Слово о Серафиме Саровском

Ольга Изборская
 Для воскресной школы и семейных спектаклей.

Вступление.

 Многие преподаватели, как священнослужители, так и миряне, пытаются мгновенно поднять своих учеников от массовой “телевизионной” культуры на высоту понимания культуры церковной: богослужения, Священного Писания, иконописи и церковного пения. Но разрыв между массовой и церковной культурой столь велик, что дети, к сожалению, не могут в одночасье “перестроиться”.
Имеется много примеров, когда ученики покидали воскресные школы, уверившись в том, что православие - это что-то необычайно скучное, нудное.
Сегодня для постижения детьми всей полноты Православия необходимо сформировать пласт подготовительной культуры, который пока очень и очень тонок. Его приходится собирать буквально по крупицам: это и стихи, и песни, и репродукции картин великих художников и пьесы. Целью деятельности каждой воскресной школы является воцерковление детей, воспитание в детях любви к Богу и нашей Матери Церкви. И большая часть этой задачи может быть успешно решена через яркие рассказы о жизни святых.
Главная наша задача - не оттолкнуть ни одного ребенка, а бережно и убедительно раскрыть ему всю красоту жизни смиренных праведников, в отличие от воинствующих убийц, именуемых “телегероями”. Радостно видеть в храме в воскресные дни множество детей, и очень хотелось бы, чтобы они шли в храм с пониманием и желанием.
Форма настольного театра была выбрана для того, чтобы дети активно участвовали в нем - сначала помогая взрослым двигать фигурки, затем, по мере взросления и освоения текстов, самостоятельно показывали весь спектакль, и пели духовные песнопения.
А если этот уровень общения будет превзойдён и дети пожелают самостоятельно создать еще спектакль, то можно предложить им пойти по пути, пройденному нами, начав с создания отдельных сцен и персонажей и постепенно добавляя к ним последующие. Бог вам в помощь!
Надеемся, что наш опыт будет интересен и для многих семей, желающих заниматься со своими детьми.
Набор задуман как пособие по проведению домашнего детского спектакля. При использовании театра просим бережно и благоговейно относиться к изображениям и персонажам.
 
 СЛОВО о СЕРАФИМЕ САРОВСКОМ.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
маленький Прохор- 7 лет, отрок Прохор
(в болезни)- 10 лет, юноша Прохор,
Прохор-послушник (в болезни),
иеродиакон Серафим, отец Серафим-отшельник,
старец Серафим.
Исидор Мошнин- отец Прохора, именитый Курский купец
Агафья Мошнина - мать Прохора, строительница церкви.
старец Досифей - монах-затворник Киевского монастыря
Игумен Пахомий-настоятель Саровского монастыря, с монахами.
Разбойники: 1-ый, 2-ой, 3-ий; по виду крестьяне
Врачи (1-ый и 2-ой)
Миряне, пришедшие за благословением к старцу Серафиму.
Явление:
 Божией Матери с Апостолами, Господа Иисуса Христа с Небесными Силами.


ВЕДУЩИЙ: (им может быть преподаватель воскресной школы или батюшка)
(Ведущий выходит перед расположенными на столе декорациями и стоит справа от них, иногда помогая детям двигать фигурки. Его задача - ввести в обстановку и место действия эпизода)
СЦЕНА 1-я: РОЖДЕНИЕ СВЯТОГО.
 В 18-тый век - замечательный,
 Дал людей с великой судьбой.
 И поэтов и освободителей,
 Перечислить их - труд непростой.
 Пушкин, Гоголь, Кутузов, Суворов,
 Декабристы и Наполеон,
 Родились в этом веке суровом,
 Каждый думал: спасется ли он?
 Восемнадцать столетий, как свечи
 Вкруг икон в почтеньи горят.
 Память редко бывает вечна,
 Но о нем - до сих пор говорят.
 
 Мы расскажем вам о действительных,
 Чудесах из жизни простой,
 Потому что лишь он, удивительный,
 Стал в народе зваться: святой.

В Курске-городе, где очень древняя
Есть икона - тринадцатый век!
Божья Матерь творит знамение -
Здесь родится святой человек!
 (На этих словах открывается занавес и выносится
 с Крестным ходом икона “Знамение” Курская Коренная)(Идут с младенцем на руках родители Прохора в церковь - крестить младенца)
ВЕДУЩИЙ:
 Жил купец - Исидор Мошнин,
 Два с полсотнею века назад.
 Чтоб Господь прегрешенья простил -
 Строил храм, так как был он богат.
 
 И послал ему Бог награду-
 Появился на свет его сын!
 Были рады безмерно чаду
 И купец и жена его с ним.

 Подошли под благословение,
 И решили Прохором звать.
 Приложили к иконе “Знамение”,
 Окрестили, приняв благодать.
(Церковное пение, соответствующее крещению)
 И отец сыну дал заветы,
 По которым учился и жил,
 Чтобы он, возрастая в летах,
 Православию жизнь посвятил.

ИСИДОР: (С малышом на руках)
 “Если золото не переплавится
 Чистоты своей не обретет,
 Человек же, коль не покается,
 Среди бед своих вечно бредет.”
 (Уходят по пение колыбельной)

Сцена вторая. ЧУДО ПРИ ПАДЕНИИ.

 ВЕДУЩИЙ:
Мы поведаем, как начиналася
Жизнь избранника, с детских лет,
Как Господь охранял через Ангелов,
Малыша от тяжёлых бед.

АГАФЬЯ: (в трауре)
 Умер мой Исидор, мой супруг,
 Свое дело не завершил он,
 Видно мне Господь - его дело рук
 Завещал довести до вершин.
 Эту церковь и к ней колокольню
 Строить женщине,ох, тяжело!
 Прохор - младшенький - рвется на волю,
 Всюду лезет...
ПРОХОР:(7-и лет) (На колокольне)
 - Маменька! Как здесь светло!
 Вижу в небе Ангел крылатый!..(оступается)
АГАФЬЯ:(Протягивает к нему руки)
 - Что ты, сыночка!?
 Боже, упал!..
 - В его гибели я виновата!
 Смерть за смертью!? - разят наповал!
(Уходит за колокольню)
 (Ангелы подхватывают маленького
Прохора и бережно опускают на землю)
ПРОХОР:(Во время полета)
 - Вы простите мне, Ангелы Неба,
 Что я так напугал мою мать,
 - Научите всему, что потребно!
 Так как вы - душою летать!
 Научите же - не оступаться!
 А коль падаю - не унывать!
 За себя никогда не бояться,
 А вот матушку не обижать!
(Прохор стои на земле и смотрит вслед Ангелам)
ВЕДУЩИЙ: Этих Ангелов-охранителей
 Не увидел никто на холме,
 Но все знали тогда, что спасителей
 Обещал дать Господь во псалме:
“Ангелам своим заповедал о тебе:
охранять тебя на всех путях твоих,
На руках понесут тебя,
да не преткнешься о камень ногою твоею...”
(Стих 11 и 12 из 90 Псалма)

(Агафья сбегает с колокольни)
АГАФЬЯ: - Жив, мой Прохор! Какое чудо!
(Осматривает его)
 - Ручки, ножки? - Целехонек весь!
 - Божья милость! Смотрите, люди!
 Сын мой жив и здоров, как есть!!
(Рыдает о счастья)
Я теперь закажу молебен
И возрадуюсь за него!
Видно Промыслом Божьим отмечен!
Вот награда - отцу его!
ПРОХОР: “Если золото не переплавится,
 Чистоты своей не обретет,
 Человек же, коль не покается,
 Среди бед своих вечно бредет!”

 Сцена третья.
ЧУДО ИСЦЕЛЕНИЯ ОТРОКА.

ВЕДУЩИЙ:
Мы поведаем, как продолжалася
Жизнь его, как он отроком стал,
Как в болезнях смертельных маялся,
А в духовности - возрастал.
(Полутемная комната, кровать.
Отрок Прохор мечется в бреду. У кровати Агафья.
В Красном углу икона Божьей Матери “Знамение”)
ПРОХОР: (в бреду)
 Мама! Матушка!
 Боль меня тянет!
 Темень в очи мои глядит!
 АГАФЬЯ: - Богородица не оставит!
 И Господь твою боль победит!
 Верь же, сыночка!
ПРОХОР: - Верю! Верю!
 - А ты, мама, еще молись!
( в бреду) Открывают тяжкие двери,
 Всё куда-то уходит вниз...
АГАФЬЯ: (плачет и молится)
 - Богородица! Матерь Ты тоже,
 Как и я, и поймёшь мою боль:
 Если есть на то Воля Божья,
 Исцели Ты его, изволь! (Плачет)
(Прохор видит Приход Богородицы с Апостолами)
 ПРОХОР: - Тише, мама,
 Пришла, Владычица!..
 АГАФЬЯ: - Я не вижу...
 ПРОХОР: А мне видна!
 Исцелить обещала “Знамением”,
 И сказала: Придёт Сама...
(Богородица уходит)
АГАФЬЯ: Сама?! (Смотрит в окно)
 Дождь на улице, ливень...Всё залило...
 А минуты твои сочтены...(плачет)
 И какое придёт к нам “Знамение”?
 Коли мы так удалены...
(Через двор мимо окон их дома
 идёт Крестный ход с Чудотворной
 иконой “Знамение”)

 -Посмотри! - Что за люди?! Промокли..
 С чудотворной иконой идут?!...
 Крестный ход - во двор?- Вижу в окна...
 Божью помощь тебе несут!
 - Эко чудо! Вставай, как можешь,
 Помоги мне тебя поднять.
 ПРОХОР: - О великая Матерь Божия!
 Благодатно любовь ощущать!...
 КРЕСТНЫЙ ХОД: (поют)
 “Царице моя, преблагая, надеждо моя, Богородице,
 приятелище сирых и странных предстательнице,
 скорбящих радосте, обидимых покровительнице!
 Зриши мою беду, зриши мою скорбь.
 Помози ми яко немощну, окорми мя, яко странна.
 Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши:
 яко не имам иныя помощи разве Тебе,
 ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы,
 токмо Тебе, о Богомати,
 яко да сохраниши нас и покрыеши во веки веков.
 Аминь.
(Эту молитву могут петь вместе с участниками и все присутствующие)

 КРЕСТНЫЙ ХОД: (читают по очереди)
 1-вый: Радуйтесь, и не будьте удручены!
 Радуйтесь, к вам пришла Богородица!
 2-Ой: Пойте, в радости, песню Ей!
 Все печали и скорбь претворяются
 В радость, дарованную Ей!
 3-Тий: Все болезни - лишь помрачение,
 Радость истинна и светла!
4-тый: Помогай нам обресть спасение
 Богородица - Мать Христа!
(Агафья хватает сына на руки и выносит его во двор. Став на колени,прикладывает его к иконе. Икону проносят над ребенком.
Внезапно выглядывает солнце. Дождь утих.
И Прохор больше не стонет).
 (Поёт и Агафья. По окончании молитвы:)
 АГАФЬЯ: На поправку пойдёт моё дитятко!
 - Это чудо на весь белый свет!
 ВЕДУЩИЙ: Так и стало.
 Рос крепче витязя
 С той поры он до взрослых лет.
 Он легко обучился грамоте
 И Святое Писанье любил,
 В тишине, и на службе в храме
 Много времени проводил.
 И всё чаще молился истово,
 Не хотел становиться купцом.
 Поучался усердно истине
 Из Евангелия и Отцов.

Сцена четвертая:
ПАЛОМНИЧЕСТВО В КИЕВ К ДОСИФЕЮ.
(Прохор дома, читат книгу)
ВЕДУЩИЙ:
 Мир так холоден, Бог - согревающ!
 И в любви к Нему сердце горит!
(Прохор складывает книги в котомку)
 И себя, и родных, и товарищей
 Отмолить юный Прохор спешит.
(Входит мать его, Агафья с большим крестом, которым она благословляет сына
 и одевает крест ему на шею).
 По благословению матушки
 Этот крест на себе ношу,
 А Всевышнему я за батюшку
 И за всех молиться спешу!
ПРОХОР: (перед иконами)
 - Где молиться? Где место душе моей?
Что мне Бог приготовил, любя?
Как мне стать для Него совершенней,
Чтобы в корне исправить себя?
АГАФЬЯ: - За советом и благословением
 Люди в Киев ходят пешком,
 Ожидая от Бога знамения,
 Утешаясь духовным постом.
(Агафья и Прохор выходят на улицу.
 Подходят паломники)
ПРОХОР:(поет)
 - Откройте мне, братья и сестры,
 Куда вы хотите идти?
 Терновник колючий и острый,
 И камни, и тьма на пути!
ПАЛОМНИКИ: (поют)
 - Мы путники в Горние страны,
 Там вечного счастья рассвет.
 Сквозь сумрак и вихрь ураганный
 Мы видим спасительный свет.
 ПРОХОР:(поет)
 - Мне очень хотелось бы с вами
 В далёкий отправиться путь
 Но только страшусь пред скорбями,
 Не знаю, где сил почерпнуть.
ПАЛОМНИКИ: (поют)
 - Оставь же скорее сомненья,
 Свою ты нам руку давай
 И вместе пойдём ко спасенью ;
 В безгрешный и радостный край!”
 ПРОХОР:(поет)
 -Друзья, я решился оставить
 Всё в мире и с вами идти!
 Я верю, Бог может наставить
 Как бремя святое нести”.
АГАФЬЯ: (плача, благословляет сына)
-К старцам с просьбами обращайся,
К Досифею, в особой нужде...
Быть послушным во всем старайся,
Чтобы не было места беде.
(Прохор кланяется ей в ноги).
 ПРОХОР: -В Киев время теперь отправиться.
 Божья Воля - на небо дверца:
 Послушание выше ставится,
 Чем желание юного сердца.
 Завещанье отцово помнится,
 Коли память печалью гнетет:
 “Если золото не переплавится -
 Чистоты своей не обретет”.

