Большой Конкурс. - За пределами рифмы и метра

Творческая Мастерская Ежи
_____________ Конкурс Новых Западных Форм. – «За пределами рифмы и метра» _______________

Дорогие друзья!
Приглашаем всех на Конкурс Новых Западных Стиховых Форм «ЗА ПРЕДЕЛАМИ РИФМЫ И МЕТРА».

Речь, как вы поняли из названия, пойдёт о стихах, не так давно вошедших в поэтический обиход – белых, вольных и свободных (верлибрах).

Конкурс проводится по ЧЕТЫРЁМ НОМИНАЦИЯМ.

1.***** БЕЛЫЙ СТИХ - название метрических (стопных) стихов, без рифм. Термин перешел в русскую поэтику из французского языка — vers blanc, который, в свою очередь, взят из английской поэтики, где незарифмованные стихи называются blank verse (blank — сгладить, стереть, уничтожить), т. е. стихи со стертой, уничтоженной рифмой:

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Как странно - ровно десять лет прошло
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . С тех пор, как я увидел Эзбекие,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Большой каирский сад, луною полной
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Торжественно в тот вечер освещенный.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Я женщиною был тогда измучен,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . И ни соленый, свежий ветер моря,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Ни грохот экзотических базаров,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Ничто меня утешить не могло.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . О смерти я тогда молился Богу
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . И сам ее приблизить был готов…
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . (Н.Гумилёв)

2.***** ВОЛЬНЫЙ СТИХ – разновидность силлабо-тонического стиха с непостоянным числом одинаковых (в отличие от разнохарактерных в свободном стихе) стоп в стихе, причём стихи неравной длины сочетаются свободно. Обычно вольные стихи пишутся ямбом с колебаниями числа стоп от 1 до 6. Обязательный элемент вольного стиха — рифма:
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Взгрустнулось как-то мне в степи однообразной.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Я слег
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Под стог,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . И, дремля в скуке праздной,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Уснул; уснул — и вижу сон.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . На берегу морском, под дремлющей сосною,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . С унылою душою,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Сижу один; передо мною
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Со всех сторон
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Безбрежность вод и небо голубое —
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Все в сладостном ночном покое.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . На все навеян легкий сон...
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . (А.Кольцов)

3.***** СВОБОДНЫЙ СТИХ (ВЕРЛИБР) – стих без метра и рифмы, образуемый сочетанием произвольных стоп в произвольном количестве, с единственным признаком стихотворного текста — графической разбивкой на строчки.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . К вечеру вышло тихое солнце
. . . . . . . . . . . . . . . . . . И ветер понес дымки из труб.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . Хорошо прислониться к дверному косяку
. . . . . . . . . . . . . . . . . . После ночной попойки моей.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . Многое миновалось
. . . . . . . . . . . . . . . . . . И многое будет еще,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . Но никогда не перестанет радоваться сердце
. . . . . . . . . . . . . . . . . . Тихою радостью
. . . . . . . . . . . . . . . . . . О том, что вы придете,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . Сядете на этом старом диване
. . . . . . . . . . . . . . . . . . И скажете простые слова
. . . . . . . . . . . . . . . . . . При тихом вечернем солнце,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . После моей ночной попойки.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . Я люблю ваше тонкое имя,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . Ваши руки и плечи и черный платок.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . (А. Блок)

4.***** СТИХИ С ЧАСТИЧНОЙ РИФМОВКОЙ, в которых нерифмованные фрагменты сочетаются с рифмованными:

. . . . . . . . . . . . … О фрагменты счастья, не взял ли я вас от жизни!

. . . . . . . . . . . . Что же ты плачешь, мое сердце, что же ты ропщешь?

. . . . . . . . . . . . Ты жалуешься:
. . . . . . . . . . . . "Кратким
. . . . . . . . . . . . и более горьким, чем сладким,
. . . . . . . . . . . . обманом промчалась жизнь
. . . . . . . . . . . . и ее нет".

. . . . . . . . . . . . Успокойся, сердце мое, замолчи.
. . . . . . . . . . . . Твои биения меня утомили.
. . . . . . . . . . . . И уже воля моя отходит от меня.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .(Ф. Сологуб)

_____________________

Организаторы Конкурса приняли такое решение: если в какой-то из номинаций набирается БОЛЕЕ 10 стихотворений, то она будет судиться ОТДЕЛЬНО. Для тех номинаций, где количество выставленных стихотворений меньше либо равно 10, не предполагается вводить отдельное судейство, – они будут судиться В ЕДИНОЙ ГРУППЕ с другими категориями, не набравшими более 10 текстов.


========= ПРАВИЛАМИ ДОПУСКАЕТСЯ ВЫСТАВЛЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ТЕКСТОВ ОДНОГО АВТОРА – ПО ОДНОМУ В КАЖДОЙ НОМИНАЦИИ.
========= Желательно, чтобы стихи были размещены отдельными рецензиями, если автор желает развёрнутого обсуждения стихотворений. В крайнем случае, разрешается размещение нескольких стихов в одной рецензии. Каждое стихотворение в обязательном порядке должно быть снабжено ссылкой и указанием порядкового номера номинации.

______________________ ___________
***** Ведущая Конкурса – Смарагда, соведущий – Анатолий Лемыш.

Срок проведения конкурса: 20 июня – будет объявлено позже
Срок подачи стихотворений: 20 июня – 2 июля, 20-00 по Москве.

Призы (в каждой номинации):

1 МЕСТО - 350 баллов
2 МЕСТО - 250 баллов
3 МЕСТО - 150 баллов

Конкурс проводится в рамках стандартных КОНКУРСНЫХ ПРАВИЛ ТМ .

Жюри Конкурса: L++, Борис Бельский, Артемона Иллахо, Аня Вуева, Смарагда.

СПАСИБО ВСЕМ УЧАСТНИКАМ КОНКУРСА! Организаторы и Ведущая желают вам удачи.