Осеннее о феврале

Надя Яга
       Марку Шехтману с благодарностью за стихи, легшие в основу цикла

1. Февраль и птица

       "И с ней мы позабудем про февраль,
       Про колкий снег и зябкую простуду.
       Мы сядем в круг, мы с клетки снимем шаль,
       Слух обратим к сверкающему чуду.

       Спой, птица, нам, как пела ты всегда!
       Лей звуки из хрустального колодца!
       Твой сладок хлеб, твоя свежа вода!

       ...Но что-то нынче птице не поётся"

       М. Шехтман
       "Февраль и птица"
       (http://www.stihi.ru/2007/12/18/69)


В её глазах – не боль, не сон, не грусть,
А, может, мысль – своя, не человечья,
А за окном мороз и веток хруст,
Тягучий зимний, надоевший вечер.

Она молчит. До завтра? Навсегда?
И мы молчим, боясь спугнуть молчанье,
Опять февраль и снег на проводах,
Блик света на давно остывшем чае,

Так тихо, и так ясно в тишине,
Что звуки не нужны и невозможны,
Не только слово – вздох неосторожный,
Прогонит блик и тени на стене,
И сказка обернётся глупой ложью,
Давно не нужной ни тебе, ни мне.


2. Февраль


       "Пусть будет так. Пусть страх Ваш или смех,
       Расчётливость ли, трезвость, – суть не в этом…
       Я всё приму от Вас во имя тех
       Февральских дней ...."
       М. Шехтман
       Февраль. Маленькая поэма о любви.
       (http://www.stihi.ru/2008/08/08/3097)


Не смех. Не страх. Любовь. Её не дам
Глупцам сюжетом анекдотов грязных.
Пусть ни звонка, ни имени, ни фразы
И горькое - до смерти - никогда.

Потом, чуть позже, отойдёт наркоз,
Пока запомни тусклым манекеном,
Слова пустые, и глаза без слёз,
И то письмо о долге джентльмена,

И сеть потом, что стала сетью мне,
Твоё лицо в "контакте" или в "круге",
И ночь - почти вдвоём, наедине,
Забывшая о наступившем дне,
И мышь, затрепетавшая в испуге,
Переключаясь на лицо подруги,
И сны, и страх от имени во сне.

Десятки писем, порванных в клочки,
Свет ночника, приспущенные шторы,
Аэродром, ревущие моторы,
И на запястье след твоей руки...


3. Век девятнадцатый


       "Уж ехать в полк. Минуты лишней нет.
       Грядущее туманно и опасно.
       И пишет ей
       – чужой жене –
       корнет:
       «Я помню все. Кузина, ты прекрасна!» "

       М. Шехтман
       Баллада о запретной любви
       (http://www.stihi.ru/2007/12/25/2425)

Ответ давно утерян. Что ж, пускай -
Одно письмо, надменное и злое -
В нём святость клятвы перед аналоем
И лютая последняя тоска.
Когда бы знать - хоть пару нежных строк,
Но в правоте своей непримирима
Была как пуля, что летела мимо,
Да рикошетом клюнула в висок.
***
Обычный дом - три дочери и сын,
Назвать хотела, но судьба как имя -
Остереглась. Оставил Бог с троими,
Уже близки последние часы,
Молитва на губах, мертвея, стынет -
О преданной любви, о мертвом сыне,
И страшной правоте(?) былой гордыни.


4. До новой эры

       "Не царь с тобой, а просто Соломон,
       В твоих глазах и пальцах заплутавший,
       Как мальчик, пьющий из запретной чаши,
       Как Бог, ревнив и, как Адам, влюблён…
       …Не царь с тобой, а просто Соломон!"

       М. Шехтман
       Последнее утро
       (http://www.stihi.ru/2008/01/19/3250)

И всё же царь. Всегда и только царь.
Я – перстень, лютня, лошадь и жилище,
Но не меня во мне – забвенья – ищешь.
В тенях и складках твоего лица
Не я, а царство, и не я в зрачках –
Судьба и смерть. Овцою на закланье,
Охотниками загнанною ланью
Я в них гляжу. Печаль твоя горька.
Ни в ласках дев, ни в битве, ни в вине,
Ни в слове, ни в высокой тишине
Молитвы, ни в безумии безверья
Не обрести покоя и забвенья
Душе, испепеленной суховеем.
***
Ни в ласках дев, ни в битве, ни в вине…
И не в любви. Не лги себе и мне.


5. Эпилог

       "Забвенье наше слаще, чем в вине!
       Но нет от Рока бегства и лекарства…
       Тебя убьют, я стану стар, а царство
       Погибнет… A сейчас иди ко мне!

       …Забвенье наше слаще, чем в вине."

       М. Шехтман
       Последнее утро
       (http://www.stihi.ru/2008/01/19/3250)


Что ж, господин, ты песне опять не рад?
В голосе я, и пальцам покорны струны.
День на исходе, ты же молчишь с утра
И, отвернувшись, странные чертишь руны.

Вряд ли гаданье. Не о чем нам гадать.
Ясно без книги: дни на исходе наши,
Близится смерть, позорная, без суда.
Так ли уж важно камень, петля ли, чаша 

С ядом? Но, знаешь, я не хочу петли.
Страшен мне нож и толпа в предвкушенье крови.
Выбери сам мне смерть, а рабам вели
Чашу держать у пояса, наготове.

Я ведь боюсь толпы и камней в руках,
Боли боюсь - не у них же просить пощады.
Лучше спою. И будет тебе сладка
Песня моя про рай на пороге ада.

6. PS. После эпилога

       "И я опять пишу про поезда.
       Я ворошу сюжет непостоянства,
       И чудится мне дальняя звезда
       И сонная томительность пространства.

       Железные коробки застучат,
       Дрожанье стен проникнет в изголовье.
       Рассеиваясь, тьма, туман и чад
       Не оскорбят осеннего безмолвья."

       М. Шехтман
       Поезда
       (http://www.stihi.ru/2008/02/16/2318)

Когда стихи последний раз уйдут,
Я сяду в поезд, чтобы стук колёсный
Зарифмовал деревьев чехарду
И позднюю безлиственную осень
В вагонных окнах, наглухо закрытых.
Когда ж строкой не лягут провода,
А стук колёс не надиктует ритма,
Узнаю, что молчанье навсегда.