Екклезиаст - переложение

Сергей Куличенко
Глава первая

Что пользы человеку от трудов,
которыми он трудится под солнцем?
Уходит род и род приходит новый,
но лишь земля вовеки пребывает.
Восходит солнце и заходит солнце
и к месту своему спешит, чтоб снова
туда вернуться, где оно восходит.
И ветер южный, приходя на север,
кружится на ходу своём, кружится,
чтоб вновь вернуться на круги свои.
Речные воды упадают в море,
Но моря реки не переполняют,
откуда вытекают к тем истокам
они вернутся, чтобы течь опять.

В труде все вещи, всех не перескажешь,
и ока не насытишь созерцаньем,
и слушанием уха не наполнишь.
Что делалось, то было, то и будет,
и ничего нет нового под солнцем.
Бывает нечто, говорят о чём, -
Смотри вот это новое! - но это
В веках уже бывало прежде нас.
Нет памяти о прежнем у живущих,
да и о том, что будет после нас,
не будут помнить те, что будут после.

Я - живший на земле, Екклезиаст,
был над Израилем царём в Ерусалиме.
И сердце я предал своё тому,
чтоб мудростью исследовать и взвесить,
всё то, что совершается под небом.
Тяжёлое занятье это Бог
дал человекам, чтобы упражнялись.

Я видел всё, что делалось под солнцем.
Всё - суета, и всё - томленье духа!
Кривое не соделаешь прямым,
и нет чего, того не сосчитаешь...

И говорил я сердцем моему:
Я возвеличился и стал мудрее всех,
тех кто был прежде над Ерусалимом!
И сердце много видело моё
и мудрости, и горестного знанья.
И сердце я своё предал тому,
чтобы познать и мудрость и безумье.
И глупость тоже я решил познать.
И я узнал, что всё - томленье духа.
Что в мудрости есть многие печали,
умножь познанье, и - умножишь скорбь.

Глава вторая

Сказал я в сердце страждущем моем:
дай, испытаю я тебя весельем,
и наслажусь делами и добром
но оказалось - суета и это...
О смехе - глупость! - я себе сказал
И о веселье: что оно приносит?
Задумал в сердце, услаждать вином
земное тело, между тем, как сердце
руководилось мудростью моё,
и придержаться глупости, доколе
я не увижу, что же хорошо
для человеков, что они должны
под небом делать в краткие дни жизни.

Я предпринял великие дела:
дворцы построил, посадил сады,
устроил виноградники и рощи,
и насадил плодовые деревья.
И водоёмы сделал я себе
для орошенья рощ и всех деревьев,
и приобрел служанок и рабов,
и обзавелся морем домочадцев,
а крупного и мелкого скота
имел я боле, нежели у всех,
кто прежде проживал в Ерусалиме.
Собрал себе я злата-серебра
и множество безделиц драгоценных
от всех царей, из разных областей,
завел певцов для услажденья слуха,
и много музыкальных инструментов,
приятных человеческим сынам.

Я сделался великим и богатым,
и больше всех живущих до меня,
когда-либо в Святом Ерусалиме;
и мудрость пребывала у меня.
Чего б глаза мои ни пожелали,
ни в чём я не отказывал себе,
не возбраняя сердцу моему
веселья и желанья никакого,
и это было радостью моею -
наградой за тяжёлые труды.
Но оглянулся я на все дела,
на все труды, которые я сделал,
и понял, что зря время потерял,
всё - суета, и всё - томленье духа,
и нет под солнцем пользы от всего.

И обратился я, чтобы взглянуть
на мудрость и безумие, и глупость,
ибо что может сделать человек,
больше того, что царь уже соделал?
И я увидел - мудрый пред глупцом,
что превосходство света перед тьмою.
У мудрого - разумные глаза,
а глупый, как идущий темнотою...
Но я узнал, что участь всех - одна.

