Что посеешь, то и пожнешь или... два капитана

Манефа Кукулина
 
 Как известно, именно в детстве закладываются основополагающие принципы, ребенок получает основные поведенческие установки. И здесь, как нигде, подтверждается справедливость пословицы: “Что посеешь, то и пожнешь”.(Q)
 Проблема в том, что современных хороших авторов, пишущих для детей не так уж много. Кроме того, издатели, занимающиеся выпуском детской литературы не всегда рассматривают произведения с точки зрения воспитательной, эстетической и художественной их ценности.
 Многие издательства вообще закрыли детские серии, объясняя это тем, что дети перестали читать. Это есть абсолютная неправда. Ужастики и детские детективы печатают большими тиражами. Недоношенные клоны “Гарри Поттера” продаются успешно, и все потому, что автор использует похожие по звучанию названия. Мол, это то же самое, только наше, родное. Подобный прием, когда пристраиваются к успешному проекту, у пьяниц называется “сесть на хвост”. То есть это обыкновенный бизнес, как, например, торговля обувью или пивом, и к литературе имеет самое отдаленное отношение.(Q)
 Кроме того нет, к сожалению, тех людей, которые могли бы с ответственностью и эффективно судить о произведении с точки зрения нравственности и эстетики.
 В результате чего появились "псевдописатели" с "псевдостихами". Бизнес есть бизнес, посему на детях ( а чего гнушаться? Деньги не пахнут!), посредством выпуска якобы книг, якобы для них, детей, стали делать капитал люди, профнепригодные для занятий с детьми, для создания литературы, для создания литературы для детей.
 Точно так же, как на эстраде раскручиваются бездарные певички и певунчики, обнесенные искрой божьей иные "актеры" и "юмористы", и проч., и проч., на прилавках детских книжных отделов лежат "раскрученные" клоны - "Поттеры", а то и что похуже. Ситуация кошмарная. Однако, не безнадежная.

Я хочу напомнить вам одну песню.


Василий Лебедев-Кумач
 
 
 
ПЕСЕНКА О КАПИТАНЕ
Жил отважный капитан,
Он объездил много стран,
И не раз он бороздил океан.
Раз пятнадцать он тонул,
Погибал среди акул,
Но ни разу даже глазом не моргнул.
И в беде,
И в бою
Напевал он эту песенку свою:

 "Капитан, капитан, улыбнитесь,
 Ведь улыбка - это флаг корабля.
 Капитан, капитан, подтянитесь,
 Только смелым покоряются моря!"

Но однажды капитан
Был в одной из дальних стран
И влюбился, как простой мальчуган.
Раз пятнадцать он краснел,
Заикался и бледнел,
Но ни разу улыбнуться не посмел.
Он мрачнел,
Он худел,
И никто ему по-дружески не спел:

 "Капитан, капитан, улыбнитесь,
 Ведь улыбка - это флаг корабля.
 Капитан, капитан, подтянитесь,
 Только смелым покоряются моря!"
1937
Василий Лебедев-Кумач. Избранное.
Стихотворения. Песни.
Москва: Художественная литература, 1984.

Она вам известна, не правда ли? Веселая, замечательная, озорная песня. Зажигательная, красивая. Не буду говорить здесь о художественных особенностях этого произведения. Однако, если у кого-то появятся вопросы, пожалуйста, с удовольствием поговорим.
 Посмотрите: В этой песне речь идет о капитане. И нам сразу ясно, что это за капитан.
В первом же катрене мы знакомимся с ним, отважным, много повидавшим и веселым, не унывающим человеком.
 Несколько строк легко, ярко, зримо раскрывают нам облик героя, его жизнь. Он бороздил океан! Он тонул! Погибал среди акул... Много же препятствий - страшных и тяжелых выпало на долю капитана... Но! Ни разу капитан "даже глазом не моргнул"! Отважен! Что помогало капитану пережить трудности, справится с опасностями? Веселая песенка - припев.
 Значит, важно это - вовремя улыбнуться в лицо беде? Значит, важно это - не испугаться, когда опасно? С улыбкой, как с флагом, вооружившись смелостью, - можно покорять океаны. И никакие акулы не страшны.
 Вот так, с улыбкой по жизни плавал наш капитан, пока не влюбился.

И впервые для него все изменилось. Не получалось шутить и улыбаться. Хотя, кажется, и акул рядом никаких не было... и смертельной опасности не наблюдалось... Что же случилось? Почему так?
 Капитан оробел. Он - отважный, впервые перестал улыбаться... И забыл о том, что смел... Знакомо вам это? Конечно, знакомо! Посмотрите - всего несколько штрихов - состояние влюбленности: "он мрачнел" (Как не помрачнеть? Ему, отважному, океаны покорялись! А тут... ) "Он худел", (Знакомо? Ведь кусок в горло не лезет. Проблема не шуточная!)
 Однако, взгляните, какой замечательный выход в финале!
 Последний куплет песни как бы адресован капитану. Но и не совсем капитану. Всем отважным капитанам, что следует из слов "Никто ему по-дружески не спел". Здесь угадывается обращение к "капитанской" аудитории. Мол, эй, капитан! Не робей, смелее в плавание по новой стихии!
 Вот такая песенка про отважного капитана. Которую, наверное, знает любой из вас.