 (У Досифея, возле его пещерки-затвора)
ПРОХОР: (кланяется в ноги вышедшему
к нему Досифею)
- Помолись обо мне, Досифеюшка,
Воли Господа испроси:
Куда путь мне направить, грешнику,
Чтобы душу свою спасти?

ДОСИФЕЙ: - Ты в Сарове обрящешь пустыньку,
Там по Промыслу Божью живи,
Стань монахом, доверься Господу
И любовью свой дух оживи.
А у Бога проси обновления,
Силы, чтобы заветы блюсти...
И скорбей для грехов искупления,
Чтоб спасение души обрести.
ВЕДУЩИЙ: И от Киева до Сарова,
 Через Курск, для прощанья с роднёй,
 Отправляется Прохор снова,
 Чтобы свыкнуться с жизнью иной.
ПРОХОР: (поет вместе с хором)
 -Научи меня, Боже, скорбеть
 О моих пред Тобой согрешеньях
 И в молитвах святых, песнопеньях
 О несчастных душою болеть.
 Научи меня, Боже Всевышний
 Лишь стезёю святою идти,
 Обретать утешения свыше,
 Православную веру блюсти.

Сцена пятая. УХОД В МОНАСТЫРЬ.

(Декорации меняются по мере движения паломников.
И вот - Саров. Монастырь).
ВЕДУЩИЙ: За высокой стеной обители
 У подвижников - жизнь не проста:
 С духом злобы они воители ;
 Это - воины рати Христа.
 Сила их - в молитве соборной,
 Но чтоб каждый устал и ослаб,
 Насылает дух злобы упорный
 Им болезни, и голод, и хлад.
 Заболел Прохор - тяжко, летом,
 И три года лежал, и слабел...
 Каждый день в болезни - был веком!
 Монастырь весь о нём скорбел:

 Сцена та же. Болезнь.
(Прохор лежит в своей келье, больной.
К нему приходит игумен с братией).
игумен Пахомий:
-Третий год ты в болезни этой,
 И уж ясен печальный удел,
Что мне сделать теперь, поведай,
Чтоб ты меньше душою скорбел?
Брат, прими же ты помощь аптекаря,
Допусти, чтоб тебе он помог...
ПРОХОР: - Лучше Господа нету лекаря!
 Исцелить может только Бог!
 А тебя, игумен, я - бедный
 Попрошу: отслужи ты по мне
 И всенощную, и обедню -
 Причасти меня на одре.
(Хор монахов поет Величание Богородице
 “Величит душе моя, Господа”.
Женский голос отвечает хору)
(На этих словах Прохор поднимается с ложа)
(Под конец распева явление Богородицы к больному Прохору, Которая касается своим жезлом его бедра и исцеляет его.)
ХОР: Пречистая Дево! Ты радость скорбящих,
 Смиренных и верных рабов.
 Защита бессильных, здоровье болящих,
 Убогих и сирых покров.
 Сама Ты отведала горести наши.
 Ты знаешь, как тяжко страдать.
 За сим утоли же все наши печали,
 Как самая нежная мать.
(Прохор встает с одра и игумен благословляет его)

Сцена шестая. Перемена декораций (с кельи на храм)
(Пострижение Прохора в монахи. Песнопение из этого таинства)
ИГУМЕН: - За то, что так молишься пламенно,
 Миру истину возвестим:
 - Будешь зваться ты “Божьим пламенем”!
 Будет имя тебе: Серафим!
Сцена та же.
ЯВЛЕНИЕ ГОСПОДА С НЕБЕСНЫМИ СИЛАМИ.
(Серафим стоит на амвоне во время литургии.
Он - иеродиакон.)

