Читайте и удручайтесь

Maryana
Занятную статейку нашла в Иннете. Больно, обидно, досадна, но автор сказал то, о чем я неоднократно задумывалась и иногда даже приходила к тем же выводам, что и она.
Читайте и удручайтесь, господа коллеги по игре:

http://threehorn.odessa.net/kritika/alevtina.htm

Алевтина Чудновец
(Новосибирск)

О ЦЕЛЯХ ПОЭЗИИ
Каждый человек, мало-мальски владеющий рифмой, пусть даже на уровне LПалка- селедка¦, рано или поздно задумывается о конечных целях этой изящной (и не очень) игры в слова, называемой Поэзией.

Настал и мой черед.

Итак, - почему, зачем, для чего, или, как говаривал затейливый Хлебников - LДля ча?¦ мы пашем ниву творчества, засевая строчками всю ближайшую к нам периферию вселенной?

Детально рассматривая этот вопрос, не обойдешься без своеобразной антологии, экскурса к истокам возникновения поэтической тяги, - говоря медицинским языком, следует исследовать патогенез, а так же клинику этого явления.

Чаще всего, первые стихи начинающие пииты выпускают из-под пера в неустойчивом пубертатном возрасте, слагая мадригалы Прекрасной Даме или не менее Прекрасному Принцу, в легких случаях эти слюняво-сентиментальные творения не оставляют никакого следа в литературе, и совершенно исчезают вместе с прыщами, сопровождавшими мощный гормональный выброс.

Однако некоторые индивиды и в более старшем возрасте продолжают терзать бумагу многочисленнными овечками, коровками, лужками и пастушками. Рискну предположить, что это тот случай, когда затянувшаяся детская непосредственность плавно трансформируется в старческий маразм.

Избежавшие этой участи идут (порой одновременно) в двух направлениях - условно назовем их Внутренним и Внешним.

Адепты ВНЕШНЕГО направления отдают свою музу на служение судьбам мира, политике, культурологии этике и эстетике бытия, выступая при этом исключительно Субъектом бытия, сторонним наблюдателем происходящих событий. В этой категории превалирует мужское начало, и цель Поэзии к моменту осмысления последней, - Бить, бить и бить - в колокола, по лбу, под дых - и в прочие причинные места, собственная же роль в истории в тяжелых случаях игнорируется полностью, форма выражения колеблется от философски-уравновешенной до откровенно злобной оценки действительности, при этом пишущий выводит себя ВНЕ контекста происходящего, выступая в роли Судии и Наставника, предоставляя читателю почетное право идти указанным им путем или же отводя ему место присяжного заседателя. Янь.

Представители же ВНУТРЕННЕГО направления, напротив, в своих творениях выводят Себя, и, прежде всего, как Объект бытия - их несет, наталкивает, приводит, бьет - при этом они щедро демонстрируют окружающим свое развороченное нутро живописуя все детали - кровь, кишки, разбитое сердце, расплесканную душу, сопли, слезы - и прочую физиологию.

Окружающий мир или беспредельно груб, или выступает исключительно как природный фон (облачка, деревья, луна) декорация, перед которой автор разыгрывает действо самокопания, эдакое душевное харакири. Здесь ведущим выступает женское начало. Цель Поэзии в этом случае - саморефлексия, эмоциональный эксгибиционизм, предел совершенства - наиболее точно передать свои чувства(преимущественно - страдания). Читателю, в котором данная категория нуждается меньше, чем предыдущая, предлагается ненавязчивая мысль покопаться в собственных нарывах и ранах, или просто поприсутствовать на прижизненном вскрытии в патологоанатомической лабора- тории творца. Инь.

Впрочем, существуют еще и пофигисты - они веселятся в свое удовольствие, издеваясь над миром, собой и над читателем. Нуждаются в последнем чрезвычайно. Цель их совпадает со средствами, не формулируется и всячески осмеивается. Внешнее и Внутреннее присутствует, несомненно и в этом случае, однако здоровая самоирония производит весьма отрадное впечатление.

Любители же изящных финтифлюшек, эстетствующие в своих романтических фантазиях, представляют собой бесполый симбиотический конгломерат двух направлений, провозглашая главной целью Поэзию ради Поэзии. По сути они - страусы, прячущие голову в блистающий песок грез, где она (голова) порой и остается навсегда, ведя странную и нелепую для непосвещенных собственную жизнь. Тело же, стыдливо умалчиваемое пиитами, существует само по себе, забытое, брезгливо отвергнутое.

Стихи потребляются чаще всего в закрытых лощеных междусобойчиках, неподготовленный читатель вообще редко понимает, о чем идет речь, вследствие употребления огромного количества имен и специфических терминов, почерпнутых из столь же специфических книг. Короче - на любителя.

Логически переосмыслив все вышеописанное, прихожу к выводу(не настаивая на том, чтобы мой читатель разделил мое мнение)- Цель Поэзии сама по себе не существует вообще, точнее - целей может быть сколь угодно много, их постановка целиком зависит от личности творящего и все разговоры об этом- совершенно бессмысленное сотрясание воздуха словесами - еще более бессмысленное, чем сама поэзия, занятие - LСуета сует - все суета¦...

Пожалуй, только одна цель стоит средств - достижения наибольшего совершенства в этой отрасли человеческой деятельности - Lэто тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем¦

И напоследок, как напутствие - еще одна цитата из Экклесиаста:

Lнет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его, ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?¦

Итак - пишите и наслаждайтесь!