К вопросу понимания Святой Троицы

В чем состоит сущность Троицы? Над этим вопросом задумывались многие умы. Легче вычерпать ложкой море, чем постигнуть человеческим умом природу Троицы, было согласно легенде сказано блаженному Августину. Тем не менее я попытаюсь сжато изложить свои соображения по этому вопросу.

"В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог", - говорится в Евангелии от Иоанна (Ин 1:1). Как я уже однажды имел смелость отметить, Слово имеет смысл только в случае, когда оно может быть услышано. Именно в этом и состоит диалектика отношений между Богом-отцом и Богом-Святым Духом. Бог-Святой Дух – это, что было помимо Бога Отца, когда ничего другого не было, тот, кто слышал Слово Господне, когда ничего помимо Господа не существовало. Господь един и неделим во всех трех своих ипостасях. Но, тем не менее, мы можем сказать, что если Бог-отец является творцом всего сущего, то Бог-Святой Дух – его диалектической противоположностью в самом себе. Он не является творением Господним, ибо является его неотъемлемой ипостасью и отражением самого себя в себе.

В зороастризме мы также видим Ахуромазду (имя Бога-Отца) и Спента-Майнъю (дословно, Святой Дух). Это не случайно, ибо Истина – одна, и человек, идущий тропой Бога, неизбежно приходит к ней, каким бы путем он двигался. Не случайно и то, что в зороастризме отсутствует Бог-сын. В то время еще не пришