Виктор Авин. Вкус Шерба

Голоса
В 2000-2002-м годах Стихира была другой. На Стихире была Редакция, члены редакции были обязаны читать ежедневные контенты (сведенные в единый файл все стихи за день, который по почте присылал Дмитрий Кравчук, и это было уже по 1000 стихов в день и более). Так осуществлялся поиск молодых талантливых авторов. В обязанности Редакции входили номинации (подобие сегодняшним анонсам, но авторов бесплатно номинировали редакторы). На обложке стихиры были редакторские обзоры. Предлагаем вашему вниманию несколько из таких обзоров, написанных в 2002-м году внештатным редактором и независимым обозревателем (так официально называлась его должность) Виктором Авиным.


       Вкус Шерба

 
"Великие Сталкеры Стихиры". Триптих. Часть первая.

...Глобализация - это уже не введение в "евро", это 1500 стихов на стихире в день...При таком объеме производства во всеобщем насыщении прекрасным растворяются любые "страны", начиная с "Соедененных Штатов Анистратенко" и заканчивая "Народной республикой Kone*"...
Гм. Удачно нАчал... Э-э-э...ну пошутил я, пошутил, ну что вы право, серьезен я как никогда (насчет глобализации). И вообще я о другом.
Я о том что как бы новичкам не потеряться в этих завалах в поисках друзей пока они не создали свои "Республику Шкид"...КомпАсом, надеюсь и послушит этот мой обзор и два других, следующих, которые вкупе расчитаны скорее на новенького автора и на неизвестного читателя.
И так, мой вам совет:
Заходите к Михаилу Шербу логин «ms» и смотрите кого он номинировал! И читаете их всех! Рекомендую! Работает как немецкая девушка "МерсЕдес" на колесах. Удовольствие получите максимальное от поэзии номинированных Великим Шербом.
Ниже я приведу образцы, чтобы не быть голословным ( и некоторые рецензии, чтобы показать мастерскую стихиры изнутри). Пусть новеньким будет наука. Некоторые испугаются ("я так не смогу") и уйдут. Значит небойцы. Другие почтут за пример "как надо". А третьи вообще поймут, что Стихира это как и вся Россия - коллективный ПУшкин...
Но, давайте сначала поймите, господа "неизвестные солдаты стихиры", каков он сам - Михаил Шерб, чтобы постичь его вкус "номинаторный"... Это полезно. Начнете писать лучше, станете вдруг ему конкурентами еще, что Мише наруку - мобилизуется и достигнет новых высот...
Заранее прошу извинения у Михаила, что даю его первый стих на стихире в "обрезанном" варианте, поскольку данное произведение состоит из множества посвящений одному, загадочному и неизвестному мне человеку:
 
"Той, которая задумчиво жует мандариновые корки... (M.I.)"
(248 читателей)
Той, которая задумчиво жует мандариновые корки...
-1 ....когда растратим все, что...
Я знаю, что останется в финале:
Нагретое шампанское в бокале,
Мне вслед- твоя неискренная лесть-
Так, по-привычке, кожурой случайной,
Китайской мудростью или японской тайной-
Вслед загудит молитвой поминальной
Тяжелая некрашенная жесть...
Спазм в горле не дает закончить строчку
О том, что вроде небыло, но есть...
(...)
5. Девальвация
Красное стало серым.
Синее стало серым.
Зеленое стало серым.
Только серое осталось серым.
Любимая, нужна нам эта черно-серая пленка?
37,7
 
Не лечу бронхит. Храню его, как память
О моей любви. Так хранят фотографии
Любимых в нагрудном кармане.
Болезнь -
Болью в груди,
Спазмами кашля,
Судорожным заглатыванием воздуха после -
Напоминает мне о той,
Ради которой я отказался от тепла
И анти
биотиков.
120°. Преломление света. Призма.
Я - твоих рук золотистые тени, я -
В крохотном дворике абрис растения,
Памятник собственной силе хотения
Быть с тобой рядом, о радость моя,
 
Ася Анистратенко
Deiner Hand goldener Schatten
In diesem winzigen Garten und
Die Graphik der Pflanze und
Das Denkmal meiner Willenskraft-
Zweisamkeit mit dir, mein Spatz!
 
(...)
Тень твоих рук
Золотит известковую стену
В этом дворике
Каждое растение-
Гравюра,
Каждый камень-
Обелиск моему желанию
......быть вместе с тобой в одиночестве..........
 
220. Скорость, давление, напряжение.
Ты меня забываешь, родная, за два часа забываешь!
Не ешь мякоть губ, не чувствуешь рентген ладоней.
что мне делать, если обгладывает душу любовь-пиранья,
Но не нажирается, а становится еще более голодной?
Я лечу двести двадцать в жестЯной консервной банке,
Липкая кока-кола заливает хрустальный взгляд.
Указателей много на автобане.
Я не нашел самых важных:
К тебе- вперед, или к себе- назад.
В голове миллион стихов, мозг диктует руке, как шеф секретарше.
Но безработные губы мои опять не у дел!
Я твой грудной ребенок, я на вечность старше.
Двести двадцать- еще не предел, любимая, слышишь:
ЭТО ЕЩЕ НЕ ПРЕДЕЛ!
(...)
 
1!......туда и обратно.....
Не грусти, возвращаясь обратно.
До травинки знаком этот путь!
Нам с тропинки уже не свернуть.
Узнавать очертанья- забавно.
Вот и славно, дружок, вот и славно,
Улыбнись, возвращаясь обратно,
Но дорогу туда- позабудь!
 
 
Вот таким был Великий Шерб в январе 2001 года и ранее.
***
А вот таких он номинирует, на таких "красавцев" ставит:
 
АПРЕЛЬ 2002 года:
"Нательный серебряный нолик"
(473 читателя)
"Когда все уже было сказано, полковник
Геринельдо Маркес обвел взглядом
пустынные улицы, увидел капли воды,
повисшие на ветках миндальных деревьев,
и почувствовал, что погибает от одиночества.
- Аурелиано, - грустно отстукал он ключом, -
в Макондо идет дождь..."
Маркес.
"Одиночество в степени икс -
Как нательный серебряный нолик..."
Петроff.
Никуда не уйти
от прапамяти тайного кода:
крест из пепла на лбу
неподвластен песку и воде.
Я в обрывочных снах
до сих пор
вспоминаю Макондо, -
морок зноя и войн,
растворившийся в долгом дожде...
 
блекло...
девять оттенков белого
от выгоревшего дерева
до кипенно-злой тоски
зноем речные пески
высушены
звенят
погибель
зыбучий ад
а помнишь
как мы заболели бессонницей
как комнаты
нашими грезами полнились
и город без боя
захвачен был конницей
леденчиков -
желтых лошадок бессонницы
розовых рыбок бессонницы
дюшес-петушков бессонницы
помнишь плакаты
таблички и карточки
привкус тинктуры
лакричный лекарственный
и старика с колокольчиком
(динь...)
в день возвращения
памяти
вдруг
дрогнули рамы
окон
захлопали крылья ставен
к сини вот-вот-взлетая
взрываясь
скуля от обиды
в осколки
до слез ненавидя
ветер
(забился
флюгер
в плену
у петель)
льет пятый год
крещендо
потоп водопад крещенье
вдоль улиц потоки
пенясь
и полнясь
взбухают вровень
и плещутся, льются через
селем
крыльцо захлестнуло
время заснуло
смолкли часы
водорослей усы
запутали заплели
звонкие шестеренки
ай вышивала сестренка
зря
серебром кружа:
парчу
расцветила ржа
стулья
пустили корни
трепетно и покорно
тычут губами
рыбы
к щиколоткам ласкаясь
помнишь
желтою стаей
бабочки вились, мелькая
о голубые
стены купальни
бились
над головой
в зелень
упившись водой
осоловели плесенно,
губкой разбухли двери
складки - как птичьи перья:
морщится амальгама
в зеркале омутно, мама
словно
тяжелый сом
в пятнах чернильных -
в скользких глубинах
сон
красными искрами в гранях играя
из таинства радуг
мозаику-жизнь
собирает
 
пройдут войска
термиты и циклоны
исчезнет род
включив автопилот
ломясь как тать
в промокший крест оконный
в Макондо
длится
ливень
пятый
год...
автор стиха: Елена Моревна
 
Великолдепный стих на стихире всегда рождает отличные настроения импровизации, экспромты и прочую волну поэтики. Посмотрите как пошел процесс, тут же, сходу! Из рецензий:
 
"У нас в провинции Кордова
под сенью мокрого креста
идет макондовый кондовый
потоп под танец па-д`эспань.
)))
<Владимир Годлевский> - 2002/04/04 15:01