И я сказал: если меня постигнет
такая точно участь, как глупца,
зачем же так стремился быть я мудрым?
И я сказал: и это - суета.
Ни мудрого не будут помнить вечно,
ни глупого в грядущие года,
всё будет позабыто, и увы -
мудрец наравных умирает с глупым.

И я возненавидел жизнь мою,
и стали мне противны все деянья,
какие совершаются под солнцем,
ибо всё это - только суета.
И я возненавидел все труды,
которыми трудился я под солнцем,
ведь должен всё оставить человеку,
который будет после - без меня.
И кто же знает: мудрый он иль глупый,
а будет всем трудом распоряжаться,
которым потрудился я под солнцем,
и мудрость проявил... Всё - суета!

И обратился я, чтобы внушить
отречься сердцу от трудов моих,
которыми трудился я под солнцем.
Всё потому, что трудится иной
со знаньем дела, мудро и успешно,
а должен всё оставить для того,
кто не работал, но получит всё.
И это - суета и зло большое...

Что же имеет человек от всех
трудов своих, которыми трудился
и всей заботы сердца своего?
Вся жизнь его проводится в скорбях
и все труды - сплошное беспокойство,
и даже ночью отдыха не знает
его душа... И это - суета!

И не во власти человека благо,
чтоб есть и пить и душу услаждать
от всех трудов своих. И я увидел,
что это всё - от Божией руки.
Да, потому, что нету никого,
кто жизнью наслаждался бы без Бога.

Тому, кто добр пред лицем Его,
дает Он мудрость, знание и радость,
а грешнику даёт заботу Бог
копить и собирать, чтобы потом
отдать тому, кто Богу угождает.
И в этом - суета с томленьем духа.
       
Глава третья

Всему своё отмерянное время,
и всякой вещи срок положен свой:
рождаться время, время умирать,
сажать и рвать посаженное с корнем,
есть время убивать, и - врачевать,
и время разрушать, и время строить,
есть время плакать, время есть смеяться,
и время сетовать, и время танцевать,
разбрасывать подобранные камни,
и те же камни снова подбирать,
есть время, чтобы крепко обнимать,
и время уклоняться от объятий.
время терять и время находить,
время бросать и время сохранять,
время сшивать и время раздирать,
время молчать и время говорить,
время любить и время ненавидеть,
время для мира, время для войны...

Что пользы человеку от того,
над чем трудился он и днём и ночью?
Бог дал заботу для сынов людских,
чтоб бесконечно упражнялись в этом.
Всё созидает вовремя Господь,
хоть человеку не дано постигнуть
деяний Божьих смысла до конца -
они прекрасны и непостижимы.
Узнал я: нету лучше для людей,
чем веселиться, наслаждаясь жизнью,
стараясь делать добрые дела.
И если человек и ест, и пьет,
и радуется о своей работе,
то это - Божий несомненный дар...

Познал я: то, что делает Господь,
вовеки пребывает неизменно,
Так совершенны все Его дела,
что ни прибавить к ним и ни убавить.
И Бог всё это совершает так,
чтоб люди перед Ним благоговели.
Что было прежде, то и ныне есть,
и то что будет, то когда-то было,
Бог воззовет прошедшее однажды...

Еще я видел место для суда,
а там царит сплошное беззаконье,
и вместо правды - полная неправда.
И в сердце я сказал своем тогда:
и праведного будет Бог судить,
и нечестивого Господь рассудит -
для всякой вещи срок отмерян свой,
и суд над всяким делом совершится.

Сказал я в сердце о людских сынах
чтоб испытал их Бог, и было видно,
что сами по себе они скоты.
Ведь участь человеческих сынов
такая жe, как участь всех животных
как те, так и другие - умирают
у всех в ноздрях у них одно дыхание
и нетy преимуществ y людей.
И потому, всё это - суета!

И всё идет в одно и то же место:
и всё вокруг произошло из праха
и всё однажды возвратится в прах.
Кто знает: человеческих сынов
дух вверх восходит или не восходит,
и дух животных сходит в землю - вниз?

