Страница посвящена Катерине Литовченко

Лина Томчи
Вот красоте божественной служенье.
Божественность исходит из души,
В сознании находит отраженье.
Во благо чудодейство дух творит.
          *  *  *
Они обычно в тайне плачут.
И твёрд в их теле дух, как сталь.
Судьбой тяжёлый крест призначен.
На высоте их дум мораль.
        *    *    *

И руки, и ноги её неподвижны,
Но жизнью она полноценной живёт.
Она самородок  и гордость Отчизны.
Шедевры зубами свои  создаёт.
Свой край величавый в полотнах возносит,
В твореньях  пытаясь   красу  передать.
Трав шелест до  слуха   ей ветер доносит.
Дано в мир чудес ей на крыльях  взлетать.
Даны ей от Бога талант и призванье.
Готова я встать на колени пред ней.
Пою  я о ней слабакам в назиданье,
Поставив  её  в ряд   «Великих людей».


С 12 лет маленькая Екатерина Литовченко начала заниматься воздушной акробатикой, а в 14 лет успешная девочка уже выступала с труппами в Москве и Ленинграде. Екатерина закончила десять классов, поступила в местное торговое училище. Ей приходилось совмещать работу и выступления. Но роковая трагедия случилась с молодой талантливой и подающей надежды артисткой цирка 40 лет назад – летом 1968 года. Во время тренировок воздушного трюка 19-летняя девушка-акробат неудачно приземлилась на батут и вмиг свернула себе шею. Диагноз врачей стал приговором на всю жизнь – «спинномозговая травма с повреждением четвертого и пятого шейных позвонков. Паралич обеих рук и ног, полная неподвижность на всю жизнь». Аплодисменты, яркий свет прожектора, арена, – и двери цирка были закрыты для девушки навсегда. Один на один она осталась со своим недугом, прикованная к постели.

По словам Екатерины Ивановны, она четко следовала рекомендациям врачей, а именно – укрепляла мышцы шеи. «Я заставила свое тело подчиняться мне, а помощницей и ангелом хранителем мне на всю жизнь стала моя сестра Ирина. От первых проб и сотни испорченных листов бумаги и до первых букв прошли года. Удалось сделать практически невозможное – научиться писать заново», – вспоминает художница. И тогда первые письма-весточки полетели в разные уголки Украины друзьям-инвалидам о том, что нужно учиться жить, как она – по-новому и не сдаваться. А потом появились и первые простые рисунки-открытки с цветами, зверями и птицами. Сейчас у Екатерины Ивановны потрясающе ровный почерк, округлые буквы, как у школьницы-отличницы. Она ведет блокнот, куда старательно записывает важные даты, дни рождения друзей и их почтовые адреса. «Травма лишила меня всего, но карандаш стал спасительной соломинкой, он вернул меня к жизни, и возродилась надежда. Шли годы, и я подумала, почему бы не нарисовать что-то серьезное. Родилась первая картина», – говорит она.

Екатерина Литовченко говорит, что ее картины помогают людям обреченным не сдаваться. «Человек может жить даже в самых тяжелых ситуациях. У меня нет ног и рук, но есть голова. В сложных условиях человек способен на чудеса. И это главное! Мне присылали письма люди, которые хотели покончить с жизнью, но, узнав обо мне, о моей тяжелой судьбе, меняли сразу же свое решение. Каким бы тернистым не был мой путь, жизнь прожита не зря. Я уверена в этом! Человек способен на очень многое, нужно не лениться, не замыкаться. Нужно жить».

На картинке выше коллаж работ Катерины, сделанный Владимиром Мурзиным, благодаря нашему поэтическому содружеству
Заходите и на эту страницу http://www.liveinternet.ru/users/ipola/post221326261/