ЗАМЕЧАНИЯ: (добавить)
В моей Андалусии слезной
под ливень поют канте хондо;
поют, вышивают и плачут.
Пошли им, Мария, удачу...
<Елена Моревна> - 2002/04/04 23:09
Гишпанцы, дождями неволясь,
с молитвой воздвигнули ввысь
ладони. Гренадская волость
совсем уж затоплена бысть.
)))
<Владимир Годлевский> - 2002/04/08 05:24

Дождь в апельсинной Севилье -
Разливы Гвадалквивира,
И звон гитар величальный -
Луна в тростнике печальна...
<Елена Моревна> - 2002/04/08 21:07
За что такая божья кара?
Дождей безмерная струя
течет - и гаснут Апульхары
родные, вольные края.
Встает промокшая Аврора.
По склонам каталонских гор
уже течет поток проворный,
а подмочившийся синьор
по лужам хлюпает фламенко
перед синьорою своей
и припадает на коленку,
как настоящий чичисбей.
)))
<Владимир Годлевский> - 2002/04/09 20:23

Она (мантилья-гребень-четки),
надменно вскинув подбородок,
проходит мимо, из последних
остатков сил храня лицо;
ей страстно хочется чечетку
сплясать, взмутивши в лужах воду
и пропустить хоть раз обедню.
ах, как ей палец жмет кольцо!
;)
<Елена Моревна> - 2002/04/09 22:48
Осадков упало полметра,
прогноз и на завтра недобрый -
но все же кордовский Дон Педро
надеется бодро на ведро.
<Владимир Годлевский> - 2002/04/10 05:38

В надеждах Педриных на ведро
Порой полно двойного смысла:
Идет сеньора. Пляшут бедра.
Колышет ведра коромысло...
:)
<Елена Моревна> - 2002/04/10 21:07

В такую скверную погоду
я был в Кордове поражен
тем, что ОНА - таскает воду,
а ОН - танцует под дождем.
И этот вид картины странной
припомню я на склоне дней:
таскает воду донна Анна,
и Педро пламенный - при ней.
<Владимир Годлевский> - 2002/04/11 08:12

Амен:).
<Елена Моревна> - 2002/04/11 22:08

Леночка, спасибо за компанию. Это надо бы выставить отдельным образом.
Как считаешь?
<Владимир Годлевский> - 2002/04/12 09:33

Vov,horos`aja ideja:)))))... u tebja, - poskol`ku ti zac`inatel`:))))))))
<Елена Моревна> - 2002/04/12 17:52
ОК! Сейчас отформатирую, приставлю эпиграф и вывешиваю у себя.
Но ты бы повесила и у себя тоже. Твои реплики лучше. )))
<Владимир Годлевский> - 2002/04/12 20:13
***
 
МАРТ 2002 года:
 
"СТАРЕЮЩАЯ СОЛЬВЕЙГ"
(372 читателя)
Почему-то хочется вновь и вновь говорить с тобой,
Зная, что ты не слышишь, ты далеко.
Слова закипают в горле, торопятся наперебой
Выкрикнуть очередную пошлость, сдобренную тоской.
Все же любовь удивительно нехороша -
Ни ума ни фантазии - переходящий шаблон.
И главное, непонятно: то ли поет душа,
То ли прима-сопрано насилует голос, и он
Тянется над побережьем - звучен, но до смерти стар;
Подкидываешь его вверх - он камнем падает вниз.
Но как остановишься? Пою. Зритель устал.
Зевает привязанный к мачте проезжий Улисс.
Ждать не имеет смысла - старух не хотят
Друзья скандинавы, не только мой милый Пер:
Приятель Генрик - в соплях с головы до пят,
Приятель Эдвард - во власти каких-то химер.
Подружки опротивели: что ни судьба - желе,
Патока чувств, томленье, воск ночника:
Пенелопа ткет, Лорелея сидит на скале,
Ифигения плачет, Ярославна кычет. Тоска.
автор стиха:
Анна Гершаник
***
И какая изумительная пришла на этот стих рецензия:
 
"Но Сольвейг слепая была!! или это потом? состарившаяся Сольвейг? это другая сторона сольвейг, как и должно было быть (закономерно, что вы такой ее увидеть возжелали) но сама она - даже стареющая, даже старая... я не поверю в жизнь... не согнусь... лучше не жизнь...я все спорю с вами - со стихом - с собой. Сольвейг была другой, была слепой. верной. мудрой. да. пенелопой - но солнечной пенелопой. это ведь скорее - стареющая пенелопа. но не сольвейг - для сольвейг - это слишком грубо, жестко, горько. я не верю,
что Сольвейг сетовала. пенелопа - пожалуйста, не обсуждается. а вот Она... разве что на старость - но не на то, что мужей нет. или что подружки - счастливые дуры - слепые в себе (она - слепая в мир). да и что ей подружки и их воск ночника? она слепо за Ним пошла, слепо осталась, ждала - слепа ко всему, что не Он, Он ее встретил - слепой... но Она видела, видела только Его, и не была Она стареющей = более ворчливой, так и девица ворчит: седьмый хорош, да не захотел взять, а те - кривы всяко!! и не из-за любви она ждала, а из-за него, прямо - понимаете?! любовь - шаблон, а выдумщик-Пер - единственный... поэтому она знала его, поэтому он всегда был - у нее, поэтому - он себя только у нее нашел. нет. не сольвейг это.отчаявшаяся Сольвейг могла быпеть так:
Почему-то хочется вновь и вновь говорить с тобой,
Зная, что ты не слышишь, ты далеко.
Слова закипают в горле, торопятся наперебой
Выкрикнуть очередную пошлость, сдобренную тоской.
Все же любовь удивительно нехороша -
Ни ума ни фантазии - переходящий шаблон.
И главное, непонятно: то ли поет душа,
То ли прима-сопрано насилует голос, и он
Тянется над побережьем - звучен, но до смерти стар;
Подкидываешь его вверх - он камнем падает вниз.
Но как остановишься? Пою. Зритель устал.
Зевает привязанный к мачте проезжий Улисс.
Пенелопа ткет, Лорелея сидит на скале,
Ифигения плачет, Ярославна кычет. Тоска.
но лучше - умерла бы. замолчала. но не стала бы оглядываться на "друзей"
а так... ну, похоже на Скандинавию, похоже на сольвейг - но если без быта.
но слишком жестоко резонанс...
 - 2002/03/02 01:19
 
***
 
ФЕВРАЛЬ 2002:
 
"другое измерение (Шатыбелко)"
(442 читателя)
1.
впитываю подстрочечно твои многоточия
и пробелы, заставляющие тишину нетерпеливо прерваться
и продолжать
смотреть твоими глазами,
держать
в твоих руках
этот мир как ТМ карандаш.
на каждой из его шести граней
имя твое золотыми буквами как орнамент.
2.
душевая, напоминающая кабинет врача.
пинцет, серебристый кран, белые стены...
день начинается на-тощак
и разбивается тяжелым обедом
на первое и второе.
вид из окна останавливает многоэтажка,
тысячeглазка серая не реагирует на землетрясения.
 
3.
вся эта откровенность и выдуманность
тяжелой и ржавой каплей из старого крана
падает.словно птенец вылупился,
разлетелась на отражения ванной.
медленно выползает зубная паста.
ей никогда не превратиться в бабочку.
в тысячный раз именно маслом
вниз бутерброд падает, чашечку
захватив с собой.
посуда - на счастье,
небо над головой.
начинается новый день!
 
4.
ступени отталкивают подошвы.
выходишь быстро, не пытаясь вспомнить о том, что забыл.
дым или туман коромыслом? дым
разгоряченного мотора города.
смешиваешься с говором,
становишься невидИм.
schwarz
 
***
ЯНВАРЬ 2001:
 
"Мне полночь в цилиндре отметила визу на въезд"
(162 читателя)
Мне полночь в цилиндре отметила визу на въезд
Сквозь сны улыбнувшись осколком немого кино
Я слышу как птицы открыли последний подъезд
И муха над храмом стучится в чужое окно.
Подолгу ищу заблудившийся в памяти май
Беспечного солнца в оправе песочных часов
И в пальцах холодных ключи улетающих стай
Уже не дрожат под отрезками всех голосов.
И ты отойдешь по-бумажному - прочным ладам
Все будет казаться ненужным как тень ноты "ре"
Дворецкий в халате читает псалмы по складам
У старого замка где груши лежат в серебре.
На красном исходе случайная форма крыла
Качается лето с затмением прожитых струн
Прохожие страсти в стихи зашивает игла
И белые нити плетут обиталище рун.
Их город без стен и холодный огонь на полях
И пух как земля обивает речные пути
Четвертая скрипка играет в твоих фонарях
Краснея за все, ну а сколько еще впереди?
Свободным от грязи случится предавший число
Цветы для тебя если прошлое на волоске
И ночь все смеется оттенками камерных слов
Над домом моим, что стоит на зеленом песке.
eremeev_andrey
***
ДЕКАБРЬ 2001:
 
