Виктор Авин. Секрет Казановы

Голоса
(Предупреждение Клуба "ГОЛОСА": в данном обзоре цитируются, среди прочих, стихотворения, содержащие нецензурную лексику)

В 2000-2002-м годах Стихира была другой. На Стихире была Редакция, члены редакции были обязаны читать ежедневные контенты (сведенные в единый файл все стихи за день, который по почте присылал Дмитрий Кравчук, и это было уже по 1000 стихов в день и более). Так осуществлялся поиск молодых талантливых авторов. В обязанности Редакции входили номинации (подобие сегодняшним анонсам, но авторов бесплатно номинировали редакторы). На обложке стихиры были редакторские обзоры. Предлагаем вашему вниманию несколько из таких обзоров, написанных в 2002-м году внештатным редактором и независимым обозревателем (так официально называлась его должность) Виктором Авиным.



       Секрет Казановы.

 
В данном обзоре речь пойдет об удивительно-странном творчестве нашего, на мой взгляд, основного "кита" - Яшки Казановы. Каждый, кто часто бывал у него на страничке и обладает хоть толикой объективности, вынужден будет признать, что Мир Казановы ЕСТЬ! Это особый, странный, ЕДИНСТВЕННЫЙ мир (вселенная) на нашей стихире. Мир, который как и другие наши галлактики, невозможно мерять цЫркулем вокруг ауры, этот мир не лучше и не хуже, чем у того же "коне" ( о нем речь в следующем обзоре), или чем у других авторов, находящихся в топе. Это ПРОСТО ЯРКО, КОНКРЕТНО УНИКАЛЬНЫЙ мир. Меня Мир Казановы не греет, не заводит, не возбуждает, он меня просто завораживает, интересует своей уникальностью по типу того что как устроен этот "Кен внутри"... Мир Казановы ХОЛОДЕН как холодна ненасытная "Маска" у Станислава Лема. Да, именно так - творчество Яшки максимально точно выражает суть данного, моего самого любимого рассказа. Яшка Казанова невероятно ТОЧНО подобрал себе имя!!! И меня потрясает, как он точно следует выбранному типажу. Во-первых, Казанова "не общается" с теми, кого ловит в свои сети, т.е. с читателями. Именно так должен поступать этот герой. Во-вторых, Казанова ярко небрежен в формальном выражении мыслей и чувств в своих стихах. Он, я уверен, сознательно не уделяет должного
внимания "дольникам и ямбам".И это правильно, "дала-дабу, давай-давай, такой внедрямс" - как поет М.С.Горбачев в незабвенном клипе , который тут ни причем, если только как часть многообразия ТАЛАНТЛИВОГО в современном творческом русскоязыческом мире (вот приклеилось, что слушал сейчас выбираясь по встречной Дворцового моста).
Ну так вот. Мир Яшки Казановы это "МЕХАНИЧЕСКИЙ ТАЛАНТ". В каждом его стихе (а я прочел все его стихи за 2002 г.) мысли и образы сделаны между прочим, так, походя. Просто у Яшки дар - талантливо выражать свое полное настоящих оригинальностей существо. Данные стихи это просто раздумия Казановы во время
механического, скушного уже ему "секса по-привычке". Он мимолетно поглядывает на теряющего местами и временами сознание партнера, иногда смотрит в потолок, думает о том о сем, живет ПАРАЛЛЕЛЬНО выполнению своей функции. Да. Именно так исполняется формула "Казановы" - "главное не в том, что он добивается "партнера", главное в том, что он его не разочаровывает. Нажми кнопку и ты не будешь огорчен - ты найдешь на страничке Казановы ИНТЕРЕСНЫЙ СТИХ!!!
У этого автора нет проходных стихов. И потом, Казанова, на мой взгляд, почти единственный ихз десятки "топовых" авторов, который МЕХАНИЧЕСКИ, ПОСТОЯННО РАБОТАЕТ в поэзии, пишет. Другие (кроме еще "коне" но о нем с Верочкой во второй части обзора), живут стихами неровно, "НЕРВНО", я бы сказал.
Кроме того, на стихире есть много авторов, которые видять стихи как способ разорвать себя на части" вылить свои НАСТОЯЩИЕ страдания наружу спрятавшись под маской. Именно такие поэты мне интересны. Яшка интересен как холодный, ненасытный и ненасыщающий "человек-робот", с которым поэтому хочется "еще и еще"...
Теперь позвольте окунуть в этот странный, холодный, механический уникальный ЯВНО ДРУГОЙ МИР тех, кто еще не плавал в океане рядом с этим "робокитом" - вместе с Казановой.
Мы поступим следущим образом. Из каждого стихотворения, сделанного Яшкой в 2002 г., я дам несколько строчек. Прочитайте все что у меня полчуилось НЕ ОТРЫВАЯСЬ, на одном дыхании. Я уверен, вы ОЩУТИТЕ кожей Казанову, поймете его секрет.
Итак, вот она какая, "любовь яшка каzанова":
***
теперь языком вензеля на бедрах
не порисуешь. меня лишать
таких удовольствий довольно жестко,
жестче наручников и хлыста.
***
мальчишки..., и тяжелый мех
на полубелом-полуватном
ягненке (ныне - прикроватном
половичке)... и колыбель
для кошки, вымоченной в виски,
а не в дожде. и кент, и винстон
в губах запретных. и слова
по-новому застрянут в горле,
и будет выбрано другое
вместо простого "целовать
ее перчатку теплой кожи"...
***
все будет новым: свет в окошке,
не во время звонок... шабли,
оставит новое на память
пятно.
***
а за окном простывший январь, сопливый и сладкий
от крови с содранных губ, прилипших к железу.
я непременно найду твой поселок исландский
на задрипанной карте. глубже и глубже лезу
в топографический танец с материками. экватор -
совсем как талия. глобус по-женски мягок.
я непременно. я постоянно. в ватных
пальцах руки трепещутся и румяна,
и тушь, чтоб приехать к тебе красивой до рези
в глазах, привыкших к белому лаку наста.
я непременно приеду. я буду трезво
тепло и настойчиво губами с тобой пинаться.
 
