Оскару Боэцию -Светлая тень от ресницы-

Александр Жгун
__________ Оскар Боэций — Тень ресницы __________

       http://www.stihi.ru/2006/01/23-1174



Часть 1. Галерея образов

Название стихотворения сразу интригует, цепляет. «Тень ресницы». Ожидается соприкосновение с чем-то лёгким, эфемерным, почти Неосязаемым.
Что такое «Тень ресницы»… Узоры (тени)… Как тень от крыла, тень от расставания, тень от красоты… Но за этой тенью срывается – что?... Глаза?
Может ли тень ресницы падать на глаза?… Тогда весь мир будет восприниматься через тень Ресницы…
Солнце должно располагаться прямо НАД (ресницей), чтобы тень смогла максимально раскрыться…
Но, давайте, посмотрим само стихотворение, которому дано такое интересное (возможно, символическое) название…
.
Давайте открывать вместе для себя это стихотворение.
.
.
1)
Итак, первый абзац:
.
____________________________
Кувырком всё в доме, где шалит принцесса,
Одеяло в бешенстве набросилось на стул,
Мишку по традиции зашвырнули в угол,
Принцесса барабанит, горошины гремят,
Канарейка в ужасе разносит свою клетку,
Кукушка из часовенки отмеривает жизнь...
____________________________________________________
.
Дом, где царит принцесса… Вернее, конечно, шалит.
Вещи приобретают характер маленькой госпожи… Одеяло «набрасывается» (на стул); Мишку «забрасывают» (якобы) в угол, да ещё по традиции – вот как; горошины вторят экспериментам героини; жалко, очень жалко, товарищи, канарейку (03!); а вот кукушке – всё нипочём.
Давайте посмотрим согласованность образов (на предмет их неупорядоченности).
Конечно, не всё «вписывается» в общую «мойдодырскую» канву.
Дом, где царит принцесса… Опять написал «царит». Конечно – «шалит». Ну, так, вот. В доме, где шалит принцесса:
.
Образ №1 «Одеяло в бешенстве набросилось на стул» – в теме
Образ №2 «Мишку по традиции зашвырнули в угол» - в теме, но не слишком выпуклый (чтобы характеризовать дом, где шалят). Как-то по традиции, обыденно… Ну зашвырнули… Понятно, что (скорее всего) сама героиня и зашвырнула. Нет игры с объектами, интерактивности между объектами, как в случае «одеяла со стулом». Образ №1 задаёт определённую планку (восприятия). Образ №2 несколько снижает (высоту).
Пойдём дальше.
Образ №3 «Принцесса барабанит, горошины гремят». Наверно, первая септа не даёт информации, чтобы полностью утверждать, насколько актуально вписался данный образ… Откуда горошины? Почему реагируют на барабан… - с ними заодно, или от них страдают? Возможно, звук барабана настольно совершенный (с точки зрения психологии горошин), что это заводит… Или – более банальная интерпретация: горошины лежат на чём-то; вибрация от барабана настолько очевидная, что возмущает колебание горошин. Наконец, возможна интерпретация – о принцессе на горошине. Дескать, у каждой принцессы есть своя горошина (горошины). И маленькая капризница – настолько НЕ принцесса, что раскрывает свои тайные горошины… Можно как угодно интерпретировать… Но образ, опять же, не особо согласуется с первыми двумя (1 - взаимодействие между двумя вещами, 2 - взаимодействие между вещью и человеком). Здесь (скорее) – реакция вещи на поведение человека… Или образ двойник…
Образ №4 «Канарейка в ужасе разносит свою клетку». Всё бы хорошо с этим образом… но вот не привносит он в ожидаемую (после первых двух строчек) сумасшедствинку. Не привносит, да и всё. Знаем, хорошо знаем реакцию канареек НА шум (особенно неожиданный)… Как образ может помогать воссоздавать картину дома с «правилами наоборот», дома Шалости? Где шалит принцесса, шалит тамагочи. Например, шалит принцесса, шалит котёнок (под стать хозяйке)… и на своём микроуровне (в своём микрокосме) вторит Хаусу. Таким образом хаос перетекает на каждый уровень… что мы видим в образе с канарейкой – мучающееся существо… Знаем, что больно (собою) разбивать клетку… Знаем, что в клетках даже делают (порой) мягкие подстилки – чтобы не бились птички… Образ немного «иннервирует» наши ассоциации с жестокостью, что, возможно, не является авторским замыслом.
Образ №5 «Кукушка из часовенки отмеривает жизнь» - вообще выпадает из общей канвы… Этакая философская мудрость в палате №6. Образ должен уравновешивать хаос (мог бы уравновесить хаос) – но вот как раз хаоса в картине, нарисованной образами (1-4) создать не удалось… Нарисовалась пестрота… Несогласованные лоскутки, НО не общей идеей несогласованности, или отсутствием Идеи как таковой (что также принимается), а оторванности. Даже дисгармонию – можно было бы принять… Но разрушение одного образа другим опустошает… - до Ничто.
Такое впечатление может производить (с моей точки зрения) первый сектен. Давайте посмотрим, как спасается ситуация. Или. Возможно, её и не нужно спасать – заложенное здесь заиграет… И свяжется с интригующим названием…
.
.
2)
Итак, перевернём вторую страничку.
.
________________________
В доме, где шалила юная принцесса,
Годики, как чёртики, вертляво пронеслись,
Сердце канарейкою бьётся в своей клеточке,
Превратилась в девушку девочка с косичками,
А косички в локоны химическими средствами
Завиты, и шармом стекленеет взгляд...
__________________________
.
Автор вводит временную шкалу в произведение… Мы понимаем, что действие развивается в различных временных пластах… Возможно. Будут противопоставление, сравнения, ассоциации (из детства).

