Зачем нам вера? или религиозно-исторический гламур

Емеля Графов
       

       Вот собственно на этом можно было бы, и закончить уважаемому М. Ходанову, протоиерею, члену Союза писателей России, главному редактору духовно-светского журнала «Шестое чувство» свой ответ «питерскому писателю-атеисту Столярову, опубликовавшему статью в «ЛГ» (№49, 2007, с.13)
Кратко, емко, лаконично.
Я так понял, суть диспута сводится к вопросу: вводить ли в программы российских школ предмет ОПК (основы православной культуры). Ибо, в его отсутствии – корень всех зол и напастей.
По мне – все просто. Трудились бы служители культа усердно на ниве проповеди и просвещения, да являли собой пример скромности, благообразия и послушания. Никаких полемик бы и не возникало. А уж индивид сам разберется, куда ему стопы направить, в церковь, мечеть, синагогу или, (представить страшно…), в буддийский храм.
Российские «труженики креста и кадила» претендуют (устами протоиерея М. Ходанова) на приоритетное право пред другими конфессиями на умы наши.
Но право это давно церковью утеряно. «Маркетологи» из ВЧК в свое время доходчиво объяснили, кто в приходе командир.
Г-н Ходанов, редактор духовно-светского журнала, заметьте, заявляет: «Разве мы, христиане, способствуем развалу страны и ее нравственной деградации? Почему бы не переключить негодование на реальных носителей общественного зла, которые толкают страну в пропасть?»
А и в самом деле. Почему? Вот, набраться смелости, да и назвать супостатов и злоумышленников поименно. Ведь известно, чего не переносит зло: правды и смеха. Кому, как не Церкви, мощнейшему институту веры и правды сказать эту самую правду, да и поспособствовать прекращению деградации общества?
Да, и сгущает краски г-н протоиерей, поголовно записывая нынешнюю молодежь в наркоманы и насильники. В метро и «маршрутках» ежедневно вижу достаточно приличные лица. Не думаю, что все они, утром, как и я, спешащие на работу и учебу, вечером – домой – поголовно «стремятся лишь к богатству, насилию и власти».
А ездить мне приходится много. Не только по Москве, но и по стране. Там где есть работа, где власть на местах не давит, все живое – и благосостояние людей растет и храмы строят, и бездуховности меньше.
А, например, в Пензенской области народ, говорят, пьет по черному. Да кто ее, эту пензенскую область вспоминает? Там же ни нефти, ни газа, из полезных ископаемых – одни пенсионеры.
А вера есть? А во что?
Много где жизнь не так нарядна, как в Москве, Питере, других крупных городах. Вот бы туда, в глубинку, продвинутых столичных попов отправить, а?
Да и не только их. Создать летучие бригады «белых рейдеров», из талантливых, умных, активных чиновников, интеллигенции, работников культуры и духовенства и – ну, поднимать самосознание!
Хоть показали бы народу, как оно может по другому то быть!
Эка меня занесло, да? Утопия, конечно, кто поедет-то?
Сетования редактора журнала по поводу, что ж «произойдет уже в ближайшем будущем с её (молодежи – А.Д.) психикой» в результате «обработки» оной средствами массовой информации, заставляют улыбнуться. Да… «Послушное стадо баранов» всегда было заветной мечтой пастуха-хозяина. Ну, так, вам и карты (журнал свой для начала) в руки. Или вы себя к СМИ не относите?
И с посылом, что страх Божий – единственная гарантия для науки не переступать черту, могущую привести к глобальной катастрофе – никак не могу согласиться. Слабоватый страж. Наверное, среди тех, кто сотворил первую атомную бомбу и первым ее использовал – было немало людей «верующих». Прежде всего – искренне верующих, что своим умом, своими научными разработками они противостоят мировому злу в лице того или иного «врага всего человечества». А из чего они в это уверовали? Из грамотно построенной и поданной им идеологической аксиомы: стране нужен адекватный инструмент отражения чужеземной ядерной угрозы.
Согласен я с М. Ходановым в одном. Ребенка надо воспитывать, пока поперек лавки лежит. Воспитывать и учить отличать добро от зла. Отличать самостоятельно. Потому - грех это, вколачивать несмышленышу, что православие – «единственно верное учение, потому что оно вечно». Надо ввести в школах не ОПК, а религиеведение, чтобы человечек постиг – в чем различие между тем и этим. В чем сходство. Какие особенности верований разных народов...
Вот, говорят, в иудаизме, нет этого прикола – сними с себя последнюю рубаху и раздай ее нищим. Мое убеждение, что нищий, это за редким исключением – лентяй и пофигист. Он не умеет и не хочет ни за что отвечать. Раздай таким свое состояние, его пропьют, и назавтра в подземном переходе станет на одного нищего больше. Логично?
Христианство…
Один из постулатов – не заботься ни о чем. Бог даст день – Бог даст пищу… Только верь! Помрешь – все тебе воздастся! Вот уж наживешься! Кум королю – сват министру…
А, упаси бог, – станешь богатым здесь, на земле, тогда точно в ад. Без вариантов. Ведь – как там про верблюда и игольное ушко? Доходчиво? Ну, вот – живи и ни к чему не стремись. Паши, давай!
Или не так?
А кто знает – что там у тех же буддистов?
Да и мусульмане знакомые в один голос уверяют, что нет в Коране: «возьми пояс шахида и взорви – до кого дотянешься». Но мы, православные, не знаем – что написано в той священной книге. От этого и страх. И обоюдное желание ударить первым.
Ну, так надо изучать мировые религии, чтобы не бояться, а при случае и поправить: «Неправильно ты, дядь Федор бутерброд ешь...». Вот, когда все это будет включено в школьные программы – возможно кто-то и поймет «какое потрясающее богатство открывает христианство людям в плане красоты внутреннего покаяния, видения своих (а не чужих) грехов, глубинного духовного роста, чистоты межличностного общения, абсолютного межнационального и межрасового равенства, возвышенного и целомудренного отношения к противоположному полу, великого смысла жизни ради Бога и ближнего!», как уверяет М. Ходанов.
Не могу вслед за г-ном редактором и протоиереем умилиться «потенциальными благами православия», которые по его мысли одни только и «работают на формирование полноценной человеческой личности и консолидацию нашего донельзя ослабевшего в духовном плане общества». А буддизм, с его верой, что каждая травинка имеет душу и ее не стоит портить без нужды? А язычество с теми же убеждениями?
Утверждение же: «Христианин не станет скинхедом» - и вовсе кажется мне беспочвенным. Перекрестив бритый лоб, вооружившись ломиком и поправив крест в пол пуза, спокойно идут «мочить в сортирах» инородцев. Понаехали, понимаешь! Православному в своей стране пройти негде.
Главная же мысль, по-моему, ради которой написана статья – протолкнуть в наши умы убеждение: есть некая конфессия, которая «имеет первоочередное право на адекватное удовлетворение своих конфессиональных интересов». Православие.
Доходчивей и точнее – в «Скотном дворе» Оруэлла. «Конституция гласит: Пункт первый! Все животные равны! Пункт второй! Есть некоторые, которые равнее!»
С чего бы это? Ведь парой абзацев выше он, вроде, ратовал за равноправие всех конфессий.
- А мы в стране – большинство, - заявляет г-н Ходанов.
На чем базируется его уверенность – Бог весть.
Ну, когда дело доходит до «удовлетворения интересов» – тогда вопросов нет. Какие уж тут сантименты? Помним: «Пиво - только членам профсоюза». Уверуем. Царствие небесное – в первую очередь – православным. Католики за ними, протестанты в хвост! В очередь, суккины дети! В очередь! Буддистам не вставать, на всех все равно не хватит…
Ну, так бы и сказали! А то – Православие… Равенство, любовь!
Так вот, прочитаешь это все и на мощную мысль «христианство конструктивно, обещая бессмертие», эмоций уже не остается. Один Высоцкий в голове. «Хорошую религию придумали индусы. Что мы, отдав концы, не умираем насовсем». Но это, кажется, «не из той оперы».
Резюмируя мысли, изложенные в своем труде М. Ходанов заявляет: «Не можем мы холодно относиться к той религии, которая дала России жизнь. Это не мракобесие, не шовинизм, не угар, а возвращение к истокам».
Кто бы возражал? Однако – вдруг кто-то предпочтет возвратиться к еще более ранним источникам, к язычеству, например? Объявить его еретиком? Сожечь на костре? Гибкий маркетинг и яркий «пиар всегда были отличительной чертой работников культа. А какие «зажигательные пати» ведьмам и еретикам в средневековье устраивались? Но поджигатели костров обладали ли истиной в последней инстанции?
Слово «хлеб» звучит по-разному на разных языках. Суть его от этого не меняется.
Все, кто может и хочет – приходят к Богу, каким бы именем он не назывался.
Истину в полном её объеме не знает ни кто, кроме Создателя, любые попытки переложить её на слова народные сталкиваются с трудностями перевода, но пытаться понять и донести все равно надо.
В каждой религии есть частица истины, а собрать её воедино – как раз и будет ответом на вопрос: - что делать?
Давайте учиться?
Учиться слушать и слышать.
Искать слова, в которых есть душа, правда, сила.