***
офис такой электрический: стонет сканер,
одинокий без тани, а может, одинокий и с таней.
а я молюсь за тебя. воздух перетираю губами,
перебираю, как четки. хотя не знаю про бога.
ты только не смейся, ладно? я погибаю,
когда ты не рядом. работа... работа... работа...
***
вот и запах мой сменился.
очевидно стала старше.
послезавтра еду в Ниццу,
любоваться, зрить пейзажи.
в казановской телогрейке,
в маске, как меня и любят.
тетя-повар жарит гренки,
улыбаясь сонным людям
итальянистой кафешки.
утро. пахнет непогодой.
телогрейка - это fashion,
это стильно, модно, гордо.
это сладко: брать любую,
как захочешь. как угодно
заманить любовной бурей -
это стильно, модно, гордо.
***
весной обостряется истеричность -
кусаю губы, курю до кашля.
в метро успокаиваюсь фабричной
девчонкой-бабой (кармен-алкашкой).
и этих букетиков многоликость -
насмешка марта над женским полом...
шатаюсь без дела, порог Олимпа
терзаю, полубосая - полу-
каблучная. это представить просто:
каблук с набойкой - из легкой пятки
растет. так сапожник исполнил просьбу
слепить обувку. так ангел пьяный
шагает по небу, швыряя тучи
ступнями плотно ушедшими в осень.
он помнит как раньше бывал летучим,
а это много больней, чем вовсе
не знать полета. банально-жалок
его прозрачный профиль на фоне
портьер... я что-то в себе нажала
и звук исчез.
***
глаза разбиваются о весеннее
и пляшут джигу в прозрачном мареве.
мартовской кошкой вопит о семени
каждая жила природы-матери.
мне пьяно от жидкого электричества
твоих недомолвок... а воздух бешено
терзает ноздрю, и хочется стричь его
косички тяжелые. русо-бежевый
***
ты вырываешь из горла шепот;
я выбираю крик.
чтобы чулок отношений штопать -
руку держи внутри.
пальцами чувствуй как нитки стерты
от долгих прогулок по углям и стеклам;
как рвется при каждом шажочке шов
от кесарева. большой
и болезненный, сколько бы время не ело
мое, потерявшее тело, тело.
мое, потерявшее пыл, тепло
и лоск потерявший - лоб.
***
кроме денег эпохе заметно по ***
все. и меня всерьез беспокоит чем за-
платить за лекарства, которых надо
много: бабушка, видишь ли, вянет-тлеет.
а еще мне хочется винограда
и босыми пятками по аллее.
***
как в ботинке камушек, как
заусеночка на большом.
откровенно горит щека:
поминай меня лихом. шелк
электронных твоих фраз
намотаю на пальчик. как?
как получится. как раз -
и запуталась. в женихах.
***
я раньше любила - как пахнет мама;
и тосковала по ней до визга.
трясусь в прохладном трамвае марта,
на зыбком поручне птицей висну.
я не привыкла к москве. и это
диагноз тихой периферии.
ну, нате строчку (толкаю enter):
перины, рифы, ревмиры, риги...
***
я буду прощать ее долго, как пьют
лонг-дринки в романах уставшие леди
с протяжными лицами. я накоплю
интимность, чтоб вспомнить: зрачками шалели,
и питерский летний холодный ноктюрн
стекал по гостиничным окнам. бесстыдно
капканно фрамуга манила, но тюль
нас оберегал, укрывая. и с тыла
ладонь ее твердо была мне щитом,
хотя мы еще не расстались... я стану
прощенье вынашивать, нищая в том,
что сразу простить не сумела.
 
