О хромых стихах - распад ударения

Семинар Юрия Петровича
Несомненно, каждый добропорядочный стихирянин, или считающий себя таковым, изучил уже краткий учебник стихосложения, и смешно было бы сейчас рассказывать о пяти основных стихотворных метрах – хорее, ямбе, дактиле, анапесте, амфибрахии.

Но в том-то и дело, что, как правило, автор, сочиняя что-либо, не думает о том, в каком ритме и с каким размером будет сочинять. Ведь не сидит же он и не думает: «А, ну-ка, напишу-ка я пятистопным или, хуже того, семистопным ямбом, или, скажем, четырёхстопным амфибрахием.»

Всё происходит несколько иначе. Например, так: в голове возникла красивая строчка. Откуда взялась, Бог весть. Слова в ней сложились друг с другом, как будто так и родились. Практически на одной гласной. За ней потянулась вторая – не менее совершенная. Дальше в голову пришла рифма к первой строке – составная или, круче того, ассонансная, а затем - и ко второй. И так, с Богом, дошли до конца первого четверостишия и ритм на весь стих дальше задан. Если конечно стих ещё не кончился, и осталось о чём поведать почтенному читателю или слушателю.

Потом можно анализировать какой получился метр, сколько в нём стоп и так далее.
При таком подходе исключены ошибки в ритмике. Она изначально задана и какой бы ни была – уложится в стандарты указанных выше пяти основных разновидностей.

Но есть другой способ написания. Человек понимает только одно – в конце строк должны быть рифмы. А рифма, это как говорил поэт Цветик из Цветочного города, «чтобы слова были похожи и одинаково кончались».

А если ещё и чувства захлёстывают, то куда там до метра, ритма, размера – скорее на бумагу и в компьютер.

А потом почтенные критики и рецензенты гадают: что это за ломаные метры, требующие при чтении пауз (цезур) и т.д.?

И вот таких авторов подстерегают несколько подводных камней, о первом из которых пойдёт речь в этом эссе.

Итак, первый подводный камень: несовпадение ударного слога в строке, согласно выбранному метру, с фонетическим ударением в слове - "распад ударения" (термин мой(Ю.П.)).
 
Оговорюсь сразу. Речь пойдёт о чистых стихах. Не о стихах для песен и не об авторской песне, но о стихах, которые должны восприниматься «без переводчика», чтеца или исполнителя.

Есть мнение, что стихи с классическим причёсанным ритмом скучны и неинтересны. Не буду далеко ходить за примерами, но весь «Евгений Онегин» написан, так называемой, «онегинской» строфой и никому не скучно. Дело не в причёсанности метра и размера, а в таланте автора.

«Василий Теркин» вообще написан четверостишиями с классическим четырёхстопным хореем. И что? Прекрасная поэма.

Однако перейдём к делу. Как и всегда приведу примеры типичных ошибок без оглашения имени авторов.

Пример №1

Обыкновенный пятистопный ямб:

"Ведь в гОроде родИли мЕня БОги!..
За городом зачахну я от скуки..."

Какого такого "мЕня"? Уж не Александра ли?

Переставим слова так:

"Ведь в гОроде менЯ родИли БОги!..
За городом зачахну я от скуки..."

И нет вопросов. С помощью изменения порядка слов вопрос решён просто и безболезненно. Да и, если приглядеться, исходный порядок слов был не очень русский. После перестановки стало только лучше.
 
Пример№2

Опять пятистопный ямб (хореем, почему-то, сейчас пишут редко):

"И нЕ взорвЁт уж бОльше лУчом мрАк
Любовь моя - остывшее светило."

Видим: в слове "лучОм" ударение фонетическое не совпадает с ритмическим.

Не говоря уж про паразитное, как я считаю, слово "уж", которое обычно вставляется для того, чтобы в размер уложиться. Но, уж если без "ужа" никак нельзя, давайте попробуем поменять порядок слов следующим образом:

"И не взорвёт лучОм уж бОльше мрак
Любовь моя - остывшее светило."

Как видно, без ущерба для смысла мы привели строку в порядок, а "уж" как был безударным и незаметным, так и остался.

Пример №3

Опять ямб (уже четырёхстопный), но случай более редкий. В трёхсложном слове фонетическое ударение падает в одном слове два раза. Вроде – ничего страшного, однако что-то режет ухо:

"Он, в свЕте фОнарЕй искрЯщий,
Сулит давно былую новь"

А если попробовать так:

"В фонАрном свЕте Он искрЯщий
Сулит давно былую новь"

Вот такая хитрость. Одновременно и инверсия, и замена слова, и такое расположение трёхсложных слов с ударением на среднем слоге, которое исключает всякую ритмическую двусмысленность.

Однако здесь, при несомненной "победе" формы мы имеем явную потерю образности, ибо
в свете фонарей снег искрится, да ещё как, а вот в "фонарном свете", пожалуй, уже звучит более технично и приземлённо. Романтизм куда-то подевался. Так что во всём надо знать меру. В данном случае - перебор. Простой пиррихий - пропуск ударения в слове "фонарей" на первом слоге вполне решает все проблемы и лечить тут было, как бы, нечего. Переусердствовал, как говорится.

Пример №4

Достаточно спорный случай, ибо перестановка слов здесь помогает, но прядок слов становится «нерусским»

«Два рАза в Одну вОду нЕ войдЁшь
Поэтому мне так легко с тобою
Давно мы врозь, судьбу не проведёшь
Вино не стоит смешивать с водою»

Если это пятистопный ямб, то в слове "однУ" неверно падает фонетическое ударение.

Ничтоже сумняшеся, применяем инверсию:

"В однУ два раза воду не войдёшь"

Не совсем русский порядок слов, но ударения, вроде, встали на места.

Чуть забегая вперёд можно для данного случая рекомендовать иное лекарство. Проглотить каждое второе ударение (как в музыке – полусильная доля такта). Получится четырёхсложный метр – Пеон с ударением на втором слоге. Такое проглатывание ударения называется пиррихием. Однако пиррихий для проглатывания лишнего фонетического ударения в многосложном слове это - одно (см. выше пример №4), а в простом двухсложном, ради того, чтобы подыграть автору - совсем другое.

"Два рАза в одну вОду не войдЁшь"

Но при этом, правда, «пропадут» очень важные слова «одну» и «не».

Поэтому здесь автор вправе решать, как поступить. Что предпочесть, а чем пренебречь. Это только его право – право его личных предпочтений.

Итак, слово сказано.

Приглашаю стихирян к обсуждению.

Буду благодарен за любые примеры «хромых ритмов». Особенно, если кто-то найдёт таковые у себя или у кого-то в трёхстопных метрах – дактиле, амфибрахии, анапесте.

Всегда ваш,

Ю.П.

В продолжение: http://stihi.ru/2008/04/08/2361