Итак увидел я, что нету лучше,
как наслаждаться человеку делом:
ведь в этом - доля радости его.
Кто человека приведет смотреть,
на то что будет после его смерти?

Глава четвёртая

И обратился я, и я увидел
различные под солнцем угнетенья:
вот слезы угнетенных безутешны,
и нет Того, Кто бы утешил их,
в руке у угнетающих их - сила,
но нет у них Утешителя, нет.

И ублажил я мёртвых, тех что были,
более тех, кто жив ещё доселе;
ещё блаженней их обоих тот,
кто не существовал, злых дел не видел,
какие совершаются под солнцем.

Я видел также, что успешный труд
взаимную рождает в людях зависть.
И это - суета, томление духа!
Глупец сидит, свои сложивши руки,
и сам себе съедает плоть свою.
Но лучше горсть с покоем, чем пригоршни
с трудом великим и томленьем духа.

И обратился я, и я увидел
ещё одну под солнцем суету:
Вот человек на свете одинокий,
ни сына нет, ни брата у него,
а всем его трудам конца не видно -
и глаз не насыщается богатством.
«Так для кого же я тружусь всю жизнь
и благом не умею насладиться?»
И это всё - без смысла суета...

Двоим быть лучше, нежли одному,
вознагражденье доброе в труде их:
И если только упадёт один -
другой тотчас товарища поднимет.
Но, горе одному коль упадёт,
и нет другого, кто подал бы руку...
Лежат ли двое - им тепло вдвоём,
а одному, ну как ему согреться?
Одолевать враг станет одного,
но двое устоят против него.
Ещё сильнее пребывают трое -
тройная нитка скоро не порвется.

И лучше бедный юноша, но умный
чем неразумный престарелый царь,
советы не умевший принимать.
Хоть этот молодой родился бедным,
и даже из тюрьмы взошёл на трон,
но видел я под солнцем всех живущих,
которые за юношей пошли,
и возвели из темноты на царство.
Он вёл с собою множество народа.
Но позже - не порадуются им.
И это - суета, томленье духа.

Глава пятая

Так наблюдай же за ногой твоею,
когда идешь в дом Божий, будь готов
не к жертвоприношению - к послушанью,
которое для Бога больше жертв.
Неспешен будь и языком твоим,
и сердце будет пусть неторопливо
произносить молитву перед Богом,
ты на земле, а Он - на Небесах.
Слова твои немногими да будут.
Как сны бывают от больших забот,
так глупый познается в многословье.

Когда даёшь обет Святому Богу,
не медли вскоре выполнить его,
Бог к глупым вовсе не благоволит:
что обещал, немедленно исполни.
Но, лучше - ничего не обещать,
чем обещать, да и не исполнять.
Не дозволяй устам твоим вводить
в грех плоть твою, не говори пред Богом:
«Это - ошибка!» - для чего тебе
гневить Благого Бога пустословьем,
чтоб Он разрушил дело рук твоих?
Так в сновиденьях, как и в многословьи,
немало суеты... Знай Божий страх!

Когда увидишь где-то в областях
над бедным притесненье и глумленье,
и нарушенье правды и суда,
не удивляйся этому и помни:
что над высоким наблюдает высший,
над ними наблюдает - Наивысший.
Страны же в целом превосходство есть
- царь о её заботящийся благе.

Кто любит серебро - ненасытим,
и кто - богатство, нет тому в нём пользы.
И это несомненно - суета!
Умножь владенье, и умножишь тех
которые всё это потребляют.
Какое благо этим всем владеть -
разве, смотреть печальными глазами?
Трудящегося сладок краткий сон,
пусть много съест он или съест он мало,
- богатого же мучит пресыщенье...

Ещё один мучительный недуг,
который наблюдается под солнцем -
богатство, сберегаемое впрок,
во вред его законному владельцу.
Богатство гибнет в случае беды:
родил он сына и - не уберёг...
и пустоту лишь руки обнимают.