***
забавно: раз не накрасишь рот,
и сразу спрашивают: больна?
ребенком теплых чужих широт
небо валится в пальцы нам.
сахарное, черт подери,
а раскусишь - по небу лед...,
но другого способа - что внутри? -
я еще не усвоила.
***
память ласковей песка:
завитки твоих истерик
льнут покорно, мягко стелят -
жалко бить, но жестко спать
на тебе. твой бледный рот
пахнет обморочным зноем,
выбирая имя "зоя"...
я люблю его нутро,
чуть поджаренное криком,
чуть понеженное мной,
теплое, как воздух Крита
золотой и жестяной.
пьяное от саперави,
от слюны другого рта...
так целуются пираньи:
жжет гортань.
***
 
я буду влюбляться в женщин, в мужчин и даже
в мобильный звонок за которым живет твой уставший голос;
в меня непокинувших - раз, и - два - в меня покидавших,
но после вернувшихся - три. в откровенно-порнушно-голый
лес, недовесенний. и этим особенно мерзкий
мне, урбанистически-гибкой даже на шпильках.
***
одышливо **** москва
раскрытый рот провинциальный
мой. третий год столичных благ =
дрессура в точке совершенства.
так каждой ****и сладок блат,
как мне - иллюзия Ижевска:
дурацкий заводской пейзаж
с осколком дыма на багете.
***
самострелом - в висок: пах! глупые, юные
мальчики мрут. их ладошки собой убаюкивают
женщины в черном, весенним горем намазанные
иконоподобно. недолюбленные, недоласканные
женщины в черном. и я содрогаюсь от мужества -
отдернуть дуло.
***
а я отпускаю тебя, как воздух
при выдохе. как ребятенок - детство.
мне стало странно ютиться возле
тебя. вероятнее, слово "тесно"
здесь будет уместнее, если только
учесть бумеранговость каждой фразы.
уже не шепчется мне "постой-ка!
подол испачкался мелом... - разве?"
и затяжной поцелуй навылет
выходит горлом, стихуем, жаром.
уже без вальса, уже на Вы, и
кому-то пятому снится жанна.
 
***
любили без году неделя,
наделали стихов поспешно,
спеша друг другу надоели.
и целовались по привычке
приветливо, как два супруга,
с упрямством дьявольским. но вы чем
от них отличны? та же тяжесть
таится в вашем брачном ложе,
***
с моим именем легкие рюшечки:
юленька, юлька, юшечка.
как рыбка, или кровь из носу,
как сиротка, бредущая из лесу,
как вдох кокаиновой извести -
пятнышко с юбки не вывести,
даже хлором не извести.
***
моя экс-героиня
нынче на героине.
и какой сэкс
в этом грубом "экс"? -
его нет и в помине.
моя экс-героиня
забыла и вымя, и имя.
и вен нить,
и то, что катится в них,
слиплось в комок с другими.
моя экс-героиня
***
суицид по балконам - кто крайний?
телами, как к матери, жмемся к раме.
ночь такого густого замеса,
что нет ни страха, ни страху места.
лишь инстинкт скребется в подвздошье,
и мы - на асфальт. как дождик. как дождик.
 
***
нет я не причастна к тебе. но я деепричастна.
прическу поправив. спеша на свиданье. оставив полтинник
на чай. и за чаем вишневым общаться, общаться, общаться
с другой ясноглазой.
 
***
он курил и молчал, как положено, метко.
обнимался со мной. незапятнанной меккой
представлял мои губы и, комкая галстук,
от желаний корявых стонал и ругался.
***
хочу целовать тебя ртом в рот,
но мой барометр врет врет.
хочу раздевать тебя глаз в глаз
до бесстыжего теплого глянца
твоих округлостей. лбом в лоб
 
Вот так. Повторю, что этот автор один из РЕАЛЬНЫХ виртуальных персонажей, которые действительно формируют тело стихиры.
ТАкое мое мнение.
Успехов.
Во второй части обзора я задумал сравнить стихи "Верочки и "kone"...БУдет интересно. Ждите
- я всегда к вашим услугам, потому что я - Виктор Авин.
 
Стихи Казановы , которые так отрывочно ЯВНО звучали выше:
"полудурок-романтик 0220"
"курлыыыыыыыккурлык"
"вытосковавшись до дырочек"
"чикипуки"
"мартышка"
"влюбовь"
"стопы"
"мат"
"сыробуроманиловое"
"дэйданс"
"волкокот"
"завтрак"
"по целуй"
"пяточка 29.03"
"мат2"
"после"
"щание про"
"и юный июнь"
"вымя в имя вымя"
"рой нашего вре"
"су"
"части речи"
"пiiт подрослик"
"девочка сомлевшая моя девочка"
"погодаблагодать"


(Примечание от Клуба "ГОЛОСА": обзор размещён с разрешения его автора - Виктора Авина.)

Следующий обзор Виктора Авина - "Вкус Шерба" - уже на странице ГОЛОСА
http://www.stihi.ru/2008/07/07/2940