Как стать настоящим графоманом. Глава 2

Первый Конкурсный Проект
Владимир Коркунов. Как стать настоящим графоманом (учебник, избранные главы)


Параграф два. Чужой опыт. Критика. Любовная лирика. Лучшие рифмы.

Чужой опыт

Работая над этой книгой, мне случайно попался труд – можно даже сказать, несколько фундаментальный – одного из лидеров тверского поэтического цеха Сергея Тверского, печатавшегося в СМИ, того, чью дебютную книгу некто Владлен Кокин опрометчиво предлагал отправить на хознужды. Весь труд по совершенствованию своего поэтического дара Сергей уместил на двух страницах, однако давайте посмотрим и разберём, о чём же шла там речь.
Во-первых, Сергей начал правильно: «от начинающего поэта другим начинающим поэтам». А это и правильно. Кто ещё может давать советы новичкам, кроме тех, кто только что прошёл этот тернистый путь? Не покрывшиеся же паутиной мастодонты, которые уже позабыли, с чем сталкивается новичок в начале пути и дружно кричат: «Графоман» (но теперь-то мы знаем, что это скорее комплимент, нежели обзывание).

Сергей Тверской предлагает любому поэту, приступившему к творению очередной нетленки, подойти к процессу ответственно и даже пройти определённое тестирование – а вдруг это не желание создать Вещь, а пшик? Я даже приведу здесь вопросы, которые он предлагает задать творцам:
1. К кому и с чем я хочу обратиться?
2. Почему я это делаю?
3. Отчего, собственно, стихами?

Это ведь только древние греки сказали бы, что художественная литература токмо поэзия, ныне всё не так. И потом как говорит Сергей Тверской: «Если ты сумел искренне и значимо ответить… и у тебя не пропала охота писать – пиши…».
Это как раз то, о чём мы говорили с вами в предыдущей главе. Это как раз то, чего у истинного графомана никогда не будет в недостатке – желание. Значит, начинаем творить.
Затем Сергей даёт несколько советов, о некоторых из которых мы уже говорили, однако некоторые и для вашего покорного слуги стали откровением.

«Любая критика твоих стихов – манна небесная… В любую критику («умную», глупую»,… «злобную») обязательно вглядись глазами и душой того, кто критиковал. Непременно найдёшь бесценные зёрнышки жизни». Не знаю – не знаю, но моя обширная практика показывает, что большего вреда для творческого человека, чем критика, представить трудно. Исключение составляет панегирик, который стимулирует на дальнейшие творческие свершения. У меня после субъективной критики и критическим подходам к моим работам и работам моих друзей прямо-таки руки опускаются и желание творить пропадает. Поэтому, повторюсь, 90% критиков – зло, направленное на истребление истинных поэтов – графоманов.
Отсюда никак не могу согласиться с Сергеем Тверским. Какие можно найти зёрнышки жизни в статье, которая призывает твой ...дцатый сборник стихов не прочесть и любовно поставить на полочку, а подпереть им расшатавшийся стол?! Это, по меньшей мере, неуважение, а по большей – наплевательское отношение к продолжателям идеи Великой русской литературы и культуры.

Любовная лирика

Все поэты всегда писали стихи на тему любви. У кого это получалось лучше, у кого, увы, хуже. Давайте не мерить их под одну гребёнку, скажем только, что творчество некоторых авторов мы не приемлем, творчество же других, наоборот, вызывает у нас восторг. Это логично. Замысловатые витийствования чужды нашему уху, однако какие светлые чувства пробуждают чистые, искренние слова, положенные на алтарь этой Великой теме! Здесь хочется привести стихи поэта Михаила Правдина:

       Любовь – она всегда со мной

       Любовь всегда со мной идёт,
       Уж несколько десятков лет
       Она мне радости даёт,
       Я тоже – ей в ответ!

       Пусть иногда бежит слеза
       По краешку щеки,
       Но, друг мой, плакать нам нельзя!
       Пусть плачут дураки!

       Мы все должны в себе беречь
       То чувство, что даёт природа,
       Когда, порой, не будет встреч,
       Затянет лики небосвода,
       Ты не грусти, придёт она,
       Любовь нагаданного свойства
       И ты очнёшься ото сна
       И позабудешь беспокойства!

       Любите, вечно и всегда,
       Дарите радость и вниманье
       И будет с вами жизнь щедра,
       И будут нежными лобзанья!

       Моя любовь всегда со мной,
       И сколько б не служить мне лире,
       Я рад ей, только ей одной,
       Что чувства существуют в мире!


Посмотрите, сколько добра и позитива несут эти душевные строки! Это стихи человека, прожившего трудную жизнь, но истинные чувства были с ним всё это время, ибо сам поэт говорит: «Уж несколько десятков лет \\ Она мне радости даёт». А если любовь вдруг уйдёт из жизни человека или придёт грусть, поэт и тут даёт уместный и такой нужный совет: «Ты не грусти, придёт она, \\ Любовь нагаданного свойства \\ И ты очнёшься ото сна \\ И позабудешь беспокойства!».
А вывод стихотворения поистине философский: Михаил сводит всё к тому, что лишь благодаря любви существуют всё остальные чувства в мире. И, хорошенько пораскинув мозгами, с этим нельзя не согласиться.

Поэтов, отдающих дань любовной лирике, часто обвиняют в том, что в своём творчестве они используют избитые выражения и рифмы. В частности «бездонные глаза», «нежное сердце», рифмы «кровь-любовь», «кровь-вновь» и многие другие считаются признаком отсутствия мастерства. Плюньте на тех, кто так говорит. Плюньте ещё раз. Потому что они, эти критиканы, видимо, совсем не знакомы с Великой русской литературой! Дело в том, что «кровь-любовь» - это прекрасная рифма, которую использовали ещё во времена Ломоносова! Потом во времена Пушкина! Потом во времена Есенина! Видите, сколько поколений истинных поэтов использовали эту прекрасную рифму! И никто не считал зазорным, рифмуя строки отказываться от этих слов, потому что, если слова подсказаны сердцем, подбор других слов в угоду критикану, есть ни что иное, как преступление перед русской литературой. А как сказал классик, где преступление, там и наказание – вас не будут читать люди, видя искусственность потуг и подбор слов в угоду неким личностям.

Итак, дорогие друзья, вот вам очередное домашнее задание. Вы все слышали, что такое буриме? Это такой стих, к которому нужно придумать слова, а рифма будет задана изначально. Вот вам пример:

…любовь
…сон
…морковь
…патиссон

Это список рифм, к которым вы должны добавить текст, чтобы получились стихи.
Вот как можно выполнить это задание:

Пришла ко мне любовь,
Пришла она мне в сон…
Такая вот морковь,
А, может, патиссон.

Видите, это легко, интересно и складно! А вот задание для вас. За один вечер напишите пять стихов, выдерживая такой подбор рифм:

…слёзы
…дороги
…морозы
…пороги

…кровь
…меня
…любовь
…тебя


(с) Владимир Коркунов