ВЕДУЩИЙ: Вот Обедня. Четверг Великий
 Иеродиакон стоит во вратах
 И взывает с надеждой, к Ликам
 Серафим, молодой монах:
СЕРАФИМ: “-Господи! Спаси благочестивые!
 И услыши ны...”
ВЕДУЩИЙ: В тот момент и священник просил:
СВЯЩЕННИК: “Сотвори со входом ;
 Вход Ангелов, сослужащих нам...”
 В меру сил...

ВЕДУЩИЙ: -И является чудо-виденье!
 Замер в трепете Серафим,
 Сам Христос идёт в окружении
 Всех Небесных бесплотных Сил!
 ХОР: “Бог Господь и явися нам...”
 ВЕДУЩИЙ: Повторяют все в храме стоящие,
 Но увидеть им не дано,
 Что Господь - здесь! Благословляющий!
 Лишь святому узреть суждено.
 Серафим же стал камнем из света:
 Два часа простоял Серафим
 И не мог тогда дать ответа:
 - Что увидел он? - Не было сил.
СЕРАФИМ: - С четверга того, как с оружием
 Я на избранном мною пути:
 Для монаха - церковная служба
 Непрерывно должна идти:
 Хоть в реальности, хоть - в сознании,
 Чтоб ни делал, ни говорил,
Это - главное. Пост - подкрепление
Для духовных монашеских сил.
И поэтому: быть монахом -
Значит, жить без земных утех,
И в молитве стоять без страха -
Над собою одерживать верх...

Сцена седьмая.
(Серафим в уединении. В келье.
 С книгами. Рассуждает).
 
 ДУХОВНЫЕ ТРУДЫ СЕРАФИМА.

ВЕДУЩИЙ:
 Захотел Серафим стать отшельником,
 Чтобы в большей строгости жить,
 Чтоб, не зная ни с кем общения,
 Лишь молитву святую творить.
СЕРАФИМ: Вы творите молитву Иисусову
Днем ли, ночью, на камне, в поту
И доверьтесь Ему без искусу,
Он - рассеет души слепоту.
Он поможет, о чём ни попросите,
Если веры есть хоть с зерно.
И простит, и сотрёт одним росчерком
Всё, что было в жизни черно.
(Серафим уходит в келью)
ВЕДУЩИЙ: - Но не все верят Божьим заповедям,
 Больше - в золото да во враньё:
 И пришли три разбойника - с замыслом!
 Словно чёрное вороньё...
(Три разбойника подходят к келье Серафима.
 Навстречу выходит Серафим с топором)
РАЗБОЙНИКИ:
1-ый: -Деньги дай, что несут тебе даром!
2-Ой: -Нам нужнее! Тебе - ни к чему!
3-Ий:(первому) Расшвыряет одним ударом!
 Хватит сил на всех - одному!
СЕРАФИМ: (откладывает топор)
 (Говорит сам себе)
 - Топором разогнать их несложно
 И смирятся пред силой моей,
 Но монаху совсем негоже
 Брать оружие на людей.
 Бог смирился перед врагами,
 Хоть был Ангелов легион,
 Мне же - теми идти вратами...
 Смерть - не вечна, жизнь дарит Он...
 Что ж, сложу я топор и руки.
 В страшный час верь душа в одно:
 - Я пройду через эти муки!
 (К разбойникам)
 - Делайте, что вам надобно!
 (Тихо молится)

РАЗБОЙНИКИ:
3-ий: -Ишь ты, вымахал! С топором он!
 Может, лучше вернуться домой?
1-Ый: Верно, ест всё, подряд, скоромное,
 Врут, что сыт он одной травой!

