А если завтра конец?

Mariya
       Вот и все! Провожаю последнего гостя, пришедшего на поминки. Нет больше у меня ни отца, ни матери, никого, кто впереди меня перед вечностью. Страшный, тяжелый день на исходе. Две недели нечеловеческих мук папы в больничных операционных и палатах. А я рядом с ним все это время. И вот, последний глубокий вздох, и нежданно появившаяся просветленная прощальная улыбка на искусанных до крови от боли губах: «все! ухожу к мамочке, не плачь, прости меня!”, - и легкое едва уловимое пожатие уже холодеющих пальцев. Спазм слез перехватывает дыхание. Три дня бессонницы. Мысли не дают спать: «где они, давшие мне жизнь, где души их сейчас? Почему скрипит пол в моей комнате, ведь сейчас ночь и все спят. Кто это невидимый ходит и ходит до утра, поскрипывая половицами,пугая меня», - прислушиваюсь к каждому шороху. В конце недели чувствую, что тянет меня на кладбище, к родителям. Приношу цветы, убираю листья, и мысленно рассказываю им о прожитых днях, прошу защиты, приглашаю порадоваться со мной нашим успехам, разделить со мной неурядицы. Мне начинает казаться, что они слышат, что они ангелы. Уходя с кладбища, я ощущаю, что на душе стало легче, спокойнее, мир приходит. Не знаю даже, как это может быть, но уже понимаю, что есть какая-то невидимая сила, тонко прикасающаяся, изменяющая мое внутреннее состояние от страха - к умиротворению. И все это реально.
-------
       Теплая летняя ночь! Огромная луна мягким таинственным светом освещает донецкую степь, поля пшеницы, черные высокие терриконы справа и слева, возвышающиеся, над землею, как горы, низкорослый шахтерский поселок, холмы, поросшие кустарником, яблоневые и грушевые сады - гордость этого края. Владимир спешит домой в свое Караково, расположенное в низине между двумя холмами. Дорога пуста, только редко пронесется встречный грузовик в сторону Донецка. Велосипед летит с горы, как птица. «Ох, как же хорошо пахнет хлебом и полем», - подумал Владимир. И вдруг сильнейший толчок сзади, и тело его, словно мяч, вылетает и несется, многократно переворачиваясь, ударяясь, и снова летит по склону, падает, разрывается плоть, кожа, ломаются кости, удар головы о придорожный булыжник, и - только глухая тьма. Очнулся в палате, весь в бинтах. Слышит голос: «Слава Богу! Живой! Ведь совсем еще мальчик, а, сколько крови потерял, нужно узнать, кто он. Но это уже утром». «Господи, что это было? Авария? На мне живого места нет!», - и снова теряет сознание.
------
- Что Вы здесь делаете? Боже мой! Как Вы сюда попали? – вскрикнул по-польски от испуга монах, неожидавший кого-нибудь встретить в это время в библиотеке монастыря, расположенного высоко в горах. Действительно, фолианты оригиналов древних книг в дорогих золотых, серебряных и кожаных окладах, папирусы рядом с современными изданиями, стоящими за стеклом на полках антикварных книжных шкафов из дуба, поражали взгляд. Монах оторопел от наглости незнакомого человека, неизвестно откуда попавшего сюда в святая святых, одетого в шорты, кеды, футболку, с большим биноклем и фотоаппаратом на груди и пыльным выгоревшим рюкзаком за плечами. На ноге огромный глубокий шрам. Гость неловко переступает с ноги на ногу и робко смущенно улыбается:
- Я вот лазил здесь по горам. Смотрю, монастырь. Решил зайти. На входе никого не было. Иду, заглядываю - никого нет, пусто. Ни одной души не встретил. Вижу, библиотека - ну, как не зайти, не посмотреть? Потрясающие у вас книги!”, - проговорил мужчина, смущенно улыбаясь, по-русски и развел руками, как будто слов у него не хватило от восхищения.
       Монах, одетый в черную рясу с выбритой макушкой на голове, внимательно следил за речью и поведением незнакомца. Наконец, догадавшись, что перед ним русский турист, успокоился и широко в ответ улыбнулся, помедлив, сказал:
- Понял! Это Вас сам Господь Бог привел к нам. Кто Вы, откуда? У нас духовная семинария. Летом семинаристы на каникулах, по домам разъехались – потому пусто.
- Духовная семинария? Интересно! А я с Украины, преподаватель университета, в Польше со студентами, по приглашению, вот, знакомлюсь с достопримечательностями окрестностей. Здесь все необычно у вас. Меня зовут Владимир.
