Сага первой любви 11

Александр Рубэнс
Сага первой любви.11
Ноябрь 26…
               
Обходя кедрачник, по правой стороне от озера, по припорошенному тундровому кочкарнику, то по зарослям мелкого кустарника, Александр, несмотря на то, что был с детства привычен к дальним переходам, несколько отставал от молодой женщины, легко и уверенно, шедшей впереди. И она приостанавливалась, делая вид, что высматривает, что-то в дали, где уже прояснялся горизонт с синей полоской подножия гор. И в этом был особый, присущий ненавязчивый такт, характерный, для северных женщин, чтивших достоинство мужчин, и только когда, Александр и молодая женщина миновали густой ольховник, женщина обернулась, махнув рукой в сторону балагана.
 - Ты иди пока, а я пройду прямо к речке.
Согласно кивнув, Александр, ни о чем, не спрашивая, пошел по едва приметной заснеженной тропе. Недалеко от балагана напротив входа, еще чадил сизым дымком прогоревший костер, а рядом на плоском камне стоял начищенный медный чайник. Не дожидаясь, хозяйки, Александр собрал в кучу чадившие головешки, обложив их сухим валежником и  смолистыми поленьями кедрача. И вскоре, шипя и потрескивая в первых язычках пламени, костер весело разгорелся, а со стороны юколькина стоявшего на обрыве послышался легкий всплеск весел. Не мешкая, Александр прошел к обрыву, быстро спустившись по тропе к лодке, только что приставшей к берегу.
                - А что не сказала, я бы помог сетку выбрать  – не зная, как назвать по имени, обратился Александр, испытывая неловкость и за свою не догадливость.
                -А зачем, дело привычное,- рассмеялась молодая женщина – Ануан, меня зовут, а тебя как?
                -Александр…
                - А ты здешний, или нет? Что-то я тебя раньше не видела.
                - Да и я тебя – улыбнулся Александр- а я здесь с рождения. Просто бываю теперь реже…
                - А мы с Рекиник переехали, года три назад, как рекиники закрыли. Брат вот вчера, в табун к оленеводам на вездеходе отправился. Он зоотехник. И родители в табуне. На завтра Никифор обещал, на прицеп взять, помочь рыбу вывезти. Он сегодня уже со своим семейством в поселке. А у нас лодка пока без мотора.
                - Разгрузив и вытащив лодку на берег, Александр помог разделать несколько попавших в сетку рыбин.
                - А ты нечего, умеешь рыбу разделывать.- молвила хозяйка рыбалки, когда они направились к балагану.
                - Да не забыл вроде. Так ты вдвоем с братом рыбачила…
- Когда с ним, когда одна…
                - Смелая.
- А чего боятся!? Чуть выше по реке Никифор с семейством, все лето рыбачил.
- А сегодня…если бы одна.
- Ну вот, не одна, – улыбнулась хозяйка - Мне вся тундра дом, в табуне, считай выросла. Да, и Чийча скоро с « передачкой » прибежит. Это моя собака, я ее с Никифором в поселок отправила. Прибежит через старое жилище, так короче. Она у нас, как почтальон.
- И зачем же, ты ее отправила?
- Ну свечку, пачку заварки и хлеба притащит. Никифор завтра будет, только ближе к вечеру по приливу. Ты ведь, знаешь, под сопкой иначе не пройти.    
И действительно, через некоторое время, словно почуяв запах только что сваренной ухи, на тропу из ближайшего кедрачника, выбежала лайка белой масти с « передачкой» прилаженной на спине виде не большего рюкзачка.
- Ну, теперь будет и чем чай заварить и свет в балагане, правда Чийча – поощрив лайку кусочком нерпичьего жира, Ануан отстегнула с ее спины поклажу,- умница, умница Чийча. Тебе юколы или ухи остудить?   
Скосив глаза на Александра, Чийча негромко гавкнула.
- Ага, значит все-таки юколу, хитрая ты у меня. Знаешь, что остатки от ухи и так достанутся.