_________________
В доме, где шалила юная принцесса,
Годики, как чёртики, вертляво пронеслись,
________________________
.
Во втором септеме «ключи» Хранителя времени переходят от кукушки к чёртикам. Оправдано ли? Возможно… Но не столь очевидно… Не столь гениально… впрочем, посмотрим, как дальше «заиграет» рисуемая галерея образов.
.
__________________
Сердце канарейкою бьётся в своей клеточке,
________________

Так, «зачерпнули» канарейку из 1-го септема. Расширили образ… если пойти по герменевтическому кругу назад, то в первом катрене образу канарейки также вправе приписать атрибут «бьющегося сердца».
.
_________________
Канарейка в ужасе разносит свою клетку
___________________
.
Что, в принципе, не особо вписывается, не особо «возвращается». Такой эпитет (сердце-канарейка в ужасе разносит свою клетку) больше подходит хотя бы к романтическому подростку, созревающей (в своих чувствах) девушке, но Никах не шаловливому ребёнку…
Поэтому задействование «канарейки» не даёт мощного отката (пока не дало), как бывает со сквозными стихотворными образами.
.
______________
Превратилась в девушку девочка с косичками,
А косички в локоны химическими средствами
Завиты, и шармом стекленеет взгляд...
____________________
.
Вторая половина 2-го септема практически забрасывает наметившийся (было) параллелизм образов с первым септемом. Ретроспективой «навешиваются» косички… И дальше модифицируются в химические локоны…
Конечно, автор имеет право вообще не структурировать произведение… В первом септеме описывал Дом девочки, во втором – кем она стала (становится)… И при этом говорит, а она была ещё и такая (носила косу) и коса теперь превратилась – вот во что… Возможно, да конечно… Мы подготавливаемся (интуитивно), что автор в будущем, возможно, ещё что-нибудь «забудет» и проведет параллели с тем, что станет… Пожалуйста… только при этом теряется наша концентрация… Мы рассеиваемся (вспоминая, подбирая), теряя главные ходы, аналогии, заложенные идеи – а зачем?
.
______________
и шармом стекленеет взгляд
_________________
.
Пошло развитие психологической канвы… Из шалуньи вырастает коварная обольстительница… Почему коварная? – потому что стекленеет… Возможно такая интерпретация – детское отношение к, например, зашвырянному (по традиции) Мишке перетекает на любовные взаимоотношения… Барабан, канарейка (бьётся о клетку, и разбивает клетку вдребезги – как уже говорилось - собой), жизнь под «бешеным одеялом» - наложили свои отпечатки. Из маленькой шалуньи вырастает маленькое (или уже большое) Чудовище.
А, может, чудовище – этот слишком сильно? За что мы так – героиню? Наверно, за Мишку…
У нас нет (пока) оправдания для неё и информации (чтобы оправдать). Мы принимаем шалость (в детстве)… Но здесь (во втором септеме) шалость экстраполировалось в «стекленеющий шарм»…
Какие теперь возможные ходы у автора?... Оправдать (в том числе и через ретроспективу) героиню, или же полностью развенчать…
Не будем забывать о названии. Если закончить произведение на 2-ом септеме, мы уже можем связать… Тень через ресницы – это шарм (неполноценной детскости)… Потому что Мишку нужно хотя бы иногда любить… Нельзя по традиции зашвыривать (в угол)… если это не объяснить ребёнку, если он сам не дружит (хотя бы с кем-то), он (возможно) будет зашвыривать в будущем и людей (за тень своих ресниц).
3)
Давайте посмотрим, как работает сам автор над развитием сюжета. 3-ий септем.
.
_________________________________
В доме, где когда-то вздорная принцесса
Мишку в дальний угол швыряла много раз,
Поселилась пришлая извергов компания,
Канарейка клацает клювом каноническим,
От сердца для коктейля откалывая лёд,
Локоны кукушечьи позвякивают, бряцают...
____________________________
.
____________________
В доме, где когда-то вздорная принцесса
Мишку в дальний угол швыряла много раз,
______________________
.
Ага, начинается с Мишки… Ну, впрочем, этот образ уже и без такого рефренивания и так выпуклый.
Что могу сказать о недавнем разборе первого септема. Образы заиграли по мере развития стихотворения (как самоцветы)… Приобрели свою выпуклость… Основание… Первые ожидания картины были – небольшим разочарованием… Но это сейчас НЕ важно… Автор пошёл в психологию. Образную же галерею 1-го септема всё же лучше было бы подшлифовать, согласовать (хотя здесь это и НЕ обязательно – как оказалось). В стихотворении другая задача…
И не отрекусь от небольшого нарекания во временной схеме (кукушка-чёртики)… Нету преемственности… Вместо чёртиков могли бы быть обезьянки (шкодливые), амурчики (символизирующие этапы романтического взросления), снежинки (бесчувственные, холодные). Конечно – чёртики (бесенята) – понятно… Апелляция к шкодливой, шаловливой, бездушной составляющей (души)… Но тогда – не в кассу кукушка… В домике (хозяина времени) должен быть Один хозяин… Или же должна происходить допустимая, приемлемая (с точки зрения наших интерпретаций) смена (Хранителей часов).