2-Ой: Нам лишь деньги! Не песен же ради
 Мы пришли сюда? - Благо подай!
1-Ый: - Наступай! Заходи к нему сзади!
 Топорищем ему ломай!
 (Разбойники бьют Серафима, он падает, они связывают его.Кидаются в келью,
и все разрушают, ища деньги)
РАЗБОЙНИКИ:
1-ый: - Нет на печке!
2-ой: - Нету и в погребе!
3-ий: - Нет под полом!
1-ый: - И под стрехой!
2-Ой: - Может, он уносил их в поле?
3-ий: - Закопал?
1-Ый: - Сам получит покой!
(Разбойник застывают, понимая свою ошибку)
3-Ий: -Чтож, мы ,братцы? Убили праведника?
1-Ый: - Экий грех!
2-Ой: - Экий страх в душе!
3-Ий: - Лишь икона сверкает, как в праздники!
1-Ый: -Не сверкает, ох! - Жжёт уже!
2-Ой: - Словно молнии бьют из глаз её!
1-Ый: -Слепну! Прочь! Где тут дверь? Ищи!
3-Ий:(стоит столбом)-Слышу пение я согласное...
1-ый:(второму)- Да тащи ты его! Тащи!
(Выволакивают третьего и убегают)
(Серафим, очнувшись с трудом высвобождается от пут
 и ползком движется к монастырю, откуда идет свет луны.)
Мужской голос поет:
 Подвиг есть и в сраженьи,
 подвиг есть и в борьбе,
 Высший подвиг - в терпеньи,
 В любви и мольбе.
 Если сердце заныло
 Перед злобой людской,
 Иль насилье схватило
 Тебя цепью стальной,
 Если скорби земные
 жалом в душу впились
 С верой бодрой и смелой
 Ты за подвиг берись!
 У подвига - крылья
 И взлетишь ты на них
 Выше мраков земных,
 Выше крыши темницы,
 Выше злобы слепой,
 Выше воплей и криков
 Злобной черни людской...
 Подвиг есть и в сраженьи,
 подвиг есть и в борьбе,
 Высший подвиг - в терпеньи,
 Любви и мольбе.
 (Хомяков - Чайковский)
Сцена восьмая.
 ИСЦЕЛЕНИЕ ОТ ПОБОЕВ.
(Монастырь. Около постели Серафима
 консилиум врачей)

МОНАХ: - Тише, страждет отец Серафим.
 И консилиум приглашенный
 Удивляется:
ВРАЧ: - Где столько сил?
 - Коль фактически он убиенный...
2-ой ВРАЧ:- Будем действовать,
 Сколько есть опыта,
 Потрудимся собрать его...
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС:
 - Что вы трудитесь?
ВЕДУЩИЙ: - Голос из облака:
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС:
 - Он из рода из Моего.
СЕРАФИМ: -Богородица, Божье “Знамение”,
 Ты опять снизошла ко мне...
 ВЕДУЩИЙ: Огляделись в недоумении...
 ВРАЧ: - Видно, весь он горит в огне.
МОНАХ: - Богородичное поминовение...
2-ой МОНАХ: - Говорит с Ней? Нет. Это - во сне.
ВРАЧ: - Но и я что-то слышал...
2-ОЙ ВРАЧ: - Я - тоже...
 Тяжек путь через тьму и смерть...
СЕРАФИМ: -Богородица, Матерь Божия,
 Как блистает Твой благостный свет!
ВЕДУЩИЙ: Он заснул и проснулся позже,
 И, молитвой лечась одной,
 Был уверен, что поднят он с ложа
 Богородицею Самой.
ИГУМЕН: “Лечит врач,
 Но Господь исцеляет,
 Богородица силы дает.
 Кто Им душу свою доверяет,
 Тот без промысла не умрёт:
 Не убьют его силы несметные,
 Вражьи хитрости и молва,
 Было б к Богу доверие смелое
 И - молитвенные слова!
 СЕРАФИМ:
 (Серафим обращается к Игумену и братии)
 Вас прошу я простить разбойников,
 Дать покаяться им самим:
 Злом на зло отвечать недостойно нам.
 Бог воздаст им, а не Серафим.
 Мне же, после сего исцеления,
 В подвиг больший - Господь велит:
 На молчание и моление,
 Пусть Всевышний благословит!

Сцена девятая.
МОЛИТВА НА КАМНЕ.
(Под песнопение происходят безмолвные действия,
сопровождаемые только шумом и ревом:
действия темных сил, швыряющих деревья
в келью Серафима, шатающих стены.
Серафим же большую часть времени стоит на камне).

СЕРАФИМ:
“В монастыре живущие борются с противными силами как бы с голубями,
а в пустыне - как со львами и леопардами”
(Затем всё умиротворяется, к келлье приходит медведь и другие звери и едят из рук Серафима).
 (Пение хора)
Ночь. Как безмолвные зрители
Звёздочки смотрят с небес.
 Тихо вокруг. От обители
 Тянется саровский лес.
 Там при дорожке под соснами
 Камень тяжёлый лежал.
 Старец ночами бессонными
 Здесь на коленях стоял.
 Лето и зиму холодную
 Он, не смыкая очей,
 Выстоял с волей свободною
 Тысячу целых ночей.
 Здесь, безучастен ко внешнему,
 В сердце молитву слагал:
 “Боже, будь милостив грешному!”
 Часто так старец взывал.
И на него нападения
Злобные духи вели:
Камни бросали, деревья,
Но в келью войти не могли.
И, когда стихли опасности,
Часто медведь с ним сидел,
Смирно ходил по окрестности,
Хлеб из руки его ел.
 Ночь. Как безмолвные зрители
Звёздочки смотрят с небес.
 Тихо вокруг. От обители
 Тянется саровский лес.
 Тянется саровский лес. (Автор Отец Николай)

