Джоконда - акростих

Никкула Кляцкий
Д/рожит загадкой сфинксовой улыбка...
Ж/еманность черт - из нежности коктейль...
О/кутал образ свет озёрной зыбкой -
К/аскадом смутных грёз пленит модель...
О/чей лукавость с тайной укоризной
Н/а суть вещей набросила покров...
Д/урманит мир улыбка Моны Лизы -
А/лмаз глубинных чувств из тьмы веков...

© Никкула Кляцкий
http://niccula.ucoz.com/

20.10.2008 г.





* Сфинксова загадка — что-либо неразрешимое, непонятное и загадочное.
В греческой мифологии Сфинкс — чудовище с лицом и грудью женщины, туловищем льва и крыльями птицы, обитавшее на скале около Фив; Сфинкс подстерегал путников и задавал им загадки; не сумевших разгадать их он убивал. Когда же фиванский царь Эдип разгадал заданные ему загадки, чудовище лишило себя жизни (Гесиод, Теогония). Отсюда слово "сфинкс" получило значение: что-либо непонятное, загадочное.

* Зыбка - колыбель.

* Модель - натурщица.


Второй вариант:
http://www.stihi.ru/2011/10/24/1380


Посмотреть и прослушать авторский плэйкаст
"ДЖОКОНДА" можно, зайдя по ссылке:


Иллюстрация: http://www.abc-people.com/data/leonardov/002-mona-face.htm
Деталь картины
Леонардо да Винчи
Мона Лиза
(Джоконда)
Mona Lisa (La Gioconda)
1514 - 1515
Масло на тополиной панели
77 x 53 см (30.31 x 20.87 дюймов)
Луврский музей. Париж, Франция


"К 1514 - 1515 гг. относится создание шедевра великого мастера — «Джоконды».
До последнего времени думали, что этот портрет был написан гораздо раньше, во Флоренции, около 1503 г. Верили рассказу Вазари, который писал: «Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джоконде портрет монны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенебло. Между прочим, Леонардо прибег к следующему приему: так как мадонна Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам».

Весь этот рассказ неверен от начала до конца. По словам Вентури, «монна Лиза, позднее Джоконда, была созданием фантазии новеллиста, аретинского биографа, Джордже Вазари». Вентури в 1925 г. предположил, что «Джоконда» — портрет герцогини Костанцы д'Авалос, вдовы Федериго дель Бальцо, воспетой в маленькой поэме Энео Ирпино, упоминающем и о ее портрете, написанном Леонардо. Костанца была любовницей Джулиано Медичи, который после брака с Филибертой Савойской отдал портрет обратно Леонардо.

В самое последнее время Педретти выдвинул новую гипотезу: луврский портрет изображает вдову Джованни Антонио Брандано по имени Пачифика, которая также была любовницей Джулиано Медичи и родила ему сына Ипполито в 1511 г. Как бы то ни было, вазариевская версия вызывает сомнение уже потому, что никак не объясняет, почему портрет жены Франческо дель Джокондо остался на руках у Леонардо и был увезен им во Францию."

Зубов В.П., Леонардо да Винчи, Издательство Академии наук СССР, М.-Л.,
1962 (http://www.abc-people.com/data/leonardov/002pic.htm)


"Женский образ как бы соткан из света, который его окутывает, обтекает, пронизывает. Проникая из глубины, свет постепенно смягчается в прозрачном покрывале, затем снова сгущается в складках одежды, между прядями волос и наконец разливается по лицу и рукам, позволяя почувствовать, как бьётся под прозрачной кожей горячий ток крови. Напрасно задаваться вопросом, что означает загадочная улыбка женщины, какие чувства таятся у неё в душе. Это не какое-то конкретное чувство, а разлитое на лице ощущение радости полноценного бытия в совершенном равновесии мира природы.
Таким образом, Леонардо преодолевает вечную дилемму между идеей и её реализацией; размышляя о живописи, представляющейся ему средством одновременно выражения и визуализации, он постепенно находит адекватный живописный язык для воплощения своей концепции мира. «Образ, создаваемый рукой художника, должен прежде пройти длительный процесс вынашивания его духом» (Маринони). Справедливо заключить, что в Джоконде Леонардо, наконец, воплотил приоритет интеллекта и искусства. В гармонии, достигнутой таким путем, заключается величие и значение картины."
(http://www.abc-people.com/data/leonardov/002-mona-face.htm)