Об особенностях ритмики при написании песен

Семинар Юрия Петровича
Об особенностях ритмики при написании песенных текстов (полное название)

Долго не мог приступить к этой теме.

Мыслей много, но отправной точки не было.

Дело в том, что писать песенные стихи одновременно и очень просто и архисложно.

Почему просто?

Просто - потому что музыкальные ритмы позволяют выделывать со стихами такое, что никогда не позволят классические метры и размеры.

Почему сложно?

Сложно – потому что никакой пиррихий не спасёт от неверного ударения, если на этот слог падает ударная музыкальная доля (например, первая нота такта).

Но, как всегда, обратимся к примерам.

Начну с себя.
Вспомним пример из эссе «о хромых стихах»

«Пример №3
Опять ямб (уже четырёхстопный), но случай более редкий. В трёхсложном слове фонетическое ударение падает два раза. Вроде – ничего страшного, однако что-то режет ухо:

"Он, в свЕте фОнарЕй искрЯщий,
Сулит давно былую новь"

А если попробовать так:

"В фонАрном свЕте Он искрЯщий
Сулит давно былую новь"

Вот такая хитрость. Одновременно и инверсия, и замена слова, и такое расположение трёхсложных слов с ударением на среднем слоге, которое исключает всякую ритмическую двусмысленность.

При этом смысл и образность не пострадали совершенно.»

Вспомнили?

Однако не всех удовлетворило такое решение. Мне, например, написали, что «В свете фонарей искрящий» - понятный и близкий образ, а «В фонарном свете он искрящий» - нечто невразумительное, и образность пострадала АБСОЛЮТНО.

Я долго думал. А что же заставило меня переделать строку, если обычный пиррихий (пропущенное ударение) прекрасно всё лечил ???

И вдруг сообразил, что работа над строкой случилась после того как Ирина Карпова написала музыку на это, совершенно, по моему мнению, «непоющееся» стихотворение.
Дело в том, что в этой мелодии начало такта пришлось именно на «Он в свете фОнарей искрящий». И всё – никакой пиррихий не спасёт ситуацию. Сильная музыкальная доля не может быть пропущена. А вот «В фонарном свЕте он искрящий» точно ложится на музыку. Совпадает и Ритмическое и Фонетическое и Музыкальное ударения.

Вот вам и первая сложность при написании песенных стихов. Это уже функция трёх переменных и следить надо за всем. При этом если в стихе можно с помощью пиррихия спастись от лишнего ударения, то музыка задаёт чёткий ритм, в котором на сильные доли такта обязано падать ударение.

Перейдём к другим, всем известным, примерам. Из шлягера, не помню уж чьего, что по пять раз на дню звучит из репродуктора:

«Солнце моё мелькает срЕди тучек –
То пропадёт, то вновь подарит лучик:
ТЕпла цветочку недостаёт…»

Сразу два неверных ударения. И если в слове «средИ» неверное ударение как-то проскакивает, то в третьей строчке так и хочется спеть: «ПЕкла цветочку недостаёт».

А вот «Песня об Оке» Андрея Никольского:

«Уха со стерлядочки,
Эх! Да укропчик с грядочки...»

Так и хочется спеть «Ухо со стерлядочки» - это же типичный хорей (ударение на первом слоге).

И там же ниже:

«Костёр разгорается –
Разговор меняется»

Какой то Шарль де КОстер (Автор Тилля Уленшпигеля) разгорается, или уже сгорел, бедный, на костре, да и только.

А вот пример из моего КСПшного прошлого.

 В 80-е годы ещё хорошо помнили и знали Арика Крупа. В частности его песню «Следы ровесников». Начиналась она так:
«Опять над головой костёр качает дым,
Бредёт сквозь лес в обнимку с песней тИшинА.»
Вроде в трёхсложном слове «тишина» ударение падает на последний слог, ударение на первый пропускается пиррихием – и всё. Но не тут то было. На первый слог попадает сильная доля – начало такта в песне. И многие уважаемые люди ничего не могли с собой поделать и пели, что «бредёт сквозь лес в обнимку с песней тИшина». А в то время был популярен дуэт «Ольга ТИшина – Владимир Андриевский», так что оставалось только шутить о том, что бредёт в обнимку с Андриевским ТИшина.

Так что против законов музыкальной ритмики не попрёшь.

А вот теперь о лёгкости с которой можно гораздо больше сказать скороговоркой в одной строке.
Это ж надо, сколько можно запихнуть в одну строчку слогов, укоротив длительность звучания нот вдвое.

Например:

«Как будто что-то знаешь,
 Чего не знаю я.
 Какая ж молодая (ты ещё пока),
 Доченька моя»
       Алла Пугачёва.

Нетрудно видеть, что "ты ещё пока" проходит скороговоркой на коротких нотах поверх основного текста. И ничего - очень симпатично. Поищу и другие примеры - при случае добавлю сюда.

Очень преуспели в этом деле французы и итальянцы. Запев песни "Итальянец" Тото Кутуньо невозможно повторить с русским менталитетом. Там в одном куплете столько слов скороговоркой наворочено, что бесполезно учить слова - не поможет.

Причём, что особенно интересно, свободой, которую даёт песенный стих в виде произвольного удлинения размера за счёт укорачивания длительности нот, пользуются единицы. А вот ошибок с неверным музыкальным ударением немерено, просто лениво все вспоминать.

Возможно, дорогой читатель приведёт мне свои примеры, естественно, произвольного фонового удлинения песенных текстов и стихов.

Буду очень благодарен.

Ваш Ю.П.

В продолжение: http://www.stihi.ru/2009/02/17/2603