СЦЕНА десятая.
ДУХОВНЫЙ ПОДВИГ БАТЮШКИ СЕРАФИМА.
(Серафим совсем стар. Он - в келье. На стене
Икона Божьей Матери “Умиление”
и обрубок пня. Серафим стоит на коленях).
ВЕДУЩИЙ: Пробыв 17 лет в затворе,
Он нёс молчания обет.
Был в подвиге весьма упорен,
Храня души чистейший свет.
СЕРАФИМ: Чудес есть много православных -
 Их рассказать мне не дано:
 Но к тайнам будущим
 - преславным
 Молчание отнесено.

 ВЕДУЩИЙ: Ему ж был подвиг сей, как милость,
 Ему по силам Бог дал мощь -
 И Богородица явилась:
 Велела страждущим помочь!

 СЕРАФИМ: Отныне открываю двери:
 - Христос Воскресе! Радость мне!
 И век, который мне отмерен,
 Вам отдаю.
 “- Гряди ко мне!” - Господь сказал -
 Я - лишь убогий, за вас Его благодарю,
 Ему молюсь. И все дороги
 К Нему ведут. Его люблю!
СЦЕНА та же:
ВЕДУЩИЙ: ПОУЧЕНИЯ СЕРАФИМА.
 Вот вам примеры тех счастливцев,
 Что побывали у него.
 Он сам угадывал, по лицам,
 Беда какая у кого:
СЕРАФИМ: (Обращается к первому
из стоящих к нему за благословением)
1-му: Все твои недостатки и скорби;
 Страстной жизни твоей следы:
 Вот и тело твоё коробит,
 Недалёко уже до беды!
 Всё оставить благословляю,
 Да исправить - Бога молю,
 Божьим Промыслом наставляю,
 За приход ко мне благодарю!
(Серафим обращается ко второй.
 Женщине с ребеночком)
2-ой: Искупай её, здравия ради,
 В Богородичном чистом ключе,
 И помажь её маслом с лампады,
 Так болезнь и уйдёт из очей.
 За ребёночка помолюсь я.
 И ты, радость моя, не скорби,
 Будет здраво, за то не боюсь я,
 А Спасителю шлите мольбы!
 
(Серафим подходит к третьему.
По виду военному (генералу) с большим званием)
3-ему: Ваша жизнь из причуд и странностей,
 Отделить их никак нельзя,
 Оттого и болезни, и раны:
 Боголюб вы, но - вышли в князья!
 Так в вас светское тесно с духовным,
 Что нельзя это вам открывать.
 - Вам мытарства по жизни, оковы,
 А посмертно - грядёт благодать!
4-ая Серафиму: (Бабушка обращается
 сама к отцу Серафиму,
 не ожидая его слов)
 -Сын мой бросил меня, грешную,
 И не хочет знать свою мать...
 СЕРАФИМ: -Не кори, моя радость, поспешно!
 -Дам молитовку, благословясь...
 Для него ты, как Ангел-хранитель
 И твоя защита нужна,
 Не горюй, поживи в обители,
 Помолись за него сама,
 Или вместе давай помолимся:
 Ты, как мать, а с тобой Серафим,
 И слезою чистой умоемся,
 И придёт за тобою твой сын!
(Серафим обращается к молодой барышне)
5;Ой: - Для тебя же, моя смиренница,
 Монастырь - не та благодать:
 Ты - семьи своей воспреемница,
 И детей спасай ты, и мать.
 
 Только помни краткое правило,

(Серафим обращается ко всем пришедшим)
 
Как не раз наставлял Серафим...
 И достигнете совершенства
 В меру данных вам Богом сил.

ВЕДУЩИЙ: ТРИ РАЗБОЙНИКА ПРИШЛИ КАЯТЬСЯ.