"У смерти разноцветные глаза"
(488 читателей)
У смерти разноцветные глаза
Парит в тумане жарком стрекоза
И облако похоже на перину
Укрыться им и видеть тот же луг
Смешных собачек, бабочек вокруг
Летающих с жужжанием невинным
Девиц лежащих словно алфавит:
У Б - живот, но букву не тошнит:
Она пузата просто из кокетства
Ей тоже снится сон, что в ней лежат
Граната зернышки. Рубиновый гранат
Есть аллегория плода, который детство
И вот он в ней. Плод неопределен.
Его бесформенность - единственный закон,
Что он себе пока-что позволяет.
Он только чувствует: вливается вино
И столбик распрямляется спинной
Внутри того, кто плотью обрастает.
Ему не тесно. Как и на лугу
Утробы время согнуто в дугу
И можно путешествовать без страха.
Пойти, где полушарий острова,
Где перепонка бъется чуть жива
Условно отделяя прах от праха
В кудрявой красной кашице ковра
Запуталась заблудшая икра
Но там ей хорошо, она зевает.
Она растет с упорством тростника,
Во рту ее - лишь горсточка песка,
Пусть языком его перебирает.
Ведь тоже буквой, тоже буквой сна
Невольно хочет сделаться она
И помешать ей в этом очень сложно.
Появится, спустя короткий срок
Из живота у буквы Б цветок
И мы над ним склонимся осторожно
18-19.11.99
автор стиха:
Даниил Да
 
***
НОЯБРЬ 2001:
"процессия (почти сон)"
(586 читателя)
маленький мальчик шел впереди
путь орденами сеял
девочка-девочка из тех, что на квазигруди
имеют бантик
освобождала дорогу от плевел
их (as usual) насилуют киноманьяки
этих девочек в веночках небрежных маков
опиумных
зато монпансье остается у них
далее цезарь с маленькой буквы
гнал ударами молний и сапожка
стайку кумских сивилл
что-то собачье взатяжку курил
время еще оставалось
пока
люди верили в куклы
повар катил походную кухню
на первое - гефильте фиш
на второе - гефильте траум
предлагалось одно из двух, но
он насыпал первое по черту местечковых крыш
а вторым наполнял весь лебенсраум
летела толпа
е-четыре? е-два? -
выбирала место обнародования
вились пассионарии, пока свободные
от миссий меча, микрофона, креста
и портретного взгляда
а у дороги, ну, практически рядом -
(можно доплюнуть, если со смыслом)
в пряничном домике типа мишень
гретель спросила у гензеля:
- слушай, это и есть коммунисты?
(он был бритоголов, она меднокожа:)
- нет, дорогая, - ответил гензель:
может быть, выведут позже:
New Plunger
 
***

И в заключение разрешите завершить портрет Первого Великого Сталкера Стихиры Михаила Шерба его одним из последних стихов, в котором автор, сам суть поисковая система, ищет новые формы:

"Звук деревьев (to MS)"
 
I wonder about the trees.
Why do we wish to bear
Forever the noise of these
More than another noise
So close to our dwelling place?
Robert Frost
 
Разгадай мне значенье ветвей.
Заворожен дрожащей строкой,
Почему я храню в себе
Этот шум, никакой другой?
Раскачай мне качели ветвей...
Легкий ветер - летящий слог...
Переломится по весне
Словно спичка, сухой порог.
Расстели мне ковер ветвей.
Собери в земляной подол
Шерстяные клубки корней,
Сырость рос, ароматы смол.
Протяни мне лучи ветвей!
Пусть уродуют темноту
Шрамы тех незакрытых дверей,
Сквозь которые я поутру,
Как сквозь ветви проходит свет,
Ничего не сказав, уйду.
 
ms
       
Анонц:
Вторая часть моего Триптиха будет убойной совершенно. Ожидаю начала войны с доброй половиной мужского населения Стихиры, поскольку Великим Сталкером суждено стать... Догадались? Ну потерпите денька два, узнаете...Гм.
:--)
Успехов.
С вами был такой же
Виктор Авин


(Примечание: обзор опубликован с разрешения автора - Виктора Авина.)