Большой секрет для маленькой...

Школа Поэтического Мастерства -З
Здравствуйте, ребята:)

Тема, на которую я хотел бы поговорить с Вами в этот раз, возникла в результате непосредственной деятельности школы – при общении с нашими учениками…
Поначалу я хотел написать эту статью в виде лекции, но потом решил, что гораздо интереснее будет написать об этом в виде реконструированного диалога на основе многочисленных бесед о поэзии, происходивших в моём прошлом…
Итак, встретились как-то двое…

«- Как ты думаешь, почему у N. всегда так классно получаются стихи? Может, потому что он умный?

- Умный?.. Ну ум, конечно, имеет значение… Но, я думаю, не особо большое. Он не умнее тебя или меня. А если его сравнить с Г., который своей эрудицией буквально подавляет всех, то вообще N. выглядит как первоклассник перед доцентом…

- Ну тогда, может, это потому что N. хорошо знает теорию стихосложения – всё эти рифмы, ритмы, цезуры, клаузулы и т.д.?..

- Да, это знание, конечно, пригождается… По крайней мере, с ним, со знанием, понимаешь сам, что ты собственно говоря пишешь… Но возьми к примеру А. – он тоже всё это прекрасно знает и умеет применять, да и объяснить сможет где-что-и-как… Ну и что?.. Почему-то его стихи ты особо не хвалишь…

- Да уж… Ну тогда, наверное, должна быть душа…

- Ну да, ты ещё вспомни о Высшей Творческой Силе, которая нам всё диктует оттуда или о Музе, прилетающей по вторникам и четвергам:)… Нет, здесь на самом деле всё от другого. Просто N. знает один секрет, которым многим «начинающим» и не только таковым чаще всего неизвестен, поскольку мало кто из «стариков» им об этом расскажет…

- Заинтриговал… Что ж за секрет-то такой?

- Я бы сказал даже не секрет, а одно умение, которое решает в данном случае всё… Умение такое - N. умеет читать свои же собственные стихи ГЛАЗАМИ ЧИТАТЕЛЯ… Поверь, это не так просто – «ЗАБЫТЬ» свой родной авторский смысл, вложенный в твоё «детище», и прочитать стихотворение как «ЧУЖОЕ», как «чьё-то»… Пытаясь при этом понять – что же там «автор» хотел сказать в этой вот строке?.. Нужно научиться отстраняться от произведения. Только таким путем можно «узнать» свои ошибки буквально сразу после написания (или небольшое время спустя), не ожидая подсказок от критиков или друзей…

- Хм… Но ведь читатели бывают разные… Один, например, не понимает слово «апогей» в каком-нибудь стихотворении, он просто его и не знает даже… И как тогда по твоей теории поступать автору, читая своё стихотворение как «читатель» - зная или не зная это слово?..

- Ты ведь прекрасно понимаешь, что я говорю не об используемой лексике… В некоторых случаях «трудные» слова можно сделать и как сноску – отметить «звездочкой» или цифрой и расшифровать под стихотворением… Но я говорю не об этом, а о ЯСНОСТИ ВЫРАЖЕНИЯ МЫСЛЕЙ в стихотворении… Ведь как бывает - автор пишет, думая «..вот это значит так, потому что вот это этак, а в итоге получается так»… А читатель смотрит и не понимает – откуда это у него «в итоге»? Как связаны между собой первая и вторая строка? О чём это вообще?.. Например, такое вот четверостишие:

«Ветер задул наши свечи,
Но поезд уже далеко…
Так разминулись под вечер
Дождь с безымянной рекой…»

- Красиво…

- Может быть… Но абсолютно не понятно. Причём тут свечи и поезд? А дождь и река?.. Вот если бы автор смог отстраниться от своего стихотворения и прочитать его ГЛАЗАМИ ЧИТАТЕЛЯ, то может быть до него бы дошло, что не стоит так писать…

- Но есть же такая вещь, как образное мышление?..

- Ну, на эту тему можно говорить неделями… Давай предположим, что пара недель уже прошла:) И такой вывод – должна быть гармония между образностью и ясностью… БЕЗ образности совсем – стихотворение будет неинтересным или, я бы даже сказал, не поэтичным… Например:

Пошёл на кухню, кран открыл,
Налил себе стакан воды
И выпил, жажду утолив…
Теперь обратно спать пойду…
:)

- Кран-то не закрыл…

- Извини, в следующий раз:) Но и «перебор» с образностью – это тоже плохо… Когда читаешь стихотворение и СОВСЕМ НЕ ПОНИМАЕШЬ ЕГО СМЫСЛА…

- А пример?.. Давай что-нибудь с ходу…

- Легко… Благо такие «стихи» сочинять совсем не трудно… Например вот так:

Изображение стены
Скрывает день в моих руках
Я словно иней в дураках
И мне бы кошкой по стеклу
Но я умру (увы, умру!..)
Как недопитое вино
В стакане сердца…

- Ух… Смахивает на «наркоманский» бред…

- Угу, это точно… И если кто-нибудь вдруг скажет, что он ПОНЯЛ, что это стихотворение ПРО БОЛЬНИЦУ, то я буду ОЧЕНЬ удивлён!!

- Ну ладно, вернёмся к твоему секрету, а точнее к секрету N.… Так ты считаешь, что это главное умение для автора?

- Нет, я бы не сказал, что главное… Но необходимое – точно… И ещё раз повторю: мало кто из «стариков», мастеров слова, расскажет об этом начинающим авторам… Не потому что мастера – «жадины» или это такой уж большой секрет для них… Просто для них это как само разумеющееся, как необходимый элемент творческого процесса… Они уже забыли, как они были когда-то «начинающими» и сами не знали такой простой вещи…

- Хорошо, но есть ещё один аспект этой проблемы… Неужели поэт не вправе потребовать у читателей более интенсивной работы ума? Неужели автору нельзя претендовать на то, чтобы они (читатели) читали его произведения ВДУМЧИВО и старались сами разобраться что-к-чему?.. Ну не «разжевывать» же автору каждую строчку до самых простых составляющих?..

- Опять-таки и здесь должна быть гармония:) Конечно, не стоит ориентироваться на «ленивого читателя», которому всё нужно «разжевать», да ещё и в рот положить:) Читатель тоже должен быть «не лыком шит»… Но и усложнять стихотворение настолько, что его просто многие не поймут без объяснений автора – тоже не стоит… Каждый автор примерно представляет себе свою читательскую аудиторию… К кому он обращается со своими строками… С кем хочет поделиться… Вот на основе этого представления и можно самому стать на пару минут «читателем»…

- Понятно. Ну что ж, будем знать…»

Вот такой диалог получился…
Ваши мнения и замечания, выраженные в корректной и вежливой форме, только приветствуются:)

член Коллегии Школы Поэтического Мастерства
Алексей Лис