хайку дня. классики в полнолуние. итог

Конкурс Хайку
дорогие друзья :)

поздравляю вас с завершением еще одного конкурса :)

сначала стихи и результаты :)

зы: в связи с найденной еще одной оценкой произошли небольшие изменения :)

*
конкурсные

1 (место) Сергоша 66 (баллы)
повороты реки
мелким бисером
два соловья

2. Мира Михайлова 61.5
майское небо
в лужице у порога
всё уместилось

3. Наталья Стикина 59.2
классики с ночью
в тёмном квадрате окна
белый биток

4. Младен Пулек 58.5
снег в тундре
сегодня там проходит
линия мажино

5. Леди Гор 57.8
узорные тени
просеяли лунный свет
листья каштана

6-7. Галия Осень 53
волна через край
в звездном лабиринте
полнолуние

6-7. Виктор Лови 53
отдых в ночлежке
хаги луна мотылёк
а где же девки

8. Марина Даренская 52.5
под кругом луны
классики мелом каждый
черный квадрат

9. Александр Белов 51
полной луной
назовут сегодня
и тот месяц

10. Михаил Ляблин 50
развилка дороги
домой рановато
пойду на луну посмотрю

11. Talisman 47
лунные люди
раз два три четыре пять
лунные камни

12. Наталья Елизарьева 43
полная луна
села на диету
разгрузочная ночь

13. Мишарин 42
Капля упала
В мире... Вечной тишины
Не бывает...

14. Елена Евгеньева 40.8
классиков судьи
лунные рыбьи глаза
меткости бе`льмо

*
внеконкурсные

Фанни
дождь за окном
"наша жизнь о любви" -
сказала дочка

Леонид Давыдов
Чёрные тени
луна среди молний
бледно мигает

Виталий Будашко
также ль красива
девушки стать с той стороны
так и умру

* ~ *

Послесловие

на этот раз поговорим об оценках которые мы выставляем

как правило мы это делаем на основе некого суммарного чувства – в основе которого лежит все то же «понравилось – не понравилось»

часто же бывает так что нравится образ который ты видишь – и даже различные огрехи технического характера не влияют на оценку

хотя собственно их все-таки следовало учитывать

и это необходимо для того чтобы улучшать качество своего языка которое позволяет вроде бы ничего не сказать но дать при этом обильную пищу для размышлений

это называется послевкусие и является очень важным аспектом хайку

собственно говоря я это к тому что если чья-то оценка кажется вам заниженной то не обижайтесь на этого человека а постарайтесь понять что именно вызвало такую реакцию

для этого есть место в обсуждение – и для этого обсуждение собственно и нужно

также еще хотелось бы напомнить что хайку – поэзия символьная о чем мы часто забываем когда пишем сами или читаем чужие стихи

для кого-то такие вещи как окно - снег - свеча – сосна и многие другие – просто предметы о которых идет речь – а для кого-то – это символы

очень важно при этом в каком аспекте эти символы употребляются – к примеру – снег падающий - снег летящий - снег лежащий - не говоря уж о снеге тающем – это далеко неодинаковые символы – и соответственно читать их следует различным образом

что касается явных метафор то их употребление все-таки существенно портит впечатление от хайку – за исключением тех случаев когда метафору можно воспринимать и как чистую монету – то есть в прямом смысле – и когда она очень точно вплетена в ткань стихотворения

еще раз напомню (это больше для новичков) стиховторение хайку должно вытекать из философии автора а не быть провозглашением этой философии

если следовать гениальной конструкции Алисы «а море всегда устроено так: море – пляж – вокзал – значит мы поедем домой по железной дороге» то сначала должна быть картинка – затем катарсис – затем послевкусие – и только после всего этого может последовать философия

то есть выводы – то собственно чем занимается философия – противопоказаны хайку – скорее всего исключительно из-за особенностей малой формы

хотя наверное в этом есть и элемент восточной мудрости – собеседник достаточно умен чтобы самому сделать правильные выводы

хотелось бы также сказать об экспериментировании на конкурсах

конкурсы – в каком виде мы их проводим – достаточно удобное место для экспериментирования

можно выиграть конкурс и на следующий день убедиться что твое стихотворение благополучно забыто а можно вызвать волну обсуждения что собственно составляет движущую волну развития не только мастерства но и языка в целом

и мы убеждались в этом уже неоднократно на примере икрометности итота и прочих сипулек

два слова по поводу классики – называя конкурс «классики в полнолуние» я очень рассчитывал что мы будем образно говоря «играть в классики» словами – и вовсе не рассчитывал на употребление этого слова в стихотворениях (собственно в этом нет смысла) и тем более не на частое и обильное цитирование классиков

о последнем чуть подробнее

друзья мои – классики жанра – есть классики жанра ни славы ни мастерства у них никто не отнимает
у них надо учиться но не слепо подражать им
и наш с вами большой минус в том что кроме Басе Иссы и еще нескольких имен (в основном из средневековья) мы никого не знаем

и совершенно напрасно
поскольку это сдерживает в развитии прежде всего нас самих
на самом деле жанр хайку уже давным-давно ушел далеко вперед а мы все еще топчемся у классических образцов с почтением поглядывая на вышеуказанных старцев

дело в том что хайку – это отклик на сиюминутность происходящего в контексте ее современности
поэтому слишком частое обращение к классике скорее вредит развитию каждого из нас
давайте же больше разглядывать окружающий нас мир и пытаться понять что ему от нас надо и что он представляет на сегодняшний день

давайте же будем здесь и сейчас а не будем подражать образцам японской поэзии
хотя это неизбежно но все-таки давайте искать ответы в себе и вокруг себя

в общем моя надежда на то что легкомысленная или не слишком игра словами (игра в классики – в детском понимании этого слова) в конце концов выльется в классические образцы когда-нибудь в будущем – не оправдалась

к сожалению

единственный забавный аспект – это ни много ни мало 17 (!) выставленных стихотворений (14 конкурсных и 3 внеконкурсных – которые надо сказать внесли свою немалую лепту в сам процесс протекания конкурса) что прозвучало очень даже символично

с чем всех и поздравляю
Младен

зы: вся конкурсная ткань – немного позже