Холст

Сергей Эсте
Художнику Александру Савченкову, Таллинн

Обыкновенный лист в старом блокноте, разлинованный в клетку. Совсем не гладкий, с помятыми краями и пожелтевшей бумагой. Перо в руке выводит первые буквы и останавливается. Никак не напишет слова, которые помогут заглянуть за тонкую поверхность холста, будто задёрнутого не очень прозрачным покрывалом.
А за этим покрывалом сидит человек, совсем пожилой мужчина, с резкими бороздками морщин на лбу, не эстетично расставленными ногами. На коленях кисти рук ладонями вверх, и в них лежат яблоки. Лицо не выражает ничего. Взгляд не задумчив, не поражает ничем. Может быть даже, в эти минуты и не видит человек чего-то перед собой, а блуждает где-то в памяти, или погружён в незримую точку вдали. На нём какой-то странный белый балахон, помятый и не очень чистый. Усталый человек, прошедший много дорог, и не выбирающий сейчас новой, а присевший на обочине, чтобы отдышаться. Старик.
И не было бы ничего особенного в этой картине обыкновенного измождённого человека, если бы не два огромных белых крыла за его спиной. Одно крыло сильно развёрнуто и стремится ввысь, а другое неестественно согнуто и приникло к земле.
Ангел. Усталый старик-ангел.


Почему-то мне стали попадаться на глаза картинки с ангелами, молодыми, гладкими, чего-то там вздымающими, зовущими и осеняющими. Я спрашиваю молодых приятелей: «А это юноша, или девушка?» И мне терпеливо объясняют: «Ангел — бесполое, вечно живущее, высшее существо.»
Что-то не видно по картинке. Художник напутал! Руки надо было не класть на худые колени, а поднять в знамении! И взять пальмовую ветвь! Это же красиво и символично. А он, вот так, грубо и примитивно, с согнутыми пальцами, суставы которых сводит от боли. И яблоки лежат просто так. Есть не собирается, ему не надо. Вроде, и не соблазняет ими никого. Да ему и не пристало, не Змей же — Ангел. И причёска совсем не гладкая. И никуда не зовёт. Присел на минутку после тяжёлой, очень тяжёлой работы, и ждёт чего-то. Чего ждёт? Может того, что кто-то позовёт?
И тогда вдруг не станет морщин на лбу. Мощно расправятся крылья. Руки сильно и твёрдо протянутся туда, где они нужны. И исчезнет усталый старик.
Вечный Ангел — существо высшего порядка.


Усталый Ангел с яблоком в руке.
Немного отдохни, и будет легче.
Какую ношу ты взвалил на плечи?
Из века в век не можешь налегке.

Быть может, вспомнил из далёких дней
Святое что-то , что нельзя нарушить,
И так навечно согревает душу,
Что крылья расправляются сильней.

Усталый Ангел.
Яблоко в руке.
Немного отдохни.


Сергей Эсте  09 — 10 декабря 2008 года, Таллинн