Комментарии к Манифесту неоимажинизма

Евгений Дюринг
1. Прежде всего, неоимажинизм – это не «О, имажинизм!»

*Мы живем в беспафосное время. Слово «пафос» годится лишь для того, чтобы извлечь из него букву «ф» и сказать «фуй».

2. Буква О, стоящая отдельно, провоцирует на хохот, отворачивание и эмиграцию на другую страницу.

*Букву О можно в этом контексте рассматривать как символ всего, к чему приложимо определение «пафОсный», а также как символ нелепОсти, пустОты и ничтОжества.

3. Вспомните какой-нибудь стих, начинающийся с буквы О (О вещая душа моя! О доблестях, о подвигах, о славе) и вы поймете правоту сказанного.

*Примеры выбраны не случайно. Стих Тютчева стоит того, чтобы его процитировать полностью:

О вещая душа моя,
О сердце, полное тревоги –
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!..

Так ты – жилица двух миров,
Твой день – болезненный и страстный.
Твой сон – пророчески-неясный,
Как откровение духов...

Пускай страдальческую грудь
Волнуют страсти роковые –
Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть.

Это – классический пример пафосного стиха. Основу пафоса здесь составляет вера в двойственность бытия и двойственность души.

Для неоимажиниста единственным видом или способом бытия является бытие образа. Все остальное – нелепость и пустота (см. выше). «Образ, и только образ».

Особенно нелепым неоимажинисту представляется пафос страданий. В мире, где каждые полчаса на мине подрывается человек, причем каждый пятый из подорвавшихся оказывается ребенком (africana.ru/news/2004/12/041202_kenia.htm), писать исполненные страдательного пафоса стихи ему кажется неприличным.

Никакой замаскированной современностью надсоновщины!

То же самое относится и к пафосу умиления или пафосу надежды.

Цель неоимажиниста – создать естественную среду обитания образов. Поэтому он может использовать любое слово из лексикона Тютчева. Но не букву О в начале строки.

Что же до Блока, то буква О в его стихе – это «Оптовый склад трагизма и боли», где не все в порядке с накладными.

Всё миновалось, пора слёз прошла.

Мозоли от слёз под глазами – отличительный знак не принадлежащих к неоимажинизму.

4. Неоимажинизм – это «не имажинизм». Разумеется! Еще бы! Кто станет выдавать себя за покойника?

*Но может быть, мы являемся его аватарой?

5. Неоимажинизм ни в коем случае не «изм». В этом он похож на хитрую ящерицу, вовремя избавляющуюся от хвоста.

*Напрасно г-н Элефф пытается ухватить нас за хвост – мы им не дорожим.
Наши теоретические манифесты – всего лишь ложные цели, подобные тем, которые используются подводниками для отражения торпедной атаки.
Мы не так наивны, чтобы полагаться на силу аргументации. В то время, как идет теоретическая дискуссия, мы создаем образы, мы пишем стихи.
Неоимажинизм – это очевидность присутствия образа, а не очевидность умозаключения.
Еще раз: «Заметьте: какие мы счастливые. У нас нет философии. Мы не выставляем логики мыслей. Логика уверенности сильнее всего».

6. Неоимажинизм – это просто гласные, цукатами всыпанные в густое тесто согласных.

*Мы придаем большое значение фонетике. Звуки создают образ. Образ – это броня строки.

7. Произнесите Е-О-И-А-И-И. Если вам это не доставит удовольствия, то поспешите на ближайшую биржу и купите себе немного чего-нибудь.

*Например, купите себе немного призовых баллов и проанонсируйте какое-нибудь свое пафосное стихотворение на ленте рецензий.

8. Те же, кто прошел этот тест, могут сверить свои ощущения с определением, приводимым ниже:

Неоимажинизм – это эмерджентный имагинитивный процесс, приводящий постепенно к интенсивной фибрилляции всей ткани умственных и эмоциональных привычек.

*Справка: фибрилляция – разновременные и разрозненные сокращения отдельных мышечных волокон, лишающие орган способности нормально функционировать.

7. Примером такого процесса пусть послужат пять строк, нарушающие ритмическое дыхание этого манифеста, но позволяющие увидеть его сияющие легкие:

буква «о» похожа на смех гладиатора
на байкеров-меломанов собравшихся в фойе оперного театра
на ярость комиссара полиции заставшего жену с прокурором республики
на банкротство небольшой итальянской фирмы по изготовлению воздушных насосов
на огорчение филолога, увлекшегося манифестом неоимажинизма и сошедшего остановкой позже

Другим примером пусть будут другие двенадцать строк, выявляющие торжество свободных образов над повседневностью смыслов:

осиновые стволы
корнями вверх
фисташковый
бонсай нашей
растерянности
бледно-зеленый
словно лицо
старого медника
или президента
республики
отравленного
диоксином

*Первый стих – это нанизывание образов на шампур четко определенной формы, второй – серфинг на ритмико-фонетической волне; последний может продолжаться сколь угодно долго (берегом здесь служит лишь выносливость серфингиста).

Неоимажинисты заинтересованы в разработке форм неоимажинистского стиха. Каждое новшество будет приветствоваться и приобщаться.

8. Вы слышите в наших произведениях верлибр образов.
Это цитата.

* Источник – Декларация имажинистов, 1919. esenin.niv.ru/esenin/imazhinizm.htm
Я убрал из строки букву О – оригинал выглядит так: «О, вы слышите в наших произведениях верлибр образов».
У наших далеких родственников есть и другие недостатки; возможно, когда-нибудь мы об этом поговорим.
Однако выражение «верлибр образов» искупает все недоделки.

9. Неоимажинизм своевременен, потому что наступило время верлибров.

* Об этом – stihi.ru/2007/02/26-1354

10. Помните: читая эти строки, вы движетесь вдоль передовой линии неоимажинизма.

*Снова аллюзия на текст Декларации.

11. Манифест написан поэтом Дюрингом по призыву Клуба Неоимажинистов

*Клуб Неоимажинистов – замечательный проект Дормидонта Зимова.
Самоназвание «поэт» восходит к тексту Декларации. К чему оправдываться?

12. Остальные, ау?

*«Музыканты, скульпторы и прочие: ау?» – там же.