Экзамен

Тамара Петровская
     Институт...академия...университет.... У каждого они вызывают свои ассоциации, воспоминания, имена и мысли. И как-то параллельно в памяти всплывает еще одно - сессия.    
     О, сессия! Это не просто сдача зачетов и экзаменов. Это – стресс, шоу с элементами клоунады, стриптиза, трагедии, мелодрамы.
     Это – слезы и смех, желание расцеловать преподавателя или треснуть по голове учебником по его же предмету.
     Это – триумф и позор, причем одно другому зачастую не мешает, а все зависит от игры «актера», то есть, студента. Короче, кто проходил, тот знает. 
     И кто из нас не испытывал эти волнения, когда до экзамена рукой подать, а кажется, что в голове пустыня или перепутаны все провода, потому что учить надо было не в последнюю ночь, а в течение семестра. И вопрос один - как из этого всего выкручиваться?

     Я начинала учиться в техническом институте, где изучала пять видов химии, физику и прочие, милые сердцу, точные науки. Но я вовремя поняла, что специальность технолога  - это не мое и перевелась в экономический ВУЗ, о чем ни дня не пожалела.
     Правда, оказалось, что в экономическом институте все мои физики-химии не нужны, а надо совсем другое, потому пришлось досдавать массу предметов. Но мне, после моего предыдущего места обучения, всякие там история, экономическая география и прочая легкотень были, как «мама мыла раму».

     Позже, преподавая в ВУЗах, я всегда говорила студентам: «Вам бы в наше время поучиться, вот тогда б вы узнали, что такое счастье».
     Действительно,  какой букет ненужного барахла впихивали в наши головы: научный коммунизм, материалы всех съездов ВКПб, КПСС, ВЛКСМ и т.д. А еще в обязательном порядке конспектирование работ Ильича. Как будто без этого специалист – не специалист.

     Но это все присказка. Учиться мне всегда нравилось и нравится до сих пор. Но во время студенчества я отфильтровывала то, что мне пригодится в будущей работе и то, что надо просто сдать для зачетки. 
     Если первые предметы я всегда учила, то со вторыми поступала просто – готовила «бомбы», тем самым убивая двух зайцев: пока пишешь, что-то в голове остается, и на экзамене страховка, поскольку списывать я умела виртуозно и никогда не попадалась, кроме одного раза, о чем и пойдет речь. Время показало, что моя сортировка была правильной.
     Сдавали мы «экономико-математические методы и модели». Предмет сам по себе своеобразный и интересный, но дело было в преподавателе. Он недавно развелся с женой, потому люто ненавидел весь женский пол, независимо от знаний и оценок в зачетке.
     Зная это, наши мальчики  ходили важные и довольные, справедливо считая, что у них-то вожделенный «трояк» уже в кармане. Девчонки пригорюнились слегка, а я начала вооружаться.
     Добросовестно написав все «бомбы», к юбке пришила карман, вложив в него все листки и скрепив булавкой.
     Пришел час расплаты. Преподаватель не изменился в отношении к женскому полу, всех студенток мерил презрительным взглядом, а с мальчишками ворковал про футбол. Наши, как всегда, и в то время проигрывали, так что им было, о чем поговорить.
     Я взяла билет, выждала время, порисовав чертиков на пустом листочке. Потом, отсчитав в кармашке нужное количество билетов, достала свой. Душа почти торжествовала и, как минимум, «хорошо» я уже видела в своей зачетке.
     Тем временем меня позвали на плаху. Я уже села перед преподавателем, но забыла билет на парте, и он попросил меня его принести.
     Я встала и тут....мои «бомбы» веером рассыпались из-под юбки. У преподавателя глаза стали больше очков, в аудитории наступила сначала тишина, а потом раздался дикий хохот, к которому присоединились и я с мучителем. А что мне было терять уже? Помирать, так смеясь!
     На его наивный вопрос: «Что это?», был такой же наивный ответ – «бомбы».
О, видели бы вы торжествующе лицо этого змея! Он сказал: «Ну все! Теперь Вы будете ко мне ходить до окончания института!». На что я ему нахально ответила: «Вы делаете мне предложение?».
     Бедный преподаватель замер от такой наглости, а я, быстренько собрав свое богатство, удалилась из аудитории с гордым видом поруганной невинности.
     Но смех-смехом, а «хвост» надо было обрубать, а другой преподаватель не принимал этот предмет. Я опять заправила «патроны», проверив надежность крепления, и пошла сдаваться.
     На пересдаче я была одна, а мои болельщики остались за дверью, которую специально не закрыли до конца, чтоб ничего не пропустить.
     Увидев меня, злыдня расплылся в ехидной улыбке и спросил: «Ну, как, сегодня надежно прикрепили?». Я ответила: «Не волнуйтесь, дважды бомба в одну воронку не падает».
Но это я снаружи была вся уверенная, а в душе все тряслось перед пачкой билетов на столе.
     Но тут, видимо, Бог, боженята  и вся небесная братия устыдились в том, что прошлый раз не помогли и повернулись ко мне лицом...и я взяла...тот же билет, что и прошлый раз!!! Есть все-таки в жизни справедливость.
     Меня, конечно, как неблагонадежную, посадили на первую парту. Но я уже поняла, что мое дело – правое и я буду победительницей, а потому  решила идти ва-банк и давить противника своим напором.
     Заявила, что отказываюсь от подготовки и отвечаю сразу, а для задачи напишу только алгоритм решения. Глаза у него опять стали больше очков, но ехидное выражение сменилось на заинтересованное, и он согласился.
     Отбарабанив весь билет, ответив на десяток дополнительных вопросов, с оценкой «хорошо», с улыбкой преподавателя и его словами: «Спасибо за прошлое шоу! Такого я еще не видел», закончилось мое маленькое приключение, о котором мы еще долго с хохотом вспоминали, потому что жить надо весело, что бы ни случилось. А самообладание и юмор выручали меня еще много-много раз и в институте, и во всей дальнейшей жизни.