Народная артистка России Лидия Федосеева-Шукшина

Журнал Мастерство и Вдохновение
На прошлой неделе своё семидесятилетие отметила народная артистка России Лидия Федосеева-Шукшина. Коренная петербурженка с внешностью сельской мадонны явила нам на экраны череду образов настоящих российских женщин, ради которых мужчины готовы совершать поступки или, по крайней мере, преподносить себя в лучшем виде. Лидия Николаевна оказалась на съемочной площадке рано, в 1955-ом году, ещё учась в школе, куда часто приходили ассистенты режиссёров "Ленфильма". Итогом их селекционной работы стало приглашение Федосеевой сыграть небольшую сценку в "Максиме Перепелице". Одноклассникам девушки всё равно было завидно, Лиду показали на всю страну крупным планом.

В 1959 году в прокате появился фильм Василия Ордынского "Сверстницы". Эта история трёх подруг сегодня смотрится как документальное кино: вот так тогда одевались, так мечтали о счастье простые советские люди. Обаятельная картина стала очень популярной, и большеглазую, улыбчивую, с толстой косой Таню, сыгранную Лидой Федосеевой, сразу полюбили миллионы зрителей. В их числе был Сергей Никоненко, тогда ещё кондуктор трамвая. Юноша обратил внимание, что на одной из остановок по его маршруту идут съемки (речь как раз о "Сверстницах") и запомнил участвовавшую в них симпатичную актрису. 17 лет спустя уже популярный артист и режиссёр Никоненко, так же, как и Федосеева, ученик великого педагога ВГИКа Сергея Герасимова, сыграет в судьбе Лидии Николаевны важную роль, но об этом чуть позже...

Творческая карьера Федосеевой складывалась странно. Одна из красивейших актрисс советского времени, она тем не менее снималась не слишком часто. До судьбоносной встречи с Василием Шукшиным в 1964 году на съёмках фильма "Какое оно, море?" в её фильмографии значилась всего пара картин. Похоже, режиссёры не знали, что делать с этой обезоруживающей сверкающей народной красотой. Разглядел, и, как говорит сама Лидия Николаевна, сформировал её актёрский дар муж, Василий Макарович Шукшин. Правда, случилось это не сразу. Сначало у молодой супружеской пары Шукшин-Федосеева родились две дочери, Маша и Ольга. Василий Макарович тогда интенсивно снимался ("Журналист", "Три дня Виктора Чернышова", "Мужской разговор", "У озера", "Освобождение"), много писал, как правило, от руки, а Лидия Николаевна лично перепечатывала рукописи мужа, относила в редакции журналов и издательст и занималась детьми. Для неё и Шукшина их брак был не первым, потому оба старались беречь своё счастье. Для Лидии Николаевны оно было очень трудным...

Творческий жар, постоянная борьба с советскими чиновниками от искусства приводили Макарыча к срывам. Шукшина их порой терпела, порой уходила из дома, но быстро возвращалась и прощала супруга. "Я его безумно любила, - говорит актриса, - и понимала, с кем и для чего живу..."

В 1969 году героиню в "Странных людях" Шукшин назвал Лидией Николаевной, на Восьмое марта написал повесть с посвящением "любимой своей жене". А в начале семидесятых он, по собственному сценарию, снял фильм "Печки-лавочки" о том, как деревенская супружеская чета отправилась через полстраны в отпуск на морской курорт.

Конечно, главным в этом фильме был сам Шукшин в роли Ивана Расторгуева. Но как тонко, не стараясь захватить первую партию, подыгрывает ему супруга, имя которой в фильме - Нора. Чтобы семья Шукшиных не расставалась во время съёмок, в фильме нашлись роли и для их дочерей. Они сыграли, по сути, самих себя...