Как при рожденьи вышел он нагим,
таким отходит, как пришёл когда-то
он из утробы матери своей,
от всех трудов не взяв и малой крохи.
И это - тяжкий недуг на земле:
каким пришёл таким он и отходит.
Какая ж польза человеку в том,
когда всю жизнь трудился он на ветер?
А он все дни свои проел впотьмах,
в великом огорченьи и досаде.
       
Вот что ещё я доброго нашёл:
есть, пить и наслаждаться результатом
от всех своих бесчисленных трудов,
какими кто потрудится под солнцем
во все дни жизни краткие свои,
которые дарованы от Бога.
И в этом - доля радости его.
И если Бог какому человеку
богатство дал, имущество и власть,
чтоб от трудов плодами наслаждаться,
пусть не забудет - это Божий дар!
Не будет думать он о бренной жизни -
Бог наградил веселием в трудах,
и радостью проделанной работы.

Глава шестая

Иное зло увидел я под солнцем,
и часто так бывает меж людьми,
всё Бог даёт - имущество и славу
и недостатка нет душе ни в чём,
чего не пожелает - всё имеет,
но не даёт Бог насладиться этим,
а пользуется человек чужой...
И это - суета и тяжкий недуг.

И если бы какой-то человек
родил хоть сто детей, и даже больше,
преумножая жизни дни свои,
но жил без наслаждения добром
и не было ему и погребения,
то я сказал бы: выкидыш счастливей -
напрасно он пришел и отошёл
назад во тьму и имя скрыто мраком,
но он не видел солнца, потому
ему покойней, нежели живому.

А тот, хотя б прожил две тыщи лет
но никогда добром не наслаждался,
к тому же результату и придёт.

Весь человека труд - для рта его,
а душу он свою не насыщает...
Мудрец не лучше глупых, у него
нет преимуществ перед бедняком,
умеющим ходить перед живыми.

И лучше видеть, чем бродить душой.
Без суеты и без томленья духа.

Ведь много тех вещей на белом свете,
что только умножают суету:
и что тогда для человека лучше?
Никто не знает, что же хорошо
для человека в дни суетной жизни,
которые проводит он как тень.
Никто не скажет, что произойдёт,
после того, как он уйдёт из жизни.

Глава седьмая

Благое имя лучше благовоний,
и смертный день важнее дня рождения.
И лучше быть с умершим в доме плача,
чем веселиться в доме пирований.

Ибо такой же ждёт конец тебя -
живой приложит это знанье к сердцу,
ведь сетованье лучше ликованья,
и при печали сердце станет чище.

Где сердце мудрых - доме, там где плачут,
а сердце глупых - в доме, где веселье.
Уж лучше слушать мудрых обличения,
чем человеку слушать песни глупых;
Ведь смех глупцов, что терниев горящих
треск под котлом. И это - бесполезно.

Мудрец глупеет, притесняя слабых,
подарки портят сердце человека.
Конец труда, его начала лучше,
и лучше мягким быть и терпеливым,
чем нетерпимым и высокомерным.
Не будь поспешен духом на гневливость,
ведь гнев гнездится в глуповатом сердце.

Не говори, - Как получилось вдруг,
что раньше жизнь была намного лучше?
Вопрос такой не от ума большого...

Как хорошо наследовать и мудрость,
особенно для видящего солнце:
ведь под защитой мудрости надёжней,
чем под защитой серебра и злата;
но превосходство знанья таково,
что жизнь спасает своему владельцу.

Смотри всегда на действованье Божье:
кто выпрямит, что сделал Он кривым?
В благополучьи наслаждайся благом,
во дни несчастья больше размышляй:
то и другое сделал Бог премудро,
и человеку это не понять...

Я насмотрелся в суетные дни,
как погибает праведник без чести,
а нечестивый долго и беспечно
живет порой в нечестии своем.

Не выставляй себя святым и строгим,
и слишком мудрым не старайся слыть,
зачем тебе губить себя до смерти?
Не предавайся также и греху:
зачем тебе до срока умирать?