После сваренной ухи и крепкого чая, хозяйка отправилась в балаган, где уже гудела жаром жестяная печь, а Александр, пока совсем не стемнело, нарубил дров из старых ольховых жердей. И когда костер вновь разгорелся пламенем, обозначив оранжевый круг на притоптанном снегу, голубевшие до этого сумерки, заметно сгустились, резко оттенив лунный диск, с первыми блестками звезд среди раздернутых облаков. И по мере того, как подступала ночная темь, вбирая в себя окружающее пространство, все более  ярким становилось пламя костра, осветившее вход балагана, из которого вновь показалась молодая хозяйка.
Но на этот раз она была в расшитой орнаментом кухлянке с белой опушкой широкого ворота, чуть обнажавшего смуглые плечи. А вместо платка, что ранее, по-старушечьи покрывал до самых бровей высокий лоб, на голове красовались ленаты с длинными ниспадавшими на косы бисерными нитями. И уже не молодая женщина, а девушка с большими раскосыми глазами и бровями в разлет, подошла с бубном к костру, где сидел загрустивший Александр.
- На, подержи – просто сказала она, подавая Александру бубен, прозвеневший подвешенными колокольчиками, и отойдя к грубо сколоченному столу, где стояла чаша с заранее приготовленным содержимым, вернулась к костру.
Вытянув над костром руки с чашей, она пропела мотив из  нескольких слов и вылила содержимое в центр костра. Вспыхнув, пламя слегка взметнулось, затрещало, выбрасывая искры, а в воздухе, разнесся аромат настоя трав и характерного запаха нерпичьего жира.
- Так всегда делают наши в конце рыбалки, – сказала Ануан, зардевшись лицом, толи от взгляда Александра, толи от жарко пламеневшего костра.
- Я знаю, и наши местные, так же делают, , ну может, чуть и по другому. И шаманить будешь – улыбнулся Александр, невольно вновь, засматриваясь на девушку в свете костра.
- Нет, я шаманить, не умею,- смутилась Ануан, и принимая в руки бубен и колотушку, пояснила - песню родовую буду петь. Так надо.
После двух пробных ударов в наступившей тишине послышались едва уловимые звуки вибрирующего бубна, которые, казалось, управляли пламенем, делая его, то угасавшим, то зыбко вспыхивающим, и звуки постепенно нарастали в ритмах, и в этих ритмах зазвучал, усиливаясь, голос Ануан, выводя интонациями старинный мотив без слов. И, наконец, когда на ритмы бубна отозвалось эхо ближайших сопок, Ануан оборвала пение кликом, словно это не она, а чайка, прокричала, низко пролетев над водой.
- А еще что ни – будь, можешь? – спросил Александр восхищенный интонациями красивого грудного голоса.
- Александр, а как ты сумел пройти топкую тундру!? - вопросом на вопрос, вдруг отозвалась Ануан –Никифор говорил, что по ней и зимой-то опасно проходить.
- А я и сам не знаю… Вначале вроде тропа была…а как дальше шел не помню. Помню, как в одном месте, вдруг все, как зыбью пошло. И кругом, болотная марь с черными окнами. И выбрался, как, спроси - не отвечу. Все, как во сне…

Северянка, моя северянка…
В черных косах речная синь,
В цвет осенний листвы кухлянка,
Пламенеет рябиной в стынь.

Бусы в россыпь, как росы в вечер
Оттеняют овал лица…
Твои очи и песни встречи,
Неразгаданная краса.

Северянка моя северянка…
Не взлететь на одном крыле!
Не к чему песнь весны подранку,
Коль не сбыться его весне.

Лучше ты пролети, как птица,
В танце с бубном, в размах крыла,
Так порой, мне весною снится,
Образ той, что со мной была…

Северянка моя северянка
Так назвал я ее весной
Когда ночь за зарей беглянкой
Поплыла золотой луной…

Не забыть, как сияли очи…
Когда встречно тропинкой шла.
Белой птицей - июньской ночи,
Уплывая в мои крыла…

- А ты и сейчас, как во сне. Вроде здесь и не здесь и глаза грустные.
- День, наверное, такой…грустный - отшутился Александр.
- Да нет, у тебя особая грусть, я же вижу…
- Наблюдательная. – улыбнулся Александр – А тебе сколько лет?
- Девятнадцать… но я еще, ни в кого не влюблялась.– догадалась Ануан, о том, что хотел спросить Александр – Так только, дружила с одним парнем… А ты значит, ты о невесте тоскуешь?! – предположила она и не дожидаясь ответа добавила - Знаешь, я тебе такую песню спою… Ты вроде, как невесту свою услышишь, а может и увидишь…
- Ну вот, а говорила, что не шаманка, – вновь грустно пошутил Александр.
- Да, так, чуть–чуть, бабушка научила. Ну, там, какие травы от хвори собирать, и песню свою мне оставила… у меня теперь две песни, ее, и моя...
- Тронув бубен, Ануан повела мотив, словно отдаляясь от костра, отдаляясь и увлекая мысли Александра к далеким временам речной долины, когда по берегам двух слившихся рек, стояли стойбища нымылан.  И под песню без слов, что пела Ануан, возникали образы и образы рождали слова поэмы о смелом охотнике Отане Яртаги...
…Был преклонных годов Яртаги
Старый житель речной долины.
По прозванью Чаей – аппапи,
Вдохновенный жених Навины.
Оживала в словах нымылана,
Его юность в мои расспросы,
Словно видел и я яяны,
Городком, на речном откосе.
Здесь однажды тропою росной,
О любви он пропел невесте.
И в ответ над звенящим плесом,
Отозвалась Навина песней….


