Мысли, навеянные прибоем

Илья Демичев
Остановившимся временем рокочут волны – беспрестанное движение от начала к концу, от небытия к небытию, в котором только краткий миг белой пены и борения, называемый жизнью, повторен бесконечно много, от чего кажется, что есть только он, этот белый взволнованный призрак нескончаемой жизни. Прибой. Загадочный и простой символ того, что каждый может и хочет в нем увидеть: торжество бесконечного или мишуру постоянного, оконченность необъятного или продолжение мельчайшего – здесь все; слито, нераздельно и неразлично все есть и нет, появляется в поле зрения и исчезает сразу за его пределами, превращаясь в монотонную среду звука, цвета и ветра, никогда не меняющих своего движения и напора. Здесь можно разговаривать с мельчайшей песчинкой и молчать, глядя в глаза океану; здесь можно раскинув руки лежать на тверди, воде и воздухе, кутаясь в пелерину мелких брызг и облаков; здесь можно растекаться по камням под напором могучих волн и безудержно лететь вперед, опираясь на их надежные ладони; здесь можно… Здесь можно все – начало и конец времен, бесконечная вереница секунд рассеянного света и громад каменных мгновений, заточенная в хрусталь постоянного всегда. Здесь и сейчас, там и тогда – какое это имеет значение для точки, центра сферы, вокруг которого всегда будет только одно расстояние, которого он преодолеть не в состоянии, ибо радиус исходит из него самого; какое это имеет значение, если каждое последующее мгновение отличается только совершенно одинаковыми волнами – а значит не отличается ничем; да и просто: какое это имеет значение?..
Перламутр и охра, янтарь и агат, алмаз и изумруд – чистота отделенности и красота перехода одного в другое, а значит есть ли что-то отдельно и есть ли что-то вместе, если невозможно найти границы между бирюзой и лазурью, но можно увидеть: вот бирюза и вот лазурь. Где ты, где я, если есть мы? Где мы, где они, если есть все?
Чем отличается точка периферии от точки радиуса? Ткни пальцем: здесь центр окружности с таким-то радиусом, и твои глаза увидят, выделят: центр, радиус и круг; так было ли это прежде и будет ли это потом? Ты вырываешь из небытия по своей воле одну точку, неотличимую от других, придаешь ей качество и особенность, и вокруг нее начинает вращаться мир таких же точек, но – только до границы окружности, за которой все остается так, как было, есть и будет; и стоит сказать: нет центра, нет точки, как исчезает и окружность, ибо откуда ей известно, где она кончается и вокруг чего она крутится. Так есть ли разница между точками центра, радиуса и периферии? Ты задаешь ее.
Что есть тьма? Что есть свет? Отсутствие и наличие, пустота и наполненность; когда что-то есть, то оно предельно, когда чего-то нет, то его не существует. Что общее и что частное: отсутствие волны или она сама? Что есть, когда нет ничего? Тот, кто смотрит.
Сколько кругов составляют сферу. Сколько радиусов отделяют ее от центра. Бесконечное множество. Один центр, указанный тобой порождает, определяет, дает жизнь бесконечному множеству; но что было раньше: центр или сфера? Твои слова: да будет так.

А теперь смотри: ты – центр всего, что ты видишь, ты различаешь все так, как считаешь правильным, и даже время лишь одна из окружностей твоей бесконечной сферы, выйти за которую ты не можешь в принципе. Так кто же указал на тебя: вот центр?