Где наши красные знамёна? Былинка

Александр Григорьевич Раков
«ПОМИНАЙТЕ НАСТАВНИКОВ ВАШИХ»

— Батюшка, почему, когда вы дома за меня молитесь, я чув-ствую, а когда вы молитесь в Греции, — нет?

— Почувствуешь, почувствуешь, — смеется батюшка, — благо-дать по золотничку собирай, а ты хочешь сразу, да ведрами. А молитву отрокам Ефесским на ночь читаешь?
Я промолчал.

— Читай молитву и по четкам молись! — приказал духовник.

— Да у меня заболевание сосудов серьезное, — канючу я, —
надо в клинику ложиться, или пусть Господь приберет.

— Будешь молиться, все пройдет, безтолковый, — вразумляет отец Иоанн. — А помирать не спеши: на земле помучиться надо…

Хороший у меня батюшка, дай Бог всем таких!

ПОСЛАНИЕ АПОСТОЛА ПАВЛА К ЕВРЕЯМ
Поминайте наставников ваших,
Проповедников слова любви,
Ибо пили страдания чашу
За грехи человеков земли.
Братолюбие будет меж вами;
Позаботьтесь о брате больном;
Не бросайтесь пустыми словами,
Также не упивайтесь вином.
Будет ложе у вас непорочно,
Честен брак; падших жен и мужей —
Злоречивых, разнузданных, склочных —
Извергайте, гоните взашей.
Будьте, братья, не сребролюбивы
И довольствуйтесь тем, что дано:
Нам Господь, рассудив справедливо,
Даст для плоти и хлеб и вино.
Поздним вечером, утром ли ранним
Постучавшихся — нужно любить:
Ибо нищий неведомый странник
Может Божиим ангелом быть.
Повинуйтесь наставникам строгим,
Им покорны будьте всегда,
Ибо этим известна дорога,
Ибо их направляет звезда.
Утруждайте и душу и спину,
Ибо сказано Богом живых:
Не оставлю тебя, не покину
Я ни в узах, ни в скорбях твоих.
Что любая мирская награда
Перед блеском награды наград!
Нет у нас постоянного града,
Созидаем мы будущий град.
Так что, христолюбивые братья,
Не зловредным ученьям ума —
Укрепляйте сердца благодатью;
Светом да рассекается тьма!
Я свободен; и скоро приду к вам.
Агнца закланного не отринь:
Славим Дух, а не мертвую букву;
Слава Богу живому! Аминь.
Александр Люлин, СПб
       
       
Заполняю анкету для вступления в Союз писателей Рос-сии. В графу: «Какими языками владеете?» вслед за В.Н.Крупиным вписываю: «Русским — пишу и читаю со словарем».

СЛОВАРЬ
Усердней каждый день смотрю в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвале слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах — события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: «Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать. Век заживать чужой…»
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
Самуил Маршак † 1964


Однажды, когда мне было так плохо, что стал готовиться отдать Богу душу, я честно спросил себя: «А что ты доброго сделал за свою жизнь?» И взошло в памяти только два случая: когда-то в храме Воскресения Христова купил неимущей старушке свечку; второй раз сумел преодолеть себя и попросил у обидчика прощения. Не густо…

Молит сердце, молит Твоей чаши.
Не отринь же Своего раба.
Кто даст смерть вместо Тебя, Сладчайший?
Иисусе, я вместо Тебя…

Дай испить мне за Твои мученья,
Только укрепи и призови.
…Тает сердце туком всесожженья
В пламени Божественной любви.
Иеромонах Роман(Матюшин)


Мы часто употребляем эту короткую фразу: «Не суетись!», подразумевая делание одновременно нескольких дел, не доведен-ных до конца; работу впустую; мельтешение или создание видимо-сти работы. У В.И.Даля, человека глубоко православного, прочи-тал: «Суета — тщета, пустота или ничтожность, безполезность помыслов, стремлений и дел людских; все мирское, земное, вре-менное, скудельное, ничтожное, сравнительно с вечным, загроб-ным; все вздорное или противное вечному благу нашему в обычаях наших и в роде жизни».

И все равно мне требовалось разъяснение. Ясно, что суета — грех, а как от нее избавиться? Помог случай: читая в прило-жении «Православная жизнь» №6 за июнь 2003 года к журналу РПЦЗ «Православная Русь» статьи С.Большакова о делателях Иисусовой молитвы, я нашел эпизод, которым непременно хочу поделиться с вами, читатель.
В 1951 году писатель спросил иеромонаха Дорофея в Конев-це:

— Как достичь мира духовного?

— Нужно угомониться, — улыбаясь, ответил тот.

— Что значит угомониться?

