity! A. Einstein.
на полках поставлены и разложены книги
с именем Альберта Эйнштейна на обложках и корешках.
я не бывал здесь раньше,
и в начале ужина он объяснил,
что название Albert Hotel никак не связано
с улицей Альберта, что находится по соседству,
той самой, где стоят
знаменитые дома Эйзенштейна.
отель назван не в честь основателя Риги
и Ливонской конфедерации
епископа Альберта фон Буксхевдена
(хотя «букс» здесь было бы кстати),
а в честь Альберта Эйнштейна.
дело в том, что основатель теории относительности
переписывался с неким рижанином
по имени Рудольф Карклиньш
и мечтал побывать в Риге.
но мечта его не сбылась,
и отель этот как бы памятник мечте Эйнштейна,
говоря романтически,
а говоря прагматически – неплохой рекламный
ход для приезжих.
гостиницей управляет эстонская компания
Legend Management.
вот они и придумали такую легенду,
основанную на реальных фактах.
отелю уже пять лет.

«город растет и трудно уследить,
где что открывается», –
сказал я.
«приятное место.
есть еще другое, тоже под библиотеку
или читальный зал, –
сказал он, –
но попроще».
«да, –
сказал я, –
в Спикери. там я был».
«а конкурс проектов по развитию этого квартала,
“квартала творческой индустрии”…»
«его так и называют?» –
спросил я.
«представь, так и называют,
официально».
«мощное название».
«конкурс проводился в 2006,
как раз когда открылась эта гостиница».
«надо же, какое совпадение» –
удивился я.

мы встретились в Bestsellers,
чтобы отметить выход его новой книги.
настроение у него было вначале
совсем не праздничное,
но постепенно он развеселился
и сказал, что книжка, может быть, совсем неплоха,
и что он подумывает о новом романе.
«отличная книга, –
сказал я. –
замечательная книга,
а следующая будет еще лучше».
мы налили амароне,
чокнулись, отхлебнули
и принялись доедать утиную грудку медленного
запекания с мармеладом из красного лука
и припущенной в вине
грушей.
Bestsellers – самое подходящее место
для таких встреч.


ДЫХАНИЕ ВЕСНЫ

клерки покидают свои офисы
засветло,
и сквозь пожухлую прошлогоднюю траву
пробивается зелень,
и на ветвях громко поют птицы,
а лауреат
нобелевской премии по литературе
Герта Мюллер
курит у входа в здание Малой Гильдии,
ожидая начала встречи
с читателями.
она прочтет им три главы
из романа «Качели дыхания»,
а потом ответит на вопросы журналистов
и, не заглянув в комнату,
где устроен прием в ее честь,
выйдет на улицу
и пойдет к Домской площади,
а та совсем рядом,
за углом.
в этот час уже стемнеет,
и с Даугавы будет дуть холодный ветер.
ветры этой весной
холоднее и сильнее обычного.
у Герты Мюллер
легкая куртка,
легкий шелковый шарф,
и волосы ее треплются на ветру.


ДВОРИК НА ВАЛЬНЮ

во дворике на Вальню
на высокой колонне
стоит золотой рыцарь

копия того что
сторожил когда-то
артезианский источник
у Пороховой башни

оригинал хранится
в одном из рижских
музеев

дворик вымощен
узорной плиткой

дворик закрывает
стеклянная крыша

в колодце дворика
сумрачно и прохладно

в дальнем углу дворика
арка

приоткрытая
дверь-решетка

за ней улица
и яркий свет


ТРИ ЧАСА ХОРОШЕГО ДЖАЗА

он играет
потом курит прохаживаясь
по теневой стороне
Смилшу
вдоль зданий в стиле
эклектизма и
буржуазной классики
на нем черная водолазка
кожаный пиджак
черные волосы собраны
в косичку
ему лет тридцать пять – сорок
докурив
он возвращается
и снова принимается играть
на маленьком черном
рояле
поставленном
у входа в ресторан «Филинг»
хороший джаз
три часа
с 12 до 15
во время бизнес-ланча
музыку слышно
издалека
я слышу ее
даже у Пороховой башни
на улице Вальню


СЕРДЦЕ ЕЩЕ СТУЧИТ

в гипермаркете Rimi после восьми часов тихо и пусто из динамиков доносятся каверы старых роковых песен эту пел когда-то Рой Орбисон эту Чак Берри это Битлы это Роллинги а это знаменитая песня Джеймса Хорнера «My Heart Will Go On» в исполнении Селин Дион

«Near, far, wherever you are» наполняет все углы огромного торгового зала и заставляет резонировать огурцы помидоры бананы яблоки авокадо манго печенье торты буханки булки куриные крылышки ножки грудки говяжьи котлеты и шашлыки

и много еще чего съедобного и несъедобного но обязательно дорогого так уж повелось что цены в Латвии выше не только средних прибалтийских но даже и средних европейских

и потому обычно я трачу здесь больше десяти латов за что на кассе получаю маленький призовой купон который дает мне право на бесплатную чашку кофе и булочку во время рекламной акции то есть до конца июня

слушая как поет Дион я думаю что сейчас подходящий случай воспользоваться этим правом взять горячий кофе сесть за столик возле кондитерского отдела и отдаться простому удовольствию вкуса и слуха я так и делаю

но пока я отовариваю купон голос Селин Дион умолкает и я допиваю кофе под много раз слышанную песню название автор и исполнитель которой мне неизвестны


––––––––––––––––––––
    My Heart Will Go On («Моё сердце будет биться дальше») – песня Джеймса Хорнера (музыка) и Уила Дженингса (слова), записанная Селин Дион; заглавная композиция фильма «Титаник» (1997); один из самых популярных синглов в истории поп-музыки.