.
_______________
Поселилась пришлая извергов компания,
________________
.
Так, вот ещё один ход… Стихотворение уходит (от возможного углубления в психологию), становится более повествовательным… Для меня (сейчас) – возможно менее интересным… Но всё зависит от будущего развития…
.
________________
Канарейка клацает клювом каноническим,
_____________
.
Первое, что бросается в этой строчке – фонетика. Аллитерация на «к» и «с», усиливающаяся ассонансом на «а»… Я пока НЕ касался фонетической составляющей стихотворения. Об этом позже… Но автор до сих пор не «угощал» нас таким десертом… Для чего же приберёг?
Конечно, немного хромает семантика… Помню, как-то после прочтения Лорки выдал «стрекотанье стрёмных стрекоз» в «Город рвётся из горна» http://www.stihi.ru/2007/08/19-931 Но там всё стихотворение было фонетическое, на диссонансных рифмах…
Здесь же – скажем так… Эта строчка является художественным своеобразием стихотворения «Тень ресниц». Может выступать независимым афоризмом (в подборке афоризмом на данную тему)… Может быть инкрустирована (причём с, возможно, большим успехом) в другие произведения… Товарищи! Нет, нет! Вы меня не так поняли. Я уважаю авторские права (и идеи). В чём и подписываюсь
.
*G | |_` \/ | R | @ |\| ~^~^~^~^~~ )))
.
Может быть инкрустирована - самим автором в другие его произведения, либо как цитата (именно как цитата, и, желательно, в кавычках) другими авторами.
Ну, вернёмся к нашим, как говориться, канарейкам.
Вернее, к одной канарейке, которая «клацает клювом каноническим». Позволю себе сильное выражение (как стилизацию) под рецензируемый афоризм. Что это за выпендрёшь со стороны канарейки? Клювом клацает, да ещё каноническим… Жаргон что ли? Канареечный такой, понимаешь, канонический?
Била, била свой домик, разносила, разносила (в ужасе);
_____________
Канарейка в ужасе разносит свою клетку
_________
 .
А теперь – нате Вам вдруг… Клювом стала клацать (нужно бояться?) - Нужно! Клюв ведь канонический!
Итак, идёт смена декораций (возможно идёт). Пришли изверги. Стало четыре «К»…
Теперь – серьёзно. Канарейке, конечно можно было бы поклацать в аллитерации и на 4 и на 5 «К», если бы Мишка (по традиции) аллитерировался хотя бы на три «М»… Вообще, в первом септеме можно было бы сделать подобные «украшения» в доме… Но давайте читать дальше. Возможно, наше мнение в очередной раз трансформируют по ходу прочтения.
_______________________
Канарейка клацает клювом каноническим,
От сердца для коктейля откалывая лёд,
Локоны кукушечьи позвякивают, бряцают...
____________________
.
Ну что – сумасшедший дом?... Нет!!! Есть ощущение, что здорово подкручиваются, подсостыковываются образы… Давайте проникнем во внутрь этого Дома.
Во втором септеме канарейку стали сравнивать с сердцем… Я говорил, что идя по герменевтическому кругу назад (в 1-ый септем) мы спотыкаемся… Сейчас автор в третий раз расширяет образ (канарейки). Теперь она уже не просто птичка (из первого септема), не просто бьющаяся сердечко из второго, а существо, которое само уничтожает сердце.
Что сердце – ледышка… поэтому его можно колоть… Оно не чувствует (боли), когда откалывают, оно позволяет откалывать… _ Пусть откалывают!… Сердце очерствело… Ему не больно… Холод (тени ресниц)… Помните в начале разбора (имея в семантическом распоряжении только название) я говорил, что Солнце должно быть над головой (прямо над головой), чтобы тень ресниц была наиболее полной, гармоничной… Так вот – здесь нет никакого Солнца. Здесь нет даже лучика света… - который бы растопил… Стихотворение мрачное и холодное… - для чего оно (такое стихотворение)? Автор обижен, или, быть может, автор наблюдает со стороны за кем-то и просто отображает… Не верю… В стихотворении просматривается позиция (начиная с зашвыренного «по традиции» Мишки)… Но о Лирическом Герое (ЛГ) этого стихотворения поговорим чуть позже.
Давайте продолжим рассмотрение второй половины 3-го септема.
Канарейка, выступая в 3-ей ипостаси, приобретает космическое значение в этом стихотворении. Её образ конкурирует с образом вырастающей героини… Отчасти сливается… Может даже отождествляться… Становится. Возможно, двойником…
.
3.А)
_______________
Канарейка – образ-двойник Героини стихотворения.
______________
.
.
В первом септеме канарейка, как маленькая шалунья, разрушает свой маленький (сказочный) домик – в ужасе [от того, что зашвыривают Мишку].
В втором септеме «Сердце канарейкою бьётся в своей клеточке». То есть существует (не смотря ни на что) поrf ещё клеточка… Но взгляд стекленеет [без любви].
Наконец в третьем септеме начинается медленное (но не мучительное) харакири (только сердца, или души – но не тела… телу - комфортно)… Прогноз – в будущем останется тень…
В третьем септеме намечается преемственность с первым.
 