В "Печках-лавочках" девичья красота Шукшиной наполнилась особой женственностью и проявилась в обстановке реальной советской жизни, отображенной в фильме. Лидия Николаевна вспоминала, что тогда они почти не репетировали на съёмочной площадке, все обговаривали дома и доверяли друг другу. Директора съемочных групп только радовались, что режиссёр не тратит пленку на бесконечные дубли...

И следующие героини Шукшиной - Люба Байкалова ("Калина красная"), Глаша ("Они сражались за Родину") уже воспринимались как пример идеальной русской женщины. В чём-то наивной, в чём-то рассудительной, в чём-то кокетливой, но всегда самозабвенно преданной и готовой ради счастья своего любимого к любой жертве. Егора Прокудина в "Калине Красной" и Петра Лопахина в "Они сражались за Родину" сыграл, конечно, Василий Шикшин...

Скоропостижная смерть Шукшина разрушила все замыслы и надежды... В 36 лет Лидия Николаевна стала вдовой с двумя детьми. Старшей из них, Маше, было в тот момент всего семь лет... Первым руку помощи Шукшиной протянул Сергей Никоненко, пригласив в свой фильм "Трын-трава". Семейную комедию о том, как комбайнер Степан любит свою жену Лиду, посмотрело 20 с лишним миллионов зрителей. Во время съемок Лидия Николаевна обрела друга. Красавец кинооператор Михаил Агранович покорил сердце вдовы своим архивом, в котором было собрано всё, что связано с Василием Макаровичем, - рассказы, интервью, статьи... Десять лет они прожили вместе и расстались без скандалов. И по сей день говорят о друг друге очень хорошо... Маша не раз поддчеркивала, что они с сестрой благодарны Мише за помощь и опеку, поддержку, оказанную их матери...

Дружба Шукшиной с продюсером группы "На-На" Бари Алибасобым, наоборот, вызывала кривотолки... В 1998 году Лидия Федосеева-Шукшина дала себе слово пять лет не давать никаких интервью, не принимать участия в разных теле-шоу... Духовным обетом благославил её архимандрит Никон из Свято-Николо-Шатомского монастыря. Прошло уже десять лет, а мораторий на общение с прессой актрисса сохраняет... Исключение сделала только для юбилейного фильма канала "Россия".

Говоря о творческой жизни актриссы Лидии Федосеевой-Шукшиной было бы не правильно ограничиться лишь её пасторальными ролями. С годами в актрисе проявились другие краски. Первой её заметила ещё Динара Асанова и стала приглашать Шукшину в каждый её фильм, хотя бы на эпизодические роли ("Ключ без права передачи", "Беда", "Жена ушла",
"Никудышняя", "Пацаны"). Лидия Николаевна начала сниматься в ролях городских женщин, и город ей оказался к лицу... В 1983 году сыграв в фильме "Демидовы" императрицу Анну Иоанновну, она впервые облачилась в царское платье... И пошли приглашения в историческое кино... Из самых заметных - жена посла ("Виват, гардемарины!"), Екатерина Вторая ("Графиня Шереметева"), дама по улаживанию щекотливых ситуаций Амалия фон Шпильце ("Петербуржские тайны"). Открылся и комедийный талант актрисы! Одна мадам Грицацуева в телефильме "Двенадцать стульев" 1976 года чего стоит! Образ свекрови в телефильме "Женская интуиция" тоже своеобразна. Есть чему поучиться молодым актрисам у Лидии Николаевны!

Сегодня Федосеева-Шукшина занимается литературным наследием мужа, изредка снимается, активно участвует в Шукшинских днях на Алтае, на родине Василия Макаровича Шукшина. Земляки писателя её глубако уважают. С 24 по 27 июля прошли Всероссийские Шукшинские дни... Старшая дочь Василия Макаровича, Маша, - тоже актрисса, телеведущая, счастливая мать четверых детей. У Лидии Николаевны Шукшиной - пять внуков: сын дочери Ольги - Василий и дети Маши - Анна, Макар, Фока и Фома.

По материалам Чикагских газет  и журнала Теле-Неделя.