Прогулка 235-я Метаморфозы лирического я

Два Паскаля
Метаморфозы лирического «я», или НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ ПОЭТА ФРОЛА ЖУКОВА


***
МЕТАМОРФОЗА

Фрол Жуков

голова моя дырява во все стороны...
и летают сквозь неё большие вОроны...
а в груди моей давно ворОны каркают...
уж не ноги по земле - копыта шаркают...
понаставили рогов мне благоверные...
и хвосты за мною тянутся безмерные...
покрываюсь чёрной шерстью с чешуею...
скоро стану я совсем самим собою...

Тяжкое мироощущение! и картиночка жуткая - была бы. Если б не самоирония.
Представим на мгновение, что автор играет в цвета, звуки, смыслы, ассоциативные ряды. Аллитерации его привлекли, точнее, их возможности, усиленные переносами ударений и сменой смыслов и т.д. и т. п. – вот он и играет. Тем более что на его страничке написано: «детские стихи для взрослых детей».
ВорОны – вОроны, дырява, рогов, шаркают и т. п. Много таких скрежещущих звуков. Рычащие, шипящие… Звукопись какая многозначительная!

Но! поэзия-то дело мистическое; допустим, что она здесь голос подсознания. О чём же кричат эти строки? О том, что тяжело человеку – хуже не бывает. Хоть и прячется это «тяжело» за иронией, за якобы игрой...



***

А вот ещё одно стихотворение того же автора. Светлое, простое. Оно про счастье. Обратите внимание на мелодичность, напевность стиха... Уже по характеру звуков ясно, что в душе пишущего царит гармония. Или, по крайней мере, автор приближается к ней.


А ВСЁ-ТАКИ ОНА…

Фрол Жуков

а всё-таки она плоская
и вовсе она не крутится
и ездит по небу солнышко
размером не больше блюдечка
а звезды всего лишь дырочки
в которые светят лампочки
и ветер на нас так дуется
за то что деревья качаются.

Посмотрите, какая «детскость» и свежесть восприятия. Ни единого знака препинания тут нет – а и не надо! потому что такие строчки можно только вы-дох-нуть.

***

В заключение – третье стихотворение.
Мы бы отнесли его – если следовать традиционной классификации – к философской лирике. В нём счастливо сошлись все составляющие настоящей поэзии: чувство, мысль, форма.


НОЧЬ – УЛИЦА, ФОНАРЬ – АПТЕКА…

Фрол Жуков

И ночь мне улица...
Фонарь мне как аптека…
Весь мир горящая Библиотека…
Александрия пала предо мной…
В своём ковчеге утлом тонет Ной
И с ним по паре все земные твари…
А ты не ной,
Сыграй мне на гитаре
Теорию случайных чресел…
Ужасен мир!
Но в тот же миг - так весел!...
Пока смеёмся - мы не пропадем…
Что может быть смешней; чем Курт с ружьём…
СашБаш на подоконнике, Джим в ванной,
И Донжуан над падшей Донной Анной…

Мы не будем комментировать это стихотворение. Оно больше любого комментария.

***

Поэту – вдохновения.

Читателям – новых открытий.

***
Ссылка на страницу автора:
http://www.stihi.ru/author.html?frol4frol

***
Уважаемые стихиряне!
От читателей поступило предложение – профинансировать коллективными усилиями  «Прогулки под рубрикой «ГОЛОС  ПОЭТА». Многие откликнулись. Поделились баллами – кто сколько смог.
Благодаря этому Паскали анонсируют стихи хороших поэтов.
Подробности здесь. http://www.stihi.ru/2009/01/26/1613
Будем рады, если присоединитесь.

ПОСТСКРИПТУМ (9 апреля 2009)
*
Вынуждены сделать маленькое дополнение. Цель этой публикации – проследить, как смысл произведения диктует форму выражения мысли и чувства. Обратите внимание на заглавие. МЕТАМОРФОЗЫ... и т. д.

Иногда не надо ЛЮБИТЬ то или иное стихотворение (нельзя любить всё; было бы странно, если б хомо сапиенс страдал всеядностью) – иногда надо просто ПОНЯТЬ причину его появления, ПОНЯТЬ состояние авторского «я», а оно кроется в том единстве звука, слова, ритма, ассоциативного ряда, которое мы видим.

*
И второе. Одна из читательниц выразила недовольство: не на то баллы давала, чтобы… (рецензия её исчезла, к сожалению). Короче, «здесь вам не тут». Баллы вернём. А на будущее – ребята, мы не официанты! Это официанту важно поскорей реализовать «чего-изволите». Мы – читатели. Склоки и разборки нас не занимают.