И хорошо, когда держаться будешь,
ты этих правил, также и других.
Кто на земле Суда боится Божья,
тот избежит его на Небесах.

И мудрость сделает тебя сильнее
десятка глав неумных городских.
Нет на земле такого человека,
который жил в добре и не грешил.

Не слушай всё что люди говорят,
не обращай внимание на слово,
когда злословит твой слуга тебя,
ведь сам ты знаешь за собой такое,
как много раз злословил ты других.

Все это испытал я, чтоб стать мудрым:
но мудрость пребывала далеко...
Так далеко, как было, и глубОко -
и кто постигнет глубину его?

И обратился сердцем я к тому,
чтобы узнать, исследовать и взвесить
и через разум - мудрость изыскать,
понять нечестье, глупость и безумье.

И я нашёл, что женщина, как смерть,
и даже горше, вся она - ловушка,
и сердце женщины, как сеть ловца,
и руки женщины, как тяжкие оковы.
Кто верен Богу - избежит силков,
а грешник будет вмиг уловлен ею.

Вот это я нашёл - Екклесиаст,
испытывая за одним другое,
ответ искал желанный для души,
но до сих пор я не нашёл ответа.

Мужчину одного из тысячи нашел,
а женщину между всеми не нашел я.
Но только то узнал я и увидел -
Бог человека праведным создал,
а человек нашёл дорогу к злому.

Глава восьмая
       
Кто как не мудрый может понимать
значение и сущность всех предметов?
Лица суровость просветляет мудрость,
и изменяет жёсткие черты.

Я говорю: слова царя храни,
и это ради клятвы пред Богом.
Не торопись уйти его лица,
и не упорствуй в непотребном деле;
что царь захочет, сделать может всё.
Где слово царское, там и царёва власть;
и кто его при этом остановит?

Не испытает никакого зла
кто повеленье мудро исполняет,
чьё сердце знает время и устав;

Для всякой вещи - время и устав;
а человеку от того не легче,
И что случится человек не знает;
и как всё будет - кто ему расскажет?

И человек не властен удержать,
на лишний миг в себе дыханье жизни
нет власти у него над смертным днем,
нет избавления от земных борений,
и не спасет нечестье нечестивых.

Все это видел я, и обращал
свои глаза на всякое деянье,
какое совершается под солнцем.
Бывает время, властен человек
во вред стране над каждым человеком.

Я видел - хоронили нечестивых,
и хоронили с пышными речами
и забывали, как же много зла
они святому месту причинили.
И я сказал и это - суета!

Не скоро совершаются суды
среди людей над грешными делами;
и оттого желание грешить
не оставляет сердце человека.

Пускай злодей злодействует сто раз
и пусть коснеет в зле, но только знаю,
что лучше делать правду на земле,
ведь добрые всегда боятся Бога
и пред лицем Его благоговеют.

А нечестивый будет без добра
и дни его пройдут, как будто тени,
недолго будет продолжаться род
того, кто не благоговеет в Боге.

Есть на земле другая суета:
и праведников постигает то,
чего заслужит дело нечестивых,
а с нечестивыми бывает то,
что заслужили праведных деянья.
Но сказал я: и это - суета!

И похвалил веселье я тогда,
лишь потому, что нет под небом лучше,
чем есть и пить и веселить себя
от всех трудов, пока живём под солнцем.

Когда я сердце обратил мое,
чтоб через мудрость обозреть деянья,
среди которых человек живёт
ни днем, ни ночью не найдя покоя,

И я увидел Божии дела,
и я нашел, что человек не может
исследовать всё то что происходит.
И сколько б ни старался человек
он все равно постигнуть не сумеет;
и если бы какой мудрец сказал,
что знает он - он ничего не знает!
       
Глава девятая

Исследуя сумел я лишь понять,
что праведные мудрые деянья
- в руке Господней, и что человек
не знает - он любим иль ненавистен,
во всем, что будет в жизни впереди.