Посмотрите, во что это может превратиться, если за дело берется автор, не только не понимающий, за что, собственно, он (в данном случае - она) взялся, но и не владеет выразительными средствами литературы, да и русским языком.

Отважный капитан
Анна Алферова
ОТВАЖНЫЙ КАПИТАН

Я - отважный капитан –
Покоритель суши!
Мне приказ особый дан:
Охранять игрушки
От сорок и воробьёв,
Хомяков и муравьёв,
Гусениц и мышек –
От любых воришек!
Я в саду – легионер,
Храбрый милиционер,
Садовод и плотник –
Бабушкин работник!
Помогаю, как могу -
Всё в хозяйстве берегу!
Cторожу уже пять лет!
На счету –
Сто пять побед!
Может, больше!
Как узнать?!
Не могу
До ста считать –
Опыта такого нет,
Хоть исполнилось
Пять лет.
© Copyright: Анна Алферова, 2007
Свидетельство о публикации №1702180212

Вот такую рецензию дал этому стихотворению Глеб Капустин:
http://www.stihi.ru/author.html?glebkapustin
(Ссылка на страничку Глеба)


Совсем недавно, а может быть очень давно (ведь жизнь детской поэтессы Анны Алферовой измеряется не днями, а стихами), а за то время, которое прошло с момента написания этого стиха до сего дня, написана целая куча других стихов) появилось новое (и в то же время безнадежно устаревшее по указанной выше причине) творение. Детский стих "Отважный капитан".

Начинается стих очень интересно:
"Я отважный капитан - " - про знаки препинания говорить не будем. Анна не особенно задумывается над тем, куда воткнуть тот или иной знак (скажу по секрету, Анна избалована вниманием редакторов детских издательств, поэтому считает, что редакторы и корректоры свою работу должны выполнять не хуже того, как она пишет стихи - зря что ли им деньги платят?). Интригует начало. "Я отважный капитан"... Тут же вспоминается "Я объехал много стран". Правда в оригинале знаменитой песни не "я", а "жил", "он объехал", но не это главное. Главное - отважный капитан. Сколько лет этой песне? Лет 60. Сколько поколений пело эту песню, сколько раз мы смотрели знаменитый фильм про отважных искателей приключений? Не счесть... Но этот стих написан для современных детей лет пяти-шести. Ну откуда они могут знать про песенку об отважном капитане? А раз дети эту песенку не знают, то автор детских стихов Анна Алферова решается на эксперимент, на довольно неожиданное продолжение. Капитан у Анны не морской! У Анны сухопутный капитан. Четыре звездочки на погоне с одной полоской! Дети не знают ничего о погоне с одной полоской и четырьмя звездочками. Так не беда! Анна расставляет все на свои места - "Покоритель суши!". Не больше и не меньше. Сухопутный капитан, сапог. Только чего на этой суше покорять-то? Все давно исследовано, все страны покорены, границы указаны на картах и утверждены в соответсвующих договорах. А раз покорять нечего покорителю суши (все уже покорено, см. выше), то ничего не остается делать, как что-то охранять. Охранять ранее завоеванные территории рановато, мал еще герой стиха, значит, предпишем ему охранять игрушки. Ведь если капитан совсем останется без дела, то, не ровен час, дисквалифицируется, а придет время, не сможет охранять государственную границу.
Если герой потсавлен охранять какой-либо объект, то надо понимать, что существует некто, от кого надо этот объект охранять. Анна Алферова думала недолго. В качестве врагов выбраны (внимание!) сороки, воробьи, хомяки, муравьи, гусеницы и мыши! Эти твари всем скопом названы воришками. Ну да, кто спорит. Ворье! Ну ладно хомяки. Эти пухломордые твари чего хочешь утащат за щекой, ну ладно сорока, не зря же ее воровкой величают! Но гусеницы...
"Я в саду - легионер" - я полагаю, что сама Анна с трудом представляет, что такое легионер. Иначе бы она вряд ли легионера в чине капитана в сад отправила. Детей жалко. им ведь надо будет объяснять, кто такой легионер. А как? Вот объясните мне, сельскому жителю, - кто такой легионер? Бразилец Вагнер Лав, который за ЦСКА играет? Или солдат с обложки журнала "Soldier of Fortune"? И как мне объяснить сыну-четырехлетке - кто такой легионер?
Но этот капитан - не просто легионер. Он еще и милиционер (я так понимаю, что он, то есть я - герой стиха, украинский гастарбайтер, зачисленный в ряды доблестной московской милиции с целью шерстить украинских проституток на Ленинградском проспекте), а еще и (внимание!) садовод и плотник, и (ахринеть же можно!) бабушкин работник. Все, мои штаны мокры... Решил встать пойти купить выпить. Надо думать, как я это нагромождение буду ребенку растолковывать? А может не надо? Може пойти прочесть стих сыну? Проверить его реакцию? Детский писатель Анна Алферова не могла ошибиться. У нее пять книг, сто тысяч благодарных читателей, 800 стихов. Если она написала так, значит так и должно быть. Начинающие детские поэты имеют полное право писать про сухопутных лейтенантов, которые являются одновременно дворниками, плотниками, шоферами и т.д. Ведь Анна же пишет, а почему начинающим нельзя? Пишите!