Канарейка теперь разрушает себя самоё (как раньше клетку). Раньше - разрушала внешнее, теперь – внутреннее.

Структура перехода:

1-ый септем. Канарейка разрушает клетку
2-ой септем. Канарейка – это сердце
3-ий септем. Канарейка разрушает сердце.
Вот такая сказочка, как говорится, для взрослых…
А так безобидно всё начиналось… Маленькая девочка… Не убирала одеяло, шалила..
.
________________
Локоны кукушечьи позвякивают, бряцают...
_________________
.
Но вот вернулись и к кукушке… Что ж – сильный ход. Продолжается антропологизация образов 1-го септема…
Кукушка – внутреннее время, внутренний будильник, единственный беспристрастный орган (предмет) из первого септема превращается в локоны…
Ну и что нам теперь делать – надеть ретроспективные косы из второго катрена?
Помните о переходе, кукушка-чёртики…
Так вот в этот сыр-бор добавлены теперь и локоны…

Как выстраивается?

1-ый септен –
Кукушка из часовенки отмеривает жизнь

2-ой септен
Годики, как чёртики, вертляво пронеслись,
Превратилась в девушку девочка с косичками,
А косички в локоны химическими средствами
Завиты

3-ий септем –
Локоны кукушечьи позвякивают, бряцают
.
Можно доработать, конечно…Но, давайте, посмотрим, что есть сейчас… Фактор времени – крайне важен… Образы в стихотворении раскрываются во временном движении. Показывается перетекание предметов…
Кукушка… Избитый символ времени… Быстро и энергично ориентирующий на то, что требуется автору… Быстро и энергично способный разрушить стихотворение, превратить всё в кучу-малу.

 Здесь нет кучи малы… Почему? –

1-ый септем. Кукушка тикает время
2-ой септем. Девочкины косы превращаются (со временем) в химическую завивку девушки
3-ий катрен. Время застывает… Вернее не застывает (чтобы останавливаться). А застывает, замораживаясь…Звенит лёд… Сердце застыло. Но и локоны застыли… Звенят – сосульками, холодными ниточками снежного хрусталя… Почему (второй раз – почему) – да потому что время (как и сердце) перестаёт иметь свой настоящий звук… Время теряется, застывает… Проносится… И тогда (иногда) способно звенеть – чтобы его слышали – на меняющихся (с возрастом) причёсках.
.
Что совершенно НЕ ложится в общую канву интерпретаций первых трёх септенов? Конечно:
__________
Поселилась пришлая извергов компания
_______________
.
Зачем они, кто они – пришлые?
1. Канарейка с кукушкою (в новых амплуа ледокольщицы и манекена звенящих париков)?
2. Или пришлые со стороны? И они организуют «домашних птиц» на несвойственные последним работы? Поскольку пока нет дополнительной информации, мы несколько заинтригованы и вынуждены принять (по бритве Оккама) первый вариант.