Всему и всем - одна и та же участь
одна и та же - праведным и грешным,
одна и та же - доброму и злому,
одна и та же - чистому с нечистым,
одна для тех, кто не приносит жертвы
и та же будет жертвы приносящим,
и доброму одна, и нечестивцу;
клянущимся и кто боятся клятвы.

Вот это-то и худо, что под солнцем,
одна и та же участь всем живущим,
и человечий род исполнен зла,
и сердце их и жизнь полны безумья.
А после - отойдут они к умершим.

Кто жив, у тех ещё жива надежда,
так как и псу живому много лучше,
чем царственному умершему льву.
Живые знают, что они умрут,
а мертвые уже ничто не знают,
уже им нет земного воздаяния,
завбвенью память предана о них.
И их любовь, и ненависть, и ревность
давно исчезли - нет им больше места,
во веки в том, что происходит здесь.

Итак иди, и ешь твой хлеб с весельем
и пей вино для радости сердечной,
коль Бог благоволит к твоим делам.
Да будут светлыми твои одежды,
во всякий час и не оскудевает
святой елей на голове твоей.

И наслаждайся жизнею с женою,
которую Бог дал тебе на радость
в недолгой жизни суетной твоей,
ведь это доля от трудов твоих,
какими потрудился ты под солнцем.
Что могут руки, то по силам делай,
в могиле тёмной, где ты будешь вскоре
нет ни работы, нет ни размышленья,
ни мудрости, ни знанья - ничего...

И обратясь, увидел я под солнцем,,
что не проворным приз даётся в беге,
не мудрым - хлеб, не храбрецам - победа,
и не разумным - благосклонность свыше,
и не искусным - благосостоянье...
Но всех однажды постигает смерть.

И человек своё не знает время,
идёт, как рыба, в пагубные сети,
как птицы - уловляется силками,
так и сыны слепые человечьи
вдруг попадают в бедственное время,
когда оно внезапно наступает.

Иную мудрость видел я под солнцем,
и показалась важной мне она:
вот город небольшой, людей немного;
Но подступил к нему великий царь
и обложил его и произвел
против него осадные работы;
но жил в нём мудрый бедный человек,
и спас своею мудростью он город;
однако же никто не вспоминал
об этом мудром бедном человеке.
И я сказал, что мудрость лучше силы,
но мудрость бедняка в пренебреженьи,
и больше слов не слушают его.

Слова, спокойно сказанные мудрым,
намного лучше окрика царёва,
и мудрость лучше воинских орудий.
Но очень много доброго способен
один глупец грешащий погубить.

Глава десятая

От мёртвых мух становится зловонным
и гибнет драгоценнейшее мирро.
Так, небольшая глупость человека
способна мудрость погубить и честь.

Влечёт направо мудрость сердце мудрых,
а сердце глупых влево уклоняет.

Какой бы он не следовал дорогой
глупцу недостает ума и смысла,
и всякому он выскажет, что глуп.

Когда начальник вспыхивает гневом,
не оставляй при нём свою работу -
покроет кротость многие проступки.

Есть зло, какое видел я под солнцем,
как бы огрех властителя страны:
невежество стоит над всеми выше,
а мудростью богатый в подчиненьи;
князей ходящих, как рабы - пешком,
а на конях - кто быть должны рабами.

Копавший яму, упадёт в нее,
ограду рушащего змей ужалить может,
и если кто передвигает камни,
тот может надсадить себя внезапно,
А тот кто колет топором дрова,
от них большой опасности подвержен,
и дерево способно задавить
того кто рубит дерево на части.

Но если притупляется топор,
и лезвие его не будет остро,
то надо больше силы напрягать.
Так мудрости отточеной быть надо.

И если рядом нет того, кто знает,
как поступать с укушеным змеёй,
всё бесполезно знание его,
тому кто умирает от змеи.

