Тебя как кандалами обовью

Рафаэль Ильясов
Тебя как кандалами обовью
Своими кудрями, что б не искать напрасно.
Пред тем как опьянеешь – выслушай тоску
И мне в лицо не смейся, что пьяна…

       ( Перевод рубаи Мехсети Гянджеви)


Мехсети Гянджеви - азербайджанская поэтесса XII века. Сведений о ее жизни очень мало. Существует много спорных мнений о том, является ли она исторической личностью или нет, жила ли она до Омара Хаййяма или после него, о том, где она родилась.
       Последниe иследования говорят что она родилась примерно в конце XI века в городе Гяндже, получила отличное образование и прекрастно знала и понимала восточную литературу и музыку.
       В рукописях "Мехсети и Амир Ахмед" поясняется, что Мехсети становится известной как поэтесса в еще очень раннем возрасте; немного спустя она принимает участие в поэтических собраниях и вечерах, проводимых во дворце правителя Гянджи, Султана Мухаммеда. Приблизительно, в возрасте 25-26 лет поэтесса знакомится с Амиром Aхмедом. Отец Амира Ахмеда вопреки правителям Гянджи дружит с Мехсети и часто приходит в гости в Харабат, где она жила. Один из эмиров Гянджи обращается с жалобой к правителю Гянджи. Но правитель Гянджи - Султан Мухаммед в период расследования этого спорного вопроса неожиданно умирает. В это время Мехсети Гянджеви приблизительно было 28-29 лет. Следовательно, принимая во внимание этот факт, датой рождения Мехсети Гянджеви принято считать 482 (1089) г. Но, несмотря на все условности, датой рождения Мехсети Гянджеви следует считать 1089 г.
       Одни из важнейших периодов в жизни Мехсети - дни, месяцы - связаны с городами Балх, Марв, Нишапур, Герат. Некоторое время она жила и творила в Мерве.
       В юности, будучи вынужденной покинуть Гянджу на несколько лет, уже в зрелом возрасте, она вновь возвращается в родной город и живет здесь до конца своих дней. Проведенные в разлуке с родным городом, годы, наложили отпечаток на многие ее творения.
       Во времена правителя Гянджи, Султана Тогрула, Мехсети было уже за семьдесят. Но, приобретенным за всю свою жизнь огромным опытом, поэтическим талантом, Мехсети даже в этом возрасте своими речами могла украсить любой меджлис (собрание).