4)
Наконец-таки, последний септем. Как говорится, давно ожидаемая развязка, квинтэссенция всего…Где мы узнаем, почему так называется стихотворение (прогноз от Гильвириана).

Итак,
_________________
В доме, где когда-нибудь принцесса родилась...
клювом металлическим выклеваны глазоньки...
мишка нашпигован стружками... погас
огонёк сердечный... древняя, как мумия,
в зеркальце уткнулась старушка безобразная...
падает ресница тенью из угла...
_________________

___________
В доме, где когда-нибудь принцесса родилась...
________________
.
Вот интересный ход… Дескать – когда-нибудь родилась… Это всё равно, чтобы сказать «когда-то 1-го апреля 1278 года в 15 часов 33 минуты».
Вот ведь как началось в последнем септене – не «когда-то», а «когда-нибудь»… По сказочному. Once upon a time… And nothing did.
Автор сначала как бы поиграл в сказку (в первом септеме). И мог бы дальше и играть…Но топом он разрушил сказку… И мы сгруппировались, чтобы защищаться (от взрослой жизни). Что же он сейчас делает? – Опять расслабляет, чтобы вмазать напоследок – неподетски? Как говорится для незабываемого эффекта впечатления…
Не получится, дорогой автор! Уже раз - обмануты (и как в сказке про пастуха и волков, не побежим спасать олуха на ложный крик). Ваша «сказка» - взрослая… проза жизни… с оттенком жестковатости… Вы и дальше будете мочить героиню…
PS/
Какое дурацкое, грубое политически-банальное слово «мочить»… Почему оно вырвалось? Ну, а что, автор, собственно говоря, и проделывал на протяжении всего произведения… Именно уничижал героиню… А почему?…
Была показана лишь вершина (айсберга)… Девочка была шалуньей, плохо относилась к игрушкам… Вот и стала – ледышкой дзынь-дзынь! От которой любой (да и сама) не прочь отколоть кусочек (на коктейль)… Но не показаны причины, которые её сделали такой, возможно, ожесточили… Вот в чём дело… Стихотворение позиционируется НЕ как лёгкое, дурашливое… Но без причин – становится описательное. Да, есть такие девочки – шалуньи. Да, они могут превратиться в шармящих ледышек… Да я верю! Ну и что… Интересно – почему так… Интригует взгляд со стороны – но вглубь (проблемы)… А так - девочка, девушка, часики, кукушка, канарейка… Образы пронеслись, состыковались, поигрались (талантливо)… и забылись… Не цепанули за живое… Не иннервировали точки…
Могут иннервировать лишь тех, кто знает эту девушку… Тогда – могут цепануть… Но – именно Знает. То есть обладают той информацией, которою и НЕдонёс автор…
Вот как можно было бы интерпретировать прочитанное, оборвись стихотворение на 1-ой строчке 4-го септема.

Давайте же читать дальше!
________________
В доме, где когда-нибудь принцесса родилась...
клювом металлическим выклеваны глазоньки...
мишка нашпигован стружками... погас
__________________________
.
Да, идёт регрессия… Не удивительно, угадываемо. И в принципе, правильно (построено)…
.
_________________
клювом металлическим выклеваны глазоньки...
_________________

Продолжается усугубление страшилки… Не очень красивые образы, если заставить себя Воспринимать – отвратительные, мерзкие…
Для чего – настолько мерзкие? Автор хочет добиться определённого эффекта. Оглоушить нас? За что? Мы и так прекрасно воспринимаем происходящее, нам понятны тенденции (агонии)… Зачем подобная антропологическая открытость? К чему она ведёт? – только к одному. Чтобы воспринять стихотворение до конца, мы НЕ постигаем полностью образа… Воспринимаем как поэтическую метафору…Защищаемся (от мира и от автора, нарисовавшего этот Мир). Правильно сделали, что НЕ поверили первой строке этого септема!