Слова из мудрых уст - что благодать,
а глупого уста его же губят:
начало слов из уст его - безумье,
а окончанье речи - просто глупость.
Глупец преумножает многословье
хотя не знает он, что будет с ним.
и кто подскажет, что пребудет после?
Труд глупого чрезмерно утомляет,
ведь он не знает и дороги в город.

Беда, земля, когда твой царь - дитя,
когда князья твои трапезничают рано.
Блаженна ты, коль благороден царь,
и коль князья твои едят и пьют
для подкрепленья, не для пресыщенья!

От лености обвиснет потолок,
дом протечёт, когда опустишь руки.

Пиры - для удовольствия людей,
и придаёт вино веселье жизни;
за все же отвечает серебро.

И даже в мыслях не злословь царя,
и в спальне не злословь людей богатых;
ночная птица может унести,
и речь твою пересказать другому.

Глава одиннадцатая

Так, отпускай свой хлеб по тихим водам,
и он вернётся через много дней.
Давай седьмую часть или восьмую,
не знаешь ты, что будет на земле.

Есть то, в чём можно и не сомневаться:
когда полны бывают облака,
они на землю проливают ливень,
падет ли дерево на север или юг,
куда упало, там и остаётся.

Кто наблюдает ветер, тот не сеет;
кто смотрит в облака, тому не жать.
Не можешь знать, куда подует ветер
и то, как образуются все кости
у женщины беременной во чреве,
так ты не можешь знать и дело Бога,
как Он всё устрояет на земле.

Сей утром семя на свои поля,
и вечером не покладая руки,
ведь ты не знаешь, то или другое
удачно будет иль нехорошо.

Коль сладок свет, приятно видеть солнце.
И если человек живет и долго,
пусть веселится в продолженье жизни,
и помнит - будет много темных дней,
и всё, что будет, - тоже суета!

Так веселись в дни юности твоей,
и да вкушает твоё сердце радость,
ходи путями искреннего сердца
и по веленью глаз твоих ходи;
но только знай, что Бог за всё за это
однажды приведет тебя на суд...

И удаляй печаль твою от сердца,
и уклоняй от тела злые мысли,
ведь детство, как и юность - только пар.
       
Глава двенадцатая - последняя

В дни юности - Творца не забывай,
пока не наступили дни плохие,
те годы, о которых говорят:
нет мне в них удовольствия нисколько.
Доколе не померкли свет и солнце,
луна и звезды не покрылись тьмой,
и тучи не пришли вослед за ливнем.

В тот день, когда согнутся мужи силы;
и задрожат стерегшие твой дом
и сил молоть у мелющих не станет,
немного потому что их осталось;
и помрачатся зрящие в окно;
запрутся глухо уличные двери;
когда замолкнут звуки жерновов
и с петухами будешь просыпаться,
и навсегда замолкнут дщери пения;
тогда страшны покажутся высоты,
и на дороге - ужасы сплошные;
и зацветёт миндаль, отяжелеет
кузнечик и рассыпется весь каперс.

Ибо отходит человек в дом вечный,
и плакальщицы будут окружать.
Серебряная порвана цепочка,
из золота разорвана повязка,
разбился у источника кувшин,
и колесо сломалось над колодцем.
И возвратится прах в сухую землю;
а дух живой назад вернётся к Богу,
к Тому, Который и даёт его.
Всё - суета, - сказал Екклезиаст,
Всё - суета. Всё - суета сует.

Кроме того, что был он очень мудр,
учил Екклесиаст народ свой знанью,
испытывал, исследовал, вникал
и составлял при этом много притчей.
Старался он подыскивать слова,
и истины написаны им верно.
Слова его - как иглы и, как гвозди,
и составитель их - Единый Пастырь.
Кто пишет сверх, сын мой, тех берегись:
и составленью книг - конца не будет,
и чтенье - утомительно для тела.

Так выслушаем главное теперь:
закон Его блюди и Бога бойся,
ведь в этом всё для жизни человека;
Однажды Бог на суд Свой приведёт
все тайны - всё хорошее и злое.