благословение Кьеркегора

Евгений Дюринг
Кьеркегор говорит что люди прибегающие к «опосредованию» в отношении с абсолютным похожи на книги титульный лист которых по ошибке остался вне переплета

он имеет в виду что «опосредование» уравнивает абсолютное с относительным и превращает его в страницу похожую на другие страницы из которых состоит книга жизни

в том-то наверное и заключалась моя ошибка что я хотел чтобы абсолютное направляло меня в моей жизни словно маяк чтобы оно изменило ее сделало ее «достойной» «торжественной»

хорошо звучит эта фраза «сохранить ту торжественность то достоинство с которым ему впервые удалось экзистенциально обрести ориентацию на абсолютный телос»

но Кьеркегор здесь подразумевает торжественность внутреннюю которая не должна искать для себя выражения во внешнем

мне же хотелось чтобы изменился весь мой облик вся моя жизнь

в десять лет я хотел походить на пожилого доктора Сальватора из кинофильма «Человек-амфибия» или профессора Снегга из фильмов о Гарри Поттере

мне хотелось так же как они шагать неторопливо с достоинством никогда не улыбаться и держать в голове какой-то великий план

Кьеркегор знает об этом стремлении но считает его опасным

надев монашескую рясу строгий костюм или черный плащ придав своему лицу торжественное выражение человек превращает внутреннее во внешнее и тем изменяет абсолютному

внешнее это всегда соблазн что-то вроде якоря с помощью которого человек хочет сделать постоянным неизменным свое отношение к абсолютному

но абсолютное не терпит никаких внешних знаков никаких якорей

когда понимаешь это избавляешься от желания стать похожим на доктора Сальватора
профессора Снегга или героев Брюса Уиллиса

избавляешься от желания выпрямить спину иметь благородное застывшее лицо и говорить уверенным тоном

становишься естественным иногда веселым иногда задумчивым

и вот уже тебе кажется что ты справился со своей задачей но тут тебя подстерегает другая опасность

начинаешь думать что абсолютное не требует вообще никаких усилий что оно всегда с тобой что ты можешь делать все что угодно не нарушая этим своего отношения к абсолютному

ибо поистине трудно понять в чем же состоит наша обязанность по отношению к абсолютному если ему не нужно ничего внешнего

начинаешь думать что оно не требует ничего

и выпадаешь из подлинной экзистенции

подлинное экзистирование это тонкая грань и удержаться на ней труднее чем на канате

хорошо еще что для упавшего всегда остается возможность повторить попытку

я прочел две трети «Ненаучного послесловия» но так и не разобрался в позиции Кьеркегора

я припоминаю что где-то в начале он говорит о невозможности  прямого высказывания о невозможности научить правильному отношению к абсолютному о том что такое отношение каждый должен строить самостоятельно

если так то его книга не карта не указательный столб и тем более не байк не авто не аэробус на котором можно с удобством добраться до цели

она всего лишь косвенное выражение того способа которым он удерживал себя в подлинном экзистировании всего лишь пример призыв удержаться на грани

поэтому из нее нельзя извлечь никаких прямых указаний

и мне остается самому учиться экзистенциальной эквилибристике получив благословение Кьеркегора
________________________________
      «...Совсем как титульный лист, который так и не включили в книгу, когда ее переплетали». – С. Кьеркегор. «Заключительное ненаучное послесловие».