«Выклеваны глазоньки»! Просто замечатьно! Блеск!
Теперь будет понятно, почему тень от ресниц! Поздравляю тебя, Гильвириан! Не нужно быть таким доверчивым… «РеснИцы будут давать тЕнь от прямого Солнца особенно красиво!» – такой бред! Просто с ума сойти! Выклевала глаза (кукушка или канарейкой – кака разница!) – вот и тень от ресниц… на глазном дне…
Было у меня как-то на эту тему:
.
Мои глаза – две карих раны,
Запекшихся в разрезе век,
Они лучом не осияны,
Они лучом не осияны,
Как перерубленный побег.
.
Мои глаза – два карих сгустка,
Две вишни, вдавленные в мозг,
В них исковерканные чувства,
В них исковерканные чувства
И слезы, как горячий воск.
.
И далее http://www.stihi.ru/2006/03/15-1775
.
себе самому стихотворение кажется нормальным, воспринимается нормальным… Поскольку a priori ставишь барьеры восприятия и с не антропологизируешь суть… Но вот окружающие…

Вернёмся к глазам, вернее к теням ресниц в рассматриваемом стихотворении
.
___________
мишка нашпигован стружками... погас
огонёк сердечный...
__________________
.
Ну, вот здесь про Мишку – не особо понятно… И вне контекста… и с составляющими (вроде бы близкими по расположению в септене к Мишке, но вроде бы и НЕ Мишкинами)…
Нет, конечно, понятно – что Мишка заброшен, брошен… Но как был брошен (в детстве) так и остался.
Причём он здесь?… Я, понимаю, конечно, для чего, но тогда - ни причём.
Рефренить заунылось? Ретроспективой показать его внутреннюю составляющую (опилки)? Но тогда – они НЕ изменились (а почему?)… Кукушка менялась, канарейка - тоже… Показать Мишку как незыблемую константу заброшенности? – куцый образ, слишком куцый образ для заброшенности.
.
___________
погас
огонёк сердечный...
___________
.
Вот это – ошеломляющая новость! Так называемый стихотворный пуант (когда последние слова ставят всё с ног на голову). Оказывается он - был!!! Сердечный огонёк! Где, у кого, когда?
Давайте - оправдаем (даже это)!.
«Огонёк сердечный» мог быть у Мишки. Девочка (оказывается) ещё могла вернуться (к доброте).
НО забрасывала, вернее, зашвыривала Мишку… и сердце стала ледышкой (для коктейля)… Мишка антропологизирует доброту, добрую «заброшенною» составляющую девочки… Теперь безвозвратно потерянную.
Но даже такая реконструкция НЕ до конца спасает ситуации. Мы НЕ верили в метаморфозы (к доброте)… - со второго септена… Вот если бы автор дал шанс (девочке), ввёл бы внешнюю составляющую (например, через любовь к молодому человеку), и девочка её отвергла, тогда было бы обосновано вернуться к Мишкам… А сейчас – бесполезная угадываемая констатация факта.
.
__________________
древняя, как мумия,
в зеркальце уткнулась старушка безобразная...
__________________
.
Да, временная шкала… доведена до предела. Автор в очередной раз наказывает героиню. На этот раз самым изощрённым для женщины наказанием – её возрастом…
Такая некая назидательно - поучительная линия… Заброшенный Мишка и рядом старуха… без душевного огонька… А вот Мишка -сохранился (правда – для чего)? Как символ нерастраченных, ЗРЯнерастраченных духовных сил?

Почему бы и нет?

Давайте, остАвим Мишку в 4-ом септеме… Мастерская картина… Мишку кладут почки на смертное одро эксдевочке (а ныне бабушке) – как, например, символ Возрождения (на Том Свете)… Мишка ведь сохранился… значит есть возможность для сердца! … и никогда не поздно… - Вот всё это НЕ воспринимается, НЕ мыслится нами в общей канве стихотворения…
Непонятное, неглубокое (в смысле глубоко-обоснованное) наказание… Абстрактная, чисто умозрительно выстроенная судьба… Стихотворение, заставляющее задумываться о смысле бытия, отношении…

Несколько ярких запоминающихся образов…
Особенно выпукла трансформирующаяся канарейка. Не столь удачна игра с кукушкой. Мишка – в начале и конце смотрится в целом неплохо… В этой компании образов-титанов совершенно лилипутичны (меря глобальностью временного пласта) образы одеяла и горошин из первого септена. Автор как бы продолжает то, что продолжается… И забывает другие штрихи… Выцветают, становятся второстепенными… Но ведь сначала – играли, акцентировали наше внимание… В общем, не оправдали надежды, ни нашей, ни самого автора…

Но у нас осталась заначка! Последняя строка… Без которой Книга истории (и этой рецензии) не просто не имеет право быть закрытой.
Так, что тут у нас? Ага:
___________________
падает ресница тенью из угла...
__________________
.
Ну, наконец! Дождались связи с названием… Падает ресница тенью из угла. Буквально падает? То есть старушка распадается… на фрагменты (как в фильме ужасов «Муха» - главный герой)? Буквально падает – (ресница) – это не столь симпатично…
Некий листопад из фильма ужасов…
Что остаётся после такого падения… Выклеванный безресничный глаз – омерзительнейшая из картин… Сказочно омерзительная…
Давайте, немного более художественно распишем образ… Падает – фигурально. Падет тенью… то есть – и отождествляет тень… Из угла? Из угла чего (кого)? Кому? Почему из угла? Что за угол? – Дома, сердца, зеркала, зазеркалья? Как банально, как неинтересно – если просто глаза… Автор не проявляет до конца… Но и не нужно… Пусть останется такой «прощальный поклон», прощальный уход… Сепия (асфодели). Занавес закрывается. Занавес тоже истлел. Падают шторы, падают несущие балки… Рушится старый театр. Со старухой уходит целая эпоха (не добра, не тепла, непонятно чего)…