 - Хорошо, - произнес монах, – а меня Станислав. Вы, наверно, кушать хотите, давайте побеседуем за обедом. Идемте, Владимир, со мной, я покажу Вам нашу семинарию, и так уж и быть, нашу гордость - библиотеку. За обедом Станислав рассказывал о системе обучения в семинарии, о строгости и жестком распорядке дня, что только треть семинаристов остается до конца обучения, две третьих из поступивших не выдерживают нагрузки, сами уходят.
       Обед оказался необыкновенно вкусным: печеные пампушки с чесночным соусом, говядина тушенная с картофелем и компот из свежих фруктов. Соскучившийся по домашней кухне, Владимир с наслаждением уплетал, все, чем его угощали. И надо заметить, это очень понравилось и Станиславу, и повару. Владимир не знал, как их благодарить за радушный прием. На прощание монах протянул толстую книгу в зеленом мягком переплете на тончайшей, как папиросная, бумаге. Владимир прочитал: "БИБЛИЯ. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета, с приложениями. 1983 год, издательство «Жизнь с Богом». Он впервые в жизни держал в руках Библию, полученную в подарок.
- Это не обычная Библия, в ней в приложениях содержатся все необходимые разъяснения к тексту Священного Писания. Всего 2540 страниц, - улыбнулся Станислав.
- Спасибо за прием и этот драгоценный подарок, - только и произнес Владимир.
------
       Каждая мать лелеет мечту о том, что ее сын станет ее гордостью, прославится среди людей чем-то добрым, чем-то очень для них важным и полезным, будет уважаемым в обществе человеком. Никто не хочет согласиться с мыслью, что сын ее будет заурядным, ленивым, ничего не значащим и незаметным для окружающих людей, тем более, злым, пьяницей, вором или убийцей в прямом и переносном смысле. И все-таки, если это происходит, сердце матери страдает еще больше, принимая всю вину за преступление сына на себя. Каждая мать мечтает дожить до того дня, когда будет держать в руках ребенка своего сына, когда сможет передать всю свою любовь, нежность и накопленный к тому времени опыт жизни своим внукам. Никто не пожелал бы своим детям, чтобы на них остановилась жизнь их рода, чтобы у них не было будущего, не было надежды. Таково сердце матери.
-----
       Всю ночь провела в слезах, в тревоге, в молитве о сыне. Он не пришел домой, как обычно вечером, не было его и всю ночь, не позвонил, не предупредил, что не придет. Как только просветлело небо, мать, в намерении бежать его искать, открыла кухонную дверь на лестницу. Он сидел на ступеньке этажом выше их лестничной площадки, обхватив голову руками. На ступеньках еще не высохшие пятна крови. Лицо перекошено и почти не видно заплывшего глаза, по щекам и одежде размазаны грязь и кровь. Шок от увиденного, и вместе с тем радость - вот он здесь, избитый,окровавленный, но живой. Схватила его в охапку, прижала к себе: «Где ты был, что случилось, да ты пьян?». Он встал и, пошатываясь, вошел в кухню, сел на табурет и с трудом произнес: «На меня напали,обокрали, я дрался, выбили челюсть, зубы, я не могу говорить». Мать кинулась его переодевать, купать, уложила в постель: «постарайся уснуть, в больницу поедем позже»…Села рядом, покачиваясь в горе и слезах: «Что же ты со мной делаешь, сын мой?!».
-------
       Троллейбус переполнен людьми. Час пик, Одесса. Люди стоят, плотно прижавшись, друг к другу. За окном троллейбуса мелькают знакомые улицы, деревья акаций, рекламные щиты, бегущие по своим делам люди. Мысли разбегаются, смешивая прошлое, настоящее, проектируя будущее. Калейдоскоп жизни. И вдруг внутренним зрением вижу прямо перед собой образ маминого лица. Не знаю даже почему, но, как всегда в эти минуты, слезы начинают непроизвольно наворачиваться на глазах. Слава Богу, что никому нет дела до меня, никто не видит мое заплаканное лицо, и не задает лишние вопросы. «Мамочка, родная моя, ты жива, я это чувствую! Скажи мне, где ты, как там? Есть ли Бог? Ответь мне, в чем смысл нашей жизни?» - мысленно обращаюсь к маме. И вдруг я отчетливо слышу голос рядом с собой (одна женщина достаточно громко говорит другой): «Будьте благоразумным человеком. Бог есть! Ищите и найдете! Стучите и отворят!». Выхожу из троллейбуса сраженная. Дома рассказываю мужу о том, что услышала в троллейбусе, и как это произошло. "Володя, Бог со мной Сам говорил устами той женщины в троллейбусе! Ты это можешь себе представить? Оказывается, Он слышит нас, даже, когда мы молчим". И вдруг неожиданно Вовчик встает и подает мне подаренную в Польше Библию со словами:"это та самая минута - не даром же я вез ее через границу подпольно (ввоз в СССР Библий строго запрещался). Возьми, читай, потом мне расскажешь!».
