Франческо

Татьяна
ФРАНЧЕСКО

***1***

- Какая страшная война,
Джованни!
Кругом тела, тела, тела –
одни страданья…
И среди дней наполненных
гниением и тленом
твой старый мир разрушен был
войной и пленом.

Что у меня в руках?
Благая весть.
О чем? О том, что Бог
Еще придет на нашу землю.
Не веришь?
Или не приемлешь
Ты мысль о том,
Что правда все же есть?

Джованни!
Где бесов легион
И дьявольская рать,
Неужто место есть
Деньгам? Богатству?
Здесь ВСЕ равны пред смертью.
Святотатство
Впадать в безверие.
Умеешь ли читать?
Прочти! Здесь всё на итальянском.
Всё для веры.
Очисти душу! И Господь придет к тебе,
Как к равному,
И глас его в судьбе
Твоей
Священным маяком
Весь путь освЕтит.

Окончилась война, Джованни,
Домой твой путь лежит
Средь разоренья, скверны
И проказы.
Отверженные умирают -
Страх заразы –
Им помощь не дают.
Ведь прокаженный проклят,
Словно жид…
Подай ему воды
И раздели краюху хлеба!
Не бойся же его!
Он просто человек –
Такой же, как и ты.
Когда-то у него был дом, жена,
Мечты.
Но, испытания ему послало небо.

Так помоги ему, как будто руки Бога
Это Ты!

***2***

- Отец мой!
Все, что пережил я,
Не передать мне скудными словами.
Но на душе остались скорбь,
Печаль… И разум мой на грани.
Как можем мы в богатстве жить?
Где состраданье
К тем, кто так немощен и слаб,
Не наделён правами,
Как мы?
Где правда, мой отец,
И милосердье где?

- Мой сын!
Не думай ты о голодранцах!
Ты – Бернардони! И перед нищими
Негоже в реверансах
Ни мне склоняться,
Ни тебе.
Вот дом. Вот лавка. Вот товары.
Все здесь твое, единственный мой сын.
Так почему же ты не пьешь вино, не ешь,
И ходишь, как простолюдин, босым?
Смеется город надо мной, мол, твари,
Отверженные обществом, тебе
Милей отца…
Одумайся, сынок! И если болен,
Найму я докторов.
Они поправят разум твой и
Будешь ты здоров.
А коль здоров – займись-ка делом, и из себя глупца
Ты строить прекрати.
Мне было бы смешно,
Коль не было б так грустно. Оставлю я кому
Все, что стремился накопить за жизнь?
Всему
Есть свой предел. Позорить родовое имя, сын –
Грешно!

- Грешно?
Отец мой! Что такое грех?
Забыл, чему учил Господь? Не брать с собой
Ни золота, ни серебра, ни меди в пояс свой,
Суму в дорогу, обувь,
Ни посоха, ни двух одежд… И не считай прорех…
В чем грешен я? Неалчен, независтлив,
И в мир несу любовь и Божье Слово.
Что делаю, скажи Отец, дурного -
Ведь сердцем чист,
хоть путь мой терниями выстлан?

Чтоб не «позорить благородство» рода,
я уйду,
Оставив дом, почет и все богатство людям…
Земля и небо станут мне приютом,
Под новым именем,
С собой и Богом буду жить в ладу.

***3***

- О ты, сестра и братия мои!
Все к братству вы примкнули
добровольно,
Раздали все имущество свое и скарб.
Теперь никто из вас не скажет, что
Он раб
Своих желаний и страстей
Безвольный…
Мы с вами в мир вошли,
страданий полный,
Чтобы спасти заблудших Божьих чад,
Где им никто давно не рад,
Живут они всю жизнь свою
в гоненья волнах.
Господь призвал нас
Не для нашего спасенья!
Спасенье многих - цель благая наша!
И испытаний жизненную чашу
Должны принять мы в радости,
В веселье.
Господь нас любит всех,
Всегда Он с нами –
Во всем, везде, и каждую минуту
Отец Он каждому – и честному, и плуту.
Так будем Ему верными сынами
И каждый миг Его за всё благодарить!



***4***

- Скажи, Франческо! Как нам жить?
Смотри,
Как много нас пришло сюда сегодня
Из разных стран, со всех концов земли!
Для нас
ты цель и правила житья определи -
Хотим нести, как ты, мы Божье Слово!
Как братствам всем, нам надобен
Устав,
Чтобы не сбиться с истинной дороги –
Глупы порой бывают наши ноги.
Да вдруг мы потеряемся, устав
В своих скитаниях по суетному миру?
Определи сейчас нам послушанье!
Благослови на службу Богу своей дланью!
К тебе взываем, как к учителю, к кумиру…

- Постойте, братья!
Для чего Устав???
Благая Весть давно дана нам –
Не стоит поклоняться истуканам,
Жить надо с Богом в мире,
Среди трав,
Деревьев и полей, среди людей,
Нужны которым наши доброта и помощь…
Иисуса Слово - вот Устав,
Оно же - Мощь,
Что нас в бессилие поддержит, -
Тепло и Свет подарит средь дождей…
Все сказано задолго до меня, не мной –
Учитель дал нам истины зерно
И плоть свою отдал, и кровь он превратил
В вино.
Любите ближнего, как Бога,
Да отличайтесь вы душевной белизной!

