Верлибр и проза - к дискуссии

Евгений Дюринг
К тезису о том, что прозаический текст, в котором каждая фраза записана отдельной строкой, превращается в верлибр.

Фрагменты из романа Чака Паланика "Уцелевший" (36)
Перевод - на странице Ивана Тимофеева
http://www.proza.ru/author.html?timofeyev

Соц.работница подносит свои свежие красные ногти ко рту и дует, чтобы они высохли. Между долгими выдохами она спрашивает: "Твоя семья?"
Она дует на ногти.
Она спрашивает: "Твоя мать?"
Она дует на ногти.
"Ты помнишь свою мать?"
Она дует на ногти.
"Ты считаешь, она что-нибудь чувствовала?"
Она дует на ногти.
"Я имею в виду, когда она убивала себя".
Матфей, Глава Двадцать Четвертая, Стих Тринадцатый:
"Претерпевший же до конца спасется".
Согласно ежедневнику, я должен чистить фильтр кондиционера. Я должен смахивать пыль в зеленой гостиной. Полировать медные дверные ручки. Перерабатывать старые газеты.
Час близится к концу, а я так и не заговорил о Фертилити Холлис. О том, как мы повстречались в мавзолее. Мы бродили там около часа, и она рассказывала мне о разных движениях художников в двадцатом веке, о том, как они изображали распятого Христа. В старейшем крыле мавзолея, крыле Удовлетворенности, Иисус изможденный и романтичный, с женственными большими влажными глазами и длинными ресницами. В крыле, построенном в 1930е годы, Иисус - Социальный Реалист с огромными супермэнскими мускулами. В сороковых, в крыле Безмятежности, Иисус становится абстрактным нагромождением плоскостей и кубов. Иисус пятидесятых - изысканная композиция из фруктов, голландский модерновый скелет. Иисус шестидесятых сделан из сплавного леса.
В семидесятых крыльев не строили, а в крыле восьмидесятых нет Иисуса, только простой светский полированный мрамор и медь, которую можно найти в универмаге.
Фертилити говорила об искусстве, и мы блуждали по Удовлетворенности, Безмятежности, Миру, Радости, Спасению, Экстазу и Очарованию.
Она сказала, что ее зовут Фертилити Холлис.
Я сказал ей называть себя Тендером Брэнсоном. У меня нет ничего более похожего на настоящее имя, чем это.
Каждую неделю с того момента она собиралась приходить к склепу брата. Именно там она обещала быть в следующую среду.
Соц.работница спросила: "Прошло десять лет. Почему ты ни разу не захотел открыться и поделиться со мной чувствами по поводу твоей умершей семьи?"
Мне очень жаль, отвечаю я, но мне действительно пора возвращаться к работе. Я говорю, что наш час закончился.

...Соц.работница куда-то пропала. Каждые десять минут я звоню соц.работнице в ее офис, но слышу лишь ее сообщение. Впервые за десять лет я звоню ей, и это все, что я слышу. "Пожалуйста, оставьте сообщение после сигнала".
Я говорю, что сумасшедший психопат, о котором она мне говорила, вот, он звонил.
Всю ночь я названиваю ей в офис каждые десять минут.
Пожалуйста, оставьте сообщение после сигнала.
Она должна предоставить мне какую-нибудь защиту.
И ее автоответчик продолжает отключать меня. Поэтому я звоню снова.
Пожалуйста, оставьте сообщение.
Мне нужна вооруженная круглосуточная полицейская охрана.
Пожалуйста, оставьте сообщение.
Кто-то может быть в коридоре, когда мне потребуется сходить в туалет.
Пожалуйста, оставьте сообщение.
Убийца, о котором она мне говорила, знает, кто я. Он звонил. Он знает, где я живу. У него мой телефонный номер.
Пожалуйста, оставьте сообщение.
Позвони мне. Позвони мне. Позвони мне.
Пожалуйста, оставьте сообщение.
Если утром обнаружится, что я совершил самоубийство, знай, что это убийство.
Пожалуйста, оставьте сообщение.
Если я кончу свои дни от рук какого-то убийцы, который запихнет мою голову в духовку, то это будет лишь потому, что она никогда не прослушивает записи автоответчика.
Пожалуйста, оставьте сообщение.
Слушай, говорю я аппарату. Это серьезно. Это не параноидальный бред. Она ведь уже вылечила меня от него, так?
Пожалуйста, оставьте сообщение.
Это не шизоидные фантазии. У меня нет галлюцинаций. Поверь мне.
Пожалуйста, оставьте сообщение. Затем ее кассета для сообщений заканчивается...