4.А.
___________________
Мишка Дмитрия Ревского
_____________
.
.
Но, давайте, всё-таки реконструируем Угол.
________________
Мишку по традиции зашвырнули в угол (1 сеп),
////
падает ресница тенью из угла... (4 сеп)
__________________

Это - Мишкин угол… Последняя (несколько завуалированная состыковочка). И понимаете, какая здесь возможна интерпретация? Если знать стихирийных героев… Недавно на «Голосах» (27-ой конкурс) победил хорошо всем известный Дмитрий Ревский с выдающимся (хотя я в этом конкретном случае дал похвалу более высокой пробы – единственную похвалу такого уровня на Стихире http://www.stihi.ru/rec.html?2008/03/18/06 ) стихотворением «Мой теддик умер вчера» http://www.stihi.ru/2007/11/17/3052 .
Стихотворение, которое тяжело далось автору, потребовало эмоциональный откат (краткая дискуссия – здесь http://www.stihi.ru/rec.html?2008/01/24/6938 ).
.
Так вот здесь (в рецензируемом стихотворении) к сожалению или к счастью можно усмотреть идею из «Тедди»:
_____________
Мой теддик умер - за меня...
Я - знаю это...
.
© Copyright: Rewsky, 2007
Свидетельство о публикации №1711173052
____________
.
У Ревского – понарошку погибает медвежонок – но смерть воспринимается как Настоящая… И это трогает – по настоящему.
Здесь – медвежонка убивают (всю жизнь)… Отдаст ли он Свою ресницу (из угла)… куда его забросили?... Плюшевую ресницу? Чтобы спасти… попытаться спасти (наивно полагая, что спасение возможно)… Всю зрелую жизнь (2 – 3-ий септем) образ медвежонка был как бы в заначке у автора.
Пожертвует ли медвежонок? Ответит добром? Выбросит ресницу ЗА (девочку-бабушку)?
.
.
Тогда в стихотворение проникает светлый лучик… Занавес не падает (в сепии асфодели)… Театр НЕ рушится. Или (если даже рушится), то на место серости, плесени сверху падает луч (Солнца и/или ресниц - Мишки). Маховик времени разворачивается. Старуха превращается в женщину с коктейльным сердцем, волосы теряют химическую завивку, превращаются в косы, чертята убегают, их место занимает кукушка, с разбитой головы канарейки снимают пластырь, девочка со слезами достаёт Мишку (из угла), целует – любит… какой был страшный сон, где «Тедди умер за меня»!


27-ой конкурс (где выставлялся Ревский) был не так уж давно. Сам автор (рецензируемого произведения) выставлялся в «Пчёлкой» http://www.stihi.ru/2006/01/20-1954

Я также принимал участие с лоркоподобной «Девочка сон потеряла» http://www.stihi.ru/2007/10/23/2116

Стихотворение Ревского, безусловно, читал.... Находился под впечатлением. Это неожиданно вылилось при написании традиционной (для меня сейчас) рэнге… «на телефонной радуге» http://www.stihi.ru/2008/03/17/4427
Конечно, потом сообразил, что это от Ревского…

Почему об этом пишу, почему этому вопросу уделяю столь много времени… - Возможно, и у Автора на подсознательном уровне отложились мотивы Ревского, и он их заложил в «Мишкин угол»… Да и во всё стихотворение?... Это могло бы послужить ключом… Впрочем, ключом – очевидным лишь для меня (знающего мизерную часть автора – из этих 4-х герменевтических китов: языка, психологии, культуры и традиций). Ревский – не главное, конечно, не Главное в этом стихотворении…
И всё таки - что это за таинственный «Мишкин угол»?


Часть 2. Структура и построение


1)

Теперь – формальный разбор.
.
Стихотворение построено из 4-х 6-ти строчных абзацев, которые я называю септемы.
Каждый септем относится к определённому периоду жизни Героини.