------
       Эта мысль многие годы, сколько помню себя, не дает мне покоя: для чего я живу, для чего столько страданий, боли, борьбы? Ведь конец известен – деревянный ящик, зарытый в землю, или просто саван, урна с прахом. С каким результатом я приду к финишу, с каким грузом грехов и позора, что перевесит на весах добро или зло в минуту истины? Кто даст мне ответ? Интересно, а что думают об этом другие люди? Включаю компьютер, захожу в Интернет и задаю вопрос: «В чем смысл жизни человека?». Через несколько секунд система выдает целое море ответов. Я вижу, как много людей размышляли об этом же самом. Ничего нового, чего бы я не знала. Одни говорят - "для репродуцирования новой жизни, ради детей". Другие - чтобы их помнили за добрые дела: построенные дома, придуманные рецепты, сделанные открытия. А вот ответы беззаботных людей: "надо жить, чтобы было просто интересно и весело, нескучно". Кто-то вспоминает восточную мудрость: осел на этот вопрос ответил бы: «я живу, чтобы есть, а вы люди едите, чтобы жить»; кто-то отвечает: «чтобы перед смертью было что вспомнить». Вот девушка говорит: «живу ради любви, любимого и мне больше ничего не надо»; наконец, встречаю тех, кто мыслит вот так: «я иду к цели конечной, где смутное окончание мягко вливается в бесконечность нового начинания». А вот парень пишет: «наверно, так было задумано Богом». Еще мне понравился такой ответ: «смысл жизни - вечный вопрос. Для меня в данный период жизни смыслом является делать близких мне людей счастливыми, а для себя - не потерять свое маленькое счастье, своего любимого человека, которого опять же стараюсь делать счастливым. Такой вот замкнутый круг». Среди многих похожих ответов, я выделяю следующий: «Смысл жизни в борьбе... В борьбе с самим собой, со всеми невзгодами. Смысл жизни в совершенствовании духовном. Смысл жизни во вкладе в общечеловеческое дело, в умножении знаний, в полезности обществу, людям, да, даже в продлении рода есть основной смысл жизни! Главное не уподобиться животным, не быть привязанным к материальным ценностям и соблюдать те мудрейшие 10 заповедей! Это мое мнение».
       Хорошо! Они все по-своему правы, в каждом высказывании есть смысл нашей жизни. Мне становится теплее. Я думаю, что смысл моей жизни был определен задолго до моего появления на земле. Нет ничего особенного и ничего нового, кроме двух важных истин: возлюбить Бога с полной самоотдачей, бескомпромиссно, полюбить ближних, как любишь себя, и делать, делать добро. Ведь все доброе возвращается к нам многократно. И если мы соблюдаем эти истины – мы счастливы, и конец нам не страшен. Для любящих Бога, поверивших в Сына Божьего, смерть не страшна - это доказал Иисус своим подвигом, отдав свою жизнь за наше спасение, и своим воскресением (кто-то скажет на это - банально, заученные догмы, ничего своего). Только бы не отступить от веры, не потерять ее, не расплескать. А смысл жизни - бесконечное счастливое будущее. Да, тело уйдет в землю, но дух наш вернется к Тому, Кто вдохнул Его в нас.
       Библия, самая любимая, самая мудрая, самая интересная, самая необыкновенная книга, и не удивительно, ведь это Слово Божье. Не расстаюсь с ней, ни днем, ни ночью. По любому вопросу, особенно, когда не знаешь, какое решение принять, находишь ответ в Библии... От нее исходит благоухание радости, свет, ум и сила. А если завтра конец, я, наверно, скажу так: "До свидания, любимые, живите в мире и любви друг с другом, до встречи на небесах. Здравствуй, Отче!".
--------
- Вовчик, - шепчу я тихонько мужу (мы лежим на траве недалеко от моря, каждый со своей книгой), - скажи, я изменилась за это время, как начала читать Библию? Ты замечаешь во мне перемены?
- Хотелось бы! – уклончиво отвечает Володя. «Значит не видно, - сожалею я, - что же, продолжим, не будем унывать", - а ему обещаю:
- Я обязательно изменюсь, вот увидишь!
- Это угроза?- улыбаясь переспросил он.
- Что ты? Ты же сам подарил мне это чудо. Все-таки, наверно, не ты, а Сам Господь Бог подарил мне ее.