"Помогая как могу,
Все в хозяйстве берегу
Уже много-много лет" - я пошел стреляться! Я-то думал, что речь о ребенке идет, бабушкином, так сказать работнике, а оказывается, что он охраняет игрушки в саду уже много-много лет. Ну ладно если бы "много лет". У ребенка год за пять идет. Это у нас, у стариков, пять лет как один день проходит, а у детей время долго тянется. Но "много-много лет" я осилить не могу! И за эти много-много лет у героя аж целых "сто пять побед". Стоп. Что-то у меня с головой... Де - жа - вю! Было! Было у Анны про сто пять побед! Я еще у нее спрашивал почему именно 105? Сейчас лень искать ту рецку, но обязательно позже найду. Вот так - 105 побед!

А может и больше. Герой стиха считать только до ста умеет, ему всего пять лет.

Я не ошибся. Стих про сухопутного капитана – легионера – садовода - плотника, который охраняет игрушки много-много лет в бабушкином саду от гусениц и хомяков, написан для пятилеток.

Зачем?!!! На кой хрен эта лабуда детям нужна?

Черт его знает... Может быть и нужна...

А ведь есть и другие "отважные капитаны". Михаил Колежонков (на стихире Михаил)

Речка спит, рассветный час.
Птичка где-то плачет.
Добрый дедушка Тарас
В камышах рыбачит.

Дед плюёт на червяка -
Верная примета.
Раз - и тащит окунька,
Сколько их за лето!

Я на корточках у пня,
Ем с повидлом сайку.
Зябко. Завернулся я
В дедову фуфайку.

"Дедушка, пошли домой.
Холодно, сам знаешь".
"Не кричи, пострел такой,
Рыбу распугаешь.

Говорил же - не ходи.
Грелся бы у мамки.
А теперь сиди и жди
До конца рыбалки".

Дедка ёжится смешно,
Холодна водица.
Поплавок вдруг повело:
Раз - и есть плотвица.

Надоело. Скучно ждать,
Глядя чаек важных.
Лучше буду я играть
В моряков отважных.

Я - отважный капитан,
Я моряк бывалый.
Весь песок, как океан,
Камни - это скалы.

Рулевой, за колесо!
Машинисты, ходу!
Бац, и с рыбою ведро
Опрокинул в воду.

Я домой плетусь в слезах,
Дед надрал мне уши.
Мой корабль лежит в кустах,
Я теперь на суше.

Речка спит, рассветный час.
Птичка где-то плачет.
Вредный дедушка Тарас
В камышах рыбачит.

© Copyright: Михаил, 2001
Свидетельство о публикации №1110180215

Глеб Капустин 2007/02/15 20:43


Не прибавить - не убавить мне.

Дело тем и закончилось. Анна, правда, заменила "много-много лет" на "Сторожу уже пять лет". К сожалению, все. Получается, что бедный малыш вышел на работу в день своего рождения. Лучше от такой правки не стало.Потому, что не приносит дохода, уважаемые, правка стихов, размышление и работа. Потому, что за ДУМАТЬ Анне не платят. Поэтому дети вынуждены принимать эту убогую галиматью. Вот так то.

Слова для справок:

ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ - главная мысль о том круге явлений, которые изображены в произведении; выражается писателем в художественных образах.

МАСТЕРСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ - умение писателя передавать в художественных образах правду жизни.

ЛЕГИОН-
1) основная организационная и тактическая единица армии Древнего Рима численностью от 4,5 до 10 тысяч человек; первоначально -- всё римское войско. Легион состоял из манипул и турм, а с середины 1 в. до н. э. -- из когорт. Легион составляли 10 когорт, или 30 манипул, или 60 центурий (в центурии числилось 60-100 легионеров);
2) название особых воинских частей в некоторых странах. Например, Иностранный легион во Франции;
3) огромное количество, множество.
[Ст.-сл. легеонъ -- великое множество лат. legio -- легион, войско, от legere -- собирать, набирать.]
Имя им легион -- о неисчислимом множестве людей, предметов, явлений. Цитата из Нового Завета, где рассказывается о встрече Иисуса с человеком, одержимым бесом. Желая исцелить больного, Иисус спросил: "Как тебе имя?" Тот ответил: "Легион", имея в виду, что его терзает множество бесов (Марк, 5, 9; Лука, 8, 30).
Орден Почётного легиона -- французский орден за военные и гражданские заслуги, учреждённый Наполеоном I в 1801 г.