1-ый детство
2-ой юность, молодость
3-ий возможно, зрелость (и тогда, «компанию извергов» можно соотнести даже с семьёй или детьми героини)
4-ый старость…

Стихотворение гармонично построено на длинных двустопных размерах, с произвольно гуляющей анакрузой, клаузулой, цезурой и размерностью (от 6-ти до 8-ми), …


Кувырком всё в доме, где шалит принцесса,
6-ти стопный хорей
Одеяло в бешенстве набросилось на стул,
7-ти стопный хорей
Мишку по традиции зашвырнули в угол,
7-ти стопный хорей
Принцесса барабанит, горошины гремят,
6-ти стопный ямб (с цезурой после 3-ей стопы)
Канарейка в ужасе разносит свою клетку,
7-ти стопный хорей
Кукушка из часовенки отмеривает жизнь...
7-ти стопный ямб

В доме, где шалила юная принцесса,
6-ти стопный хорей
Годики, как чёртики, вертляво пронеслись,
7-ти стопный хорей
Сердце канарейкою бьётся в своей клеточке,
8-ми стопный хорей (с цезурой после 4-ой стопы)
Превратилась в девушку девочка с косичками,
8-ми стопный хорей (с цезурой после 4-ой стопы)
А косички в локоны химическими средствами
8-ми стопный хорей
Завиты, и шармом стекленеет взгляд.. .
6-ти стопный хорей

В доме, где когда-то вздорная принцесса
6-ти стопный хорей
Мишку в дальний угол швыряла много раз,
3-х стопный хорей + 3-х стопный ямб
Поселилась пришлая извергов компания,
6-ти стопный хорей (с цезурой после 3-ей стопы)
Канарейка клацает клювом каноническим,
8-ми стопный хорей
От сердца для коктейля откалывая лёд,
6-ти стопный ямб (с цезурой после 3-ей стопы)
Локоны кукушечьи позвякивают, бряцают...
8-ми стопный хорей

В доме, где когда-нибудь принцесса родилась...
7-ти стопный хорей
клювом металлическим выклеваны глазоньки...
8-ми стопный хорей (с цезурой после 4-ой стопы)
мишка нашпигован стружками... погас
6-ти стопный хорей
огонёк сердечный... древняя, как мумия,
6-ти стопный ямб (с цезурой после 3-ей стопы)
в зеркальце уткнулась старушка безобразная...
3-х стопный хорей + 3-х стопный ямб
падает ресница тенью из угла...
6-ти стопный хорей
.

Аллитерации

горошины гремят «г-р»
канарейка клацает клювом каноническим «к-л-н»
мишка нашпигован стружками «ш-ж»
.

Запомнившиеся образы:
.
Тень ресницы
Одеяло в бешенстве набросилось на стул
От сердца для коктейля откалывая лёд



2)

В принципе, замысел стихотворения (временнОе преображение человека на примере сопутствующих вещей) достаточно интересен…именно в этой связи стихотворение останется запоминающимся…
Однако автор, к сожалении, не дотянул в ряде случаев в исполнительском мастерстве до масштаба проекта… Стихотворение имеет свой стиль, подчерк, я крайне симпатизирую автору, его Творчеству…
Однако многочисленные полемичные моменты не позволяют получить безусловное удовольствие от прочтение, заставлять себя читать ещё и ещё раз… Впрочем, как раз это покажет время…
как послевкусие (хороших вин) или уходящий аромат (качественных духов)…
Прогноз:
Это стихотворение будет держать несколько минут после прочтения, но потом возможно забудется.

Почему (будет держать?). Автор использовал некоторые «запрещённые приёмы» (ну у нас, конечно – нет запрещённых приёмов) – запрещенные в кавычках… Так называемые технологические штучки-цеплялки… Во-первых, образы страшилки… Загляните (в Бездну), и - долго не оторваться (естественно, из того же афоризма – поскольку «Бездна заглянет в Вас самих». Второй приёмник – непредсказуемость сюжета… Мы можем лишь предполагать, что будет дальше (и, к чести, со 2-го септема практически не ошибались). Здесь - Не сказочность. В сказке понятно, что хороший герой закончит хорошо, плохой – будет повержен, наказан… В этом произведении Автор изначально показал себя оправданным диктатором, и вёл сюжет так, так считал нужным… Захотел бы – мог бы закончить на парадоксе (это моё личное мнение)… Но закончил банально и не плохо… За это – то же спасибо. Безусловно – не разочаровал. Не жаль потраченной ночи ни на прочтение, ни на написание рецензии.

Материал благодатен для размышления. А именно порождает дискуссионную среду. Иное произведение хоть и написано по канонам, точно и выверено, но скучно для рецензирования…
Здесь же есть с чем поспорить, над чем подумать, о чём поспорить… В этом – сила...
.
.
С Уважением ,
.
*G | |_` \/ | R | @ |\| ~^~^~^~^~~ )))