Звучал бубен и складывались стофы, и ничего, что песнь Ануан, вскоре сошла на нет под последние ритмы бубна. Поэма уже развивалась и жила своей жизнью, ведь Александр, не раз гостил на рыбалке Отана, что была под сопкой Муханэ, и не раз слышал от седовласого охотника, его песни и историю его молодости в той далекой старине.
- Ну, вот и вся песня – вздохнула  Ануан, глядя в задумчивый, но и в просветлевший взор Александра.- но эту песню, можно долго петь…
- Да, она как ветер, поющий в ветвях кедрача…
- Значит ты ее уже слышал. – улыбнулась Ануан, - старые люди говорят, человек уходит, а песня его остается. Выходит, что и ты Вдохновенный, раз услышал,- снова вздохнула Ануан и лукаво улыбнувшись, спросила. – Может и песня у тебя есть, своя!? Спой, твоя очередь.
- Есть…но она в словах…вот как эта…
- Северянка моя северянка…начал Александр, задумчиво глядя на присевшую у костра девушку и не досказав, перешел к словам поэмы…

Веял ветер с полян брусничных
Бело розовым мелким цветом
Расцветая красой девичьей
Пела тундра, встречая лето …- сделал паузу Александр и снова перешел к другому стихотворению…   

Есть такая красивая быль…
О невесте весенних ветров.
Прилетев к ней за тысячу миль,
Они пели ей песни без слов.

Выбор сделать она не смогла,
Кому в радость, кому на беду…
И в отчаиньи, вскинув крыла,
Стала Вешнею тундрой в цвету…

Слушая  стихи, Ануан, невольно запела свою песню, ту песню, которую обычно нымыланские девушки поют тому, кто тронул их сердце. И эта, ее песня, словно продолжила слова первых четырех строк, из того стихотворения, что не дочитал Александр. И теперь уже он внимал ее пению, и чувства его, то наполнялись тоской, то светлой легкой грустью. И видя его затуманенные глаза Ануан, как это делают влюбленные девушки, легкой птицей вспорхнула в танец, гибкая и грациозная. И зазвенел бубен в ритмах радости, и звучал голос Ануан, в призывной песне, и руки, плавно взлетая с бубном, летели, как два лебедя под ясной луной. И не мог, не взволноваться Александр, при виде танцующей девушки. Ведь каждая интонация ее голоса, находила в нем отклик. Но не сдвинулся Александр со своего места,  и не вышел, как избранник, и не приблизился в танце к девушке, не перенял бубен, чтобы ответить ритмами свой песни. И тогда, перевела Ануан свою песню в безудержный поток новых ритмов, чтобы скрыть тонкие флюиды своих чувств. И стала песня иной, и от этой песни, полыхнуло жаром сильнее, чем от костра , ввергая Александра в сумбур не растраченных чувств… но и в этот раз, уже не в песне-танце, а в танце-пляске, не пошел  он с ней рядом. И тогда новой страстной песней, огласила Ануан звездную ночь, страстью, когда горят глаза не просто весельем, но страстью шальной и не обузданной, понятной, лишь, для тех, кто уже нашел во взоре иной тайный отклик…Но эту страсть, не чувств, а чувственности, уже нельзя было назвать Любовью... И поэтому Ануан прочитав в глазах Александра все ответы на свои вопросы,  резко изменила ритм поющего бубна. И оборвался в на высокой ноте ее голос, так как и надо было завершить песню – диалог, девушке искавшей отклик -  не слепой страсти взрослого мужчины, а чувств души и сердца…
Так что же узнала Ануан, исполнив за песней песню? Нет не развеяла она тоску Александра, тоску, что туманной завесой  скрывала тайну его чувств. Но все же было в его глазах восприятие ее песни, и был задор от ее песни танца. И видела она его мучительную борьбу с самим собой, но видела и то, что не было в его мыслях  дурных намерений мужчины охваченного страстью, мужчины охочего до женских ласк. И она, чувствуя некоторую вину, за то испытание, которому она подвергла Александра,  вновь повела мотив своей первой песни, но уже без звучания ритмов бубна, и ей самой, как ни странно, было радостно - грустно и тревожно смотреть в глаза его светлых печалей…

Я тебя не сорву…
                ни цветком, ни травинкой
                ни гроздью рябины
Просто так,
                без любви…
                много ль чести тому,

Только взором очей,
                я упьюсь красотой
                твоей дивной
Словно талой воды
                снеговой,
                в роднике зачерпну…

Кто не знает Любви,
                тот не видит,
                не видит, не слышит
               
 
И не знает. Не знает,
                что такое
                Любви – Красота…