...Все еще прислушиваясь к шагам, ожидая, что тень накроет полоску света под входной дверью, я поднимаю штору, чтобы посмотреть, нет ли кого на пожарной лестнице. Я спрашиваю: что насчет ее друга? Разве она не должна была с ним снова встретиться сегодня?
"А, он, - говорит Фертилити. - Да, я видела его сегодня".
И?
"Он пахнет женскими духами и лаком для волос, - говорит Фертилити. - Мне не кажется, что мой брат хоть раз видел его".
Духи и лак для волос были для опрыскивания роз, но я не мог сказать ей об этом.
"И еще у него ногти были выкрашены красным лаком".
Это красная краска, которой я подновляю розы.
"И он ужасный танцор".
В этот момент я позабыл о своем возможном убийстве.
"А его зубы отвратительные, не гнилые, но изогнутые и маленькие".
Ты мог бы вонзить мне нож в сердце, но было бы слишком поздно.
"И у него эти грубые маленькие обезьяньи руки".
В этот момент убийство было бы дыханием весны.
"Это должно означать, что член у него маленький, как сосиска".
Если Фертилити продолжит говорить, у моей соц.работницы завтра утром будет одним клиентом меньше.
"И хоть он и не страдает ожирением, - говорит Фертилити, - хоть он и не кит, но он слишком толстый для меня".
На случай, если снаружи притаился снайпер, я открываю шторы и встаю своим грубым жирным телом возле окна. Пожалуйста, кто-нибудь с винтовкой с оптическим прицелом. Застрелите меня прямо здесь. Прямо в мое большое жирное сердце. Прямо в мою маленькую сосиску.
"Он совсем не похож на тебя," - говорит Фертилити.
О, я думаю, она будет удивлена, насколько мы похожи.
"Ты такой загадочный".
Я спрашиваю, если бы она могла изменить одну вещь в том парне из мавзолея, что бы это было?
"Только чтобы он перестал приставать ко мне, - говорит она, - я бы убила его".
Что ж, она не одинока в этом. Давай же. Возьми номерок и встань в очередь.
"Забудь о нем, - говорит она, и ее голос становится глубже. - Я звоню, потому что хочу, чтобы ты оторвался. Скажи, что ты хочешь, чтобы я сделала. Заставь меня сделать что-то ужасное".
Вот он шанс.
Это следующая часть моего большого плана.
Это из разряда вещей, за которые я отправлюсь в Ад, но я говорю ей. Тот парень, который тебе не понравился. Я хочу, чтобы ты перепихнулась с ним, а затем рассказала бы мне, на что это похоже.
Она говорит: "Ни за что. Никогда".
Тогда я кладу трубку.
Она говорит: "Подожди. Что если я позвоню тебе и совру? Я могу просто все выдумать. Ты и не узнаешь".
Нет, говорю я, я узнаю. Я мог сказать.
"Я ни за что не хочу спать с этим выродком".
А что если она просто поцелует его?
Фертилити говорит: "Нет".
А что если она выберется с ним куда-нибудь на денек? Они могли бы куда-нибудь поехать на выходные. Уведи его из мавзолея, и, возможно, он будет выглядеть лучше. Съезди с ним на пикник. Сделай что-нибудь смешное.
Фертилити говорит: "А ты со мной поедешь?"
Определенно.