-Но, люди так не могут жить, Франческо!!!
Ведь это тяжело! И плоть слаба,
И искушений много!
Нам, смертным, тяжела Иисусова дорога!
Не сможем жить мы, как Христос!
Мы слишком живы! Мы не фрески!
Нельзя ли все же строгость упростить?
Нам надобен Устав, Франческо!

- Ну, хорошо… Подумать надо,
Как проще можно объяснить
Вам Слово Божие о том,
Как просто надо жить…



***5***

Господь! Отец мой Всемогущий!
Франческо я,
твой сын один из многих…
Дай Слово мне, чтоб вразумить всех сирых и убогих –
КАК жить с Тобой в согласии, но в гуще
Толпы людской,
среди житейской суеты,
Средь искушений и жестоких
Испытаний
Тебя не потерять,
Себя, надежды, веры в то,
Что мир Тобою данный – Благодать?…
Как сохранить им первозданность чистоты
Души Божественной, что в них?…
Спаситель!
Услышь меня и подскажи! Вложи в мои уста
Простое Слово,
Чтоб спала с них глухая слепота,
И Свет привел детей в Твою обитель!





Примечания автора.

1. ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ (St. Francis from Assisi) (настоящее имя - Джованни Бернардони) (1182-1226) - итальянский монах, основатель названного его именем нищенствующего Францисканского ордена. Причислен к лику святых папой Григорием IX в 1228 году. Франциск Ассизский своей деятельностью обусловил наступление нетрадиционного этапа в эволюции монашества Западной Европы. Проповедник-миссионер Францисканского ордена был призван сеять среди людей идеи покаяния и мира. Отрекаясь от мира лишь внутренне (в отличие от прежних монахов-отшельников), францисканец не имел морального права самоустраняться от земных проблем. Происходя из весьма знатной и зажиточной семьи, Франциск Ассизский посвятил жизнь проповедничеству и добрым делам.
Главный принцип, связующий все добродетели и наиболее полно выражающий сущность францисканства - это подражание Христу. При этом Ф.А. был "застрахован" от обвинения в помещении себя на место Бога абсолютным смирением, а от ошибок церквоборческих ересей его защищала непоколебимая вера.
(Грицанов А.А., Неведомская Е.Н. Новейший философский словарь : 3-е изд., исправл. - Мн.: Книжный Дом. 2003.- 1280 с. - (Мир энциклопедий)

2. Благая Весть – Евангелие.

3. «Проклят словно жид» - эта фраза ни в коей мере не должна быть истолкована, как проявление антисемитизма. Дело в том, что в те времена еврейский народ подвергался гонениям на территории Европы, так же как и прокаженные. Христианская Европа «не прощала» евреям того, что они распяли Иисуса Христа.

4. Аскетический идеал Средневековья приобрел в лице Франциска Ассизского новое, гуманистическое, культурное измерение. Город Ассизи до сих пор считается духовным центром сторонников христианской идеи о подлинном всеобщем братстве людей. В церкви святого Франциска Ассизского слово "мир" написано практически на всех языках человечества.
До сих пор многие богословы и теософы ведут споры о личности Франциска Ассизского и его вкладе в развитие христианства. Но, бесспорным остается одно – это был поистине неординарный человек, поражавший искренностью своей веры, отличавшийся от многочисленных служителей церкви абсолютным приближением к пониманию философского учения Иисуса Христа.

5. И последнее. Автор представил своё понимание и свои ощущения от «знакомства» с биографией одной из ярчайших личностей христианского Средневековья, Человека, который способствовал появлению первых ростков эпохи Возрождения в те жестокие и сумрачные времена. Ни в коем случае не отношу это стихотворение к религиозной лирике. Мой интерес к личности Франциска Ассизского носит исключительно только философский аспект.

6. Кстати... Если кого-то заинтересовала личность Франциска Ассизского, то можно еще почитать его биографию написанную Г.К. Честертоном http://www.philosophy.ru/library/vopros/67.html
А еще есть великолепный фильм Лилианы Кавани "Франческо", где роль Франциска сыграл Мики Рурк (это безусловно лучшая его роль)...Фильм - потрясающий.