— А вот что. Когда я был послушником на Валааме, старец мой сказал мне: «Дмитрий, больно у тебя нрав веселый и подвиж-ный. А не угомонишься, не достигнешь чистой молитвы, ни к чему тебе будет и монашество». Вот я и спросил его, как вы теперь меня: «Что значит угомониться?» Старец ответил: «Это очень просто. Сейчас вот лето, а ты, поди, ждешь осени, когда работы на полях будет меньше?» — «Верно, батюшка»… — Ну, а осень при-дет, будешь ждать зимы, первопутка, Святок, а они придут, бу-дешь ждать весны, а там Пасху?» —

 «Правда, отче». — «Вот ты сейчас послушник, а, поди, ждешь того времени, когда будешь рясофором?» — «Да, жду». — «Ну, а там, поди, и мантии будешь ждать, а там иеромонашества. Вот это значит, что ты не угомо-нился. А вот когда тебе будет все едино, весна или осень, лето или зима, Святки или Пасха, послушник ты или схимник, а будешь жить сегодняшним днем, не будешь помышлять и ждать, а всецело предашь себя воле Божией, вот ты и угомонишься…»

НА СУЕТУ ЧЕЛОВЕКА
Суетен будешь
Ты, человек,
Если забудешь
Краткий свой век.
Время проходит,
Время летит:
Время проводит
Все, что ни льстит.
Счастье, забава,
Светлость корон,
Пышность и слава —
Все это сон.
Как ударяет
Колокол час,
Он повторяет
Звоном сей глас:
«Смертный, будь ниже
В жизни ты сей!
Стал ты поближе
К смерти своей!»
Александр Сумароков †1777

Надеюсь, и вам теперь стало понятно, как избавиться от суеты — угомониться надо. Последуем же совету…

       "БЫТЬ НА РОДИНЕ ИНОСТРАНЦЕМ"
Снегом, снегом разукрашен до небес, под самый край, край наш русский, а не «рашен», не «российский» — русский край. Ирэна Сергеева, СПб.

Быть на Родине иностранцем: санкционированная (разрешен-ная) свалка; баллотироваться (избираться) в президенты; выне-сен вердикт (приговор); тотальный (всемерный) контроль. Для справки: в скобках поставлены русские слова, с успехом заме-няющие иностранщину. А теперь сами напишите в скобках русские соответствия: шоу ( ); аплодисменты ( ); киллер ( ); ин-цидент ( ); конфронтация ( ); толерантность ( ) народа; брутальное ( ) поведение; электорат ( )… Ну, хватит! Ут-верждают, что язык — живой организм, и это верно. Однако, если в чистый источник попадает грязь, источник становится негод-ным. Из чего тогда пить будем, родимые?..

СЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК
Изучайте славянский язык!
В нем сокрыта огромная сила.
В каждой линии смысл есть велик,
Благодать от Христа в нем почила.
Это чистый молитвы родник,
Припадем же к нему, дорогие!
Сохраним наш славянский язык
Вместе с Верой для новой России.
Николай Капшитарь, Киев

       ГДЕ НАШИ КРАСНЫЕ ЗНАМЁНА?
Мы переписываемся с одним дальним священником и трогаем любые темы. Человек он интересный и образованный, активно уча-ствует в православной жизни страны, часто выступает в СМИ, прекрасно знает учение святых отцов, пишет книги. Однажды раз-говор зашел о генерале Власове. Я без тени сомнения назвал его предателем Родины.
       Справка
«ВЛАСОВ Андрей Андреевич(1901-1946), генерал-лейтенант. С 1920 года в Красной Армии. В Великую Отечественную войну ко-мандовал корпусом и армией, замкомандующего Волховским фрон-том, командующий 2-й Ударной армией, оказавшейся весной 1942 года в окружении. Попал в плен, возглавил «Комитете освобожде-ниея народов России» — КОНР и «Русскую освободительную армию —РОА, составленную из советских военнопленных —«власовцев». В мае 1945 захвачен советскими частями. По приговору Военной коллегии Верховного суда СССР повешен». «Большой энциклопеди-ческий словарь, 2004.

Мы переписываемся с одним дальним священником и трогаем любые темы. Человек он интересный и образованный, активно уча-ствует в православной жизни страны, часто выступает в СМИ, прекрасно знает учение святых отцов, пишет книги. Однажды раз-говор зашел о генерале Власове. Я без тени сомнения назвал его предателем Родины. И получил ответ:

«Уважаемый Александр! Знаю, что Вы со мной не согласи-тесь. Преклоняюсь перед подвигом Вашего отца, который проливал кровь на войне с фашистами, но генерал Власов — не предатель, а в силу не зависящих от него обстоятельств трагический персо-наж русской истории. Во-первых, он один из героев Московской битвы, получивший за это орден. Попав в плен, он не сломался, он постарался спасти от смерти в концлагерях сотни тысяч воен-нопленных. Идей Гитлера Власов никогда не разделял, но был ан-тикоммунистом, то есть, у них был общий враг. Россию он хотел видеть одинаково свободной как от Гитлера, так и от Сталина.

Власовцы не участвовали в боях (за исключением отдельных эпи-зодов), так как Гитлер не доверял русским, боялся выдать ору-жие. Во время антифашистского восстания в Праге, в конце 1944 года, власовцы пришли на помощь восставшим, что решило его ис-ход — эсэсовские войска потерпели поражение. Об этом советская история умалчивает.
Пусть Власова называют предателем. Но успех его дело име-ло: сотни тысяч советских военнопленных были спасены от смерти в фашистских концлагерях. Хотя они потом прямиком и попали в советские, но, как это ни странно, по свидетельству А.Солженицына, власовцы были амнистированы на несколько лет раньше, чем честные советские солдаты, просидевшие в фашист-ских концлагерях до прихода освободителей, а потом в одних ва-гонах с власовцами в большинстве своем поехавшие в Сибирь…

Я тоже ярый антикоммунист, как и Власов, хотя мои родите-ли были убежденными коммунистами. Я иногда спрашиваю себя, что бы я делал, попав в ту обстановку? Но за Сталина и советскую Родину воевать бы не стал. Чего ради воевать? Чтобы продолжа-лись дальше колхозы, миллионы узников ГУЛАГа, оскверненные храмы и власть партийных бонз?

Скорее всего, при первой воз-можности сдался бы в плен на милость победителя. Это не моя война. Далее, в фашистском концлагере чего ради я стал бы уми-рать? При первой возможности вступил бы в армию Власова, Гит-лера, Муссолини, Черчилля, Пиночета и кого угодно. Затем по-старался бы перебраться куда-нибудь, где можно спокойно жить и ходить в церковь. К моему счастью, я не родился в ту эпоху, иначе обязательно стал бы власовцем, «предателем Родины».

 И далее автор ссылается на литературу, подтверждающую его слова. «Думаю, что мы останемся каждый при своем мнении, но называть предателем уважаемого мной русского человека (хо-тя, конечно, он не был святым) я не могу — это будет против моей совести. Герой он или нет, рассудит история. С любовью о Христе, иерей Н».
       † † †
 НЕ ЗАБУДЬ
Где наши красные знамена
Пробитые, в крови, в пыли?
Нас было много. Миллионы.
Мы до Победы не дошли.
Найдите медальон в останках,
Копнув на четверть в глубину.
Да, это мы горели в танках
И дохли с голода в плену.
Нас вешали, живьем сжигали,
Нам пулями кромсали грудь.
И это мы на пеьдестале.
Мы победили! Не забудь.
Николай Рачков, СПб

А совсем недавно от другого священноинока пришло другое письмо:

«Поразился позиции иерея Н. В отношении Власова полностью с ним согласен. Он попал в окружение под Ленинградом, за ним с Большой Земли прилетел самолет. То есть, его бы увезли полу-чать орден, а солдат ожидало уничтожение до единого. Выстрои-лась армия. Он, в сопровождении прибывших за ним, пошел к тра-пу. Солдаты молча смотрели в спины уходящим. У трапа Власов оглянулся, встретился с глазами до сих пор верящих ему, и от-правил самолет с желающими жить любой ценой. Разве это не вы-сота духа? Далее, как человек военный, он понимал, что это бу-дет не сражение до конца, а бойня, в которой нет шансов никому выжить. И ради жизни солдат сдался в плен. Тут уж не дерзаю оценивать его поступок, Бог ему Судья, но ведь как его любили солдаты!

Ни один солдат из целой армии не оставил его, хотя каждому он дал право поступить по своей воле и совести. И по-том, немцы с ним так и не смогли договориться. Он не пошел под фашистским флагом. Говорил, дайте мне оружие, и я освобожу Россию от большевиков. Но немцы понимали, что тогда в России и им тоже не бывать, и не вооружили военнопленных. А так назы-ваемые власовцы – жалкие кучки иуд, никакого отношения не име-ли к Власову. Отсидевший знакомый застал некоторых из них в зоне, рассказывал - они и в зоне с повязкой ходили, им разницы не было кому служить. Пред кончиной же генерала благоговейно склоняю голову. Ему предлагали бежать, но он сказал, что на Родине о нем идут черные слухи, и он должен кровью доказать, что является любящим сыном России. Добровольно пошел на смерть. Его обменяли на немецкого генерала ( обычно обменива-ют, чтобы спасти, а тут обменяли для уничтожения), и не рас-стреляли, не повесили, а подвесили живого за ребро на крюк.(ОН БЫЛ ПОВЕШЕН: священник врёт, - А.Р).

О жизни Власова очень подробно, с фотодокументами, написал о. Александр Киселев. Из книги и эти сведения. На этом мои согла-сия с иереем Н. заканчиваются. И далее мы с ним расходимся полностью. В скобках привожу свои возражения. Я тоже ярый ан-тикоммунист, как и Власов, хотя мои родители были убежденными коммунистами. Я иногда спрашиваю себя, что бы я делал, попав в ту обстановку? Но за Сталина и советскую Родину воевать бы не стал. Чего ради воевать?(Как – чего ради! А мать, а жена и де-ти? А Родина? Почему же Она была только советской, разве часть Ее не была Православной? Куда же вы дели островки Правосла-вия?) Чтобы продолжались дальше колхозы, миллионы узников ГУ-ЛАГа, оскверненные храмы и власть партийных бонз? Скорее все-го, при первой возможности сдался бы в плен на милость победи-теля. (То есть, стали бы охранять фашистские концлагеря, власть фашистских бонз? Чем же они милее советских? ) Это не моя война. (А как же Родина? Ведь на Нее напали! Ее обрекли на уничтожение! Это же отказ не в Чехословакию катить на танке.) Далее, в фашистском концлагере чего ради я стал бы умирать? (Ответ нужно искать в том, чего ради мы живем.) При первой возможности вступил бы в армию Власова, Гитлера, Муссолини, Черчилля, Пиночета и кого угодно.

(Странная логика - значит, в армии Гитлера, Муссолини, Черчиля, Пиночета – это ваша война?). Затем постарался бы пе-ребраться куда-нибудь, где можно спокойно жить и ходить в цер-ковь. (Так бы вас из этих армий и отпустили! И разве спаси-тельно спокойное хождение в Церковь, когда вместо вас умирают? Не Сам ли Господь отдание жизни за други своя назвал Высшей Любовью. И как удобнее проявить эту Высшую Любовь - спокойным хождением в Храм или на боле боя? Боюсь, прогадали бы, забо-тясь о теле больше, чем о душе.) К моему счастью, я не родился в ту эпоху, иначе обязательно стал бы власовцем, «предателем Родины». (Батюшка, опомнитесь! Тут уж и кавычки не смягчают. Как бы хотелось, чтобы священник не радовался пронесению Чаши, а скорбел, что не родился в ту эпоху, когда умирая за Родину, за други своя, на поле боя мог соединиться со Христом!)».

Что тут сказать… «Предательствовать — промышлять преда-тельством, лукавым обманом, снискивая доверенность лестью и изменой». В.И.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка». И вечный вопрос: почему только история должна все рас-ставить по своим местам? Что, человек, словно дитя малое, не впитал с молоком матери понятие Родины? И закрутилось теперь: «с одной стороны», «с другой стороны»… 40 миллионов погибших советских солдат, что, против собственной страны воевали? Очень настораживает позиция части молодого поколения священно-служителей, которые своим, мягко говоря, в своем неприятии со-ветской власти (от которой они и пострадать не успели!) пере-ходят на позицию всепрощения фашизма и их пособников. «Немцы были разные, они тоже подчинялись приказу… Надо чтить память павших с обеих сторон…» И чтят: на германские средства восста-навливают кладбища побитых немцев, обихаживают их… Если так дело пойдет дальше, на берегу Чудского озера может появиться памятник порубленным дружиной Св.блгв.Александра Невского ры-царям-крестоносцам в 1442 году. Не буду дальше — горько и больно говорить об этом… Но разговор на эту тему предлагаю продолжить: историю нельзя замалчивать, а тем более подстраи-вать под свои представления.

«Горе тем, которые называют зло добром, и добро злом, тьму почитают светом, и свет тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое горьким!»(Ис.5,20).

От Любани до Мги все леса да болота,
И суровый, до блеска стальной небосвод.
От Любани до Мги погибала пехота,
Понимая, что помощь уже не придет.

«Где шестой батальон?.. Где четвертая рота?..»
За спиной — Ленинград. Невозможен отход.
«Только насмерть стоять! Только насмерть пехота!..»
И стоит. И уже с рубежа не сойдет

Гимнастерка намокла от крови и пота,
Израсходован в схватке последний патрон.
Но стоять, лейтенант! Не сдаваться, пехота!
Ты не станешь, не станешь добычей ворон.

Кто-то тонет, не сбросив с плеча пулемета,
Кто-то легкие выхаркал с тиной гнилой.
Вот она, сорок первого года пехота
Меж Любанью и Мгой, меж Любанью и Мгой.

В День Победы ты тихо пойди за ворота,
Ты услышь, как вдали раздаются шаги.
Это без вести павшая наша пехота
От Любани до Мги, от Любани до Мги…
Николай Рачков, СПб