РАЗБОЙНИКИ:
1-ый: -Как в смоле кипят наши души!
 -Раздирают демоны плоть!
 Дымом чёрным и пеплом - душит!
 Отступился от нас Господь!
2-Ой: -Нет защиты от демонов лютых!
 -Нету помощи от людей!
 -Ты прости за побои нас, глупых!
 Душегубцев, что злее зверей!
3;Ий: - Нету хуже кары Господней!
 -Лучше б каторга и острог!
 Мы, при жизни, уже в преисподней!
 Всё огонь небесный пожёг!
ВСЕ ТРОЕ: - Помолись о нас!
 Если сможешь!
 Тяжко каемся
 в злобе своей!
 Никогда больше ты не услышишь!
 О злодействе в округе сей!
ВЕДУЩИЙ: Всех простил и утешил старец.
 Ну, а те, кого исцелил,
 Возле кельи его оставляли
 Свои слёзы и костыли.
ВСЕ УЧАСТНИКИ:
 Его чудес, пророчеств сотни
 Не в силах мы преподнести -
 Советы Серафима очень
 Помогут душам подрасти.
 Читайте!
 В книгах и заветах -
 Так много пользы для души,
 Он дал их тысячам -
 С рассвета и до заката
 Всех учил!
 СЕРАФИМ: - Что пост, и бдение, молитва-
 Есть средства на святом пути,
 И милосердию, как листьям,
 На древе жизни дай расти!
 И главное: - В чём смысл жизни?..
ВЕДУЩИЙ: - Он откровенно рассказал:
 - Какие есть пути?
 Где - ближний?
СЕРАФИМ: - Чтобы на торжище сей жизни,
 Готовым быть к печальной тризне
 И - верить в радостный финал!
 
ВЕДУЩИЙ: Такой, как был у Серафима...
(Явление Божией Матери с Ангелами,
 12-ю Девами и Апостолами)
 - К нему явилась Божья Мать,
 Двенадцать Дев и Херувимы
 С Апостолами... Благодать!
 По всей его разлилась келье!
 Везде был свет и райский вид!
 И долго говорила Дева
 О всём, к чему благоволит,
 И обещала помощь людям,
 Тем, за кого просил Её,
 Сказала:
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС:
 - Скоро будешь
 Ты вместе с Нами! Радосте моё!
 ВЕДУЩИЙ: Так небо снизошло на землю.
 Когда же вовсе стал без сил,
 Свечами осветив всю келью,
 Склонясь к иконе, он почил.
 Почил. Без страха и без боли.
 В молитве голову склоня...
 То днем вторым, январским, было,
 Уж к вечеру, на склоне дня.
 
 Но в церкви каждой: от России,
 До древних греческих Афин,
 Где Православье возвестили,
 Вас встретит старец Серафим.
 И скажет радостно и нежно:
 -Христос Воскресе! Радость, друг!
 -Стяжи дух мирен! Будь прилежен!
 И - тысячи спасёшь вокруг!
ВСЕ УЧАСТНИКИ:
 Его прославить мир желает!
 Ему воспеть хвалу - нам честь!
 И каждого благословляет
 Его пути благая весть!
(Тропарь и кондак святому
преподобному Серафиму Саровскому).

Для обложки:
Наставления Серафима Саровского монашествующим:
1. Каждодневно выметай свю избу да имей хороший веник.
2. Станови утром и вечером самовар, да грей воду, подкладывай углей,
 ибо горячая вода очищает тело и душу.
3. Учись умной молитве сердечной, как учат святые отцы в Добротолюбии, ибо Иисусова молитва есть светильник стезям нашим и путеводная звезда к небу.
4. Учись творить молитву через ноздренное дыхание
 с сомкнутыми устами. Это искусство есть бич против плоти и плотских похотений.
5. К обыкновенной Иисусовой молитве прибавляй: “Богородицею помилуй мя”.
6. Одна молитва внешняя недостаточна.
 Бог внимает уму, а посему те монахи, кои не соединяют внешнюю молитву с внутреннею ; не монахи, а черные головешки.
7. Бойся, как геенского огня, галок намазанных (женщин),ибо оне часто из воинов Царских делают рабами сатаны.
8.Помни, что истинная монашеская мантия есть радушное перенесение клевет и напраслины: нет скорбей, нет и спасения.
9. Всё делай потихоньку, полегоньку и не вдруг.
 Добродетель не груша, ее вдруг не съешь.

Старца Серафима преподание. (Преподобный С.Саровский. Жизнь и подвиг.
Издание второе Москва 2005г. стр.38
 “Когда умиление есть, то с нами Бог” (стр.23)
 Постом “Томлю томящего мя”.
“В монастыре живущие борются с противными силами
 как бы с голубями, а в пустыне - как со львами и леопардами”.
АВТОР стихотворных ТЕКСТОВ (кроме песнопений)
Ольга ИЗБОРСКАЯ

 
 
 

 Для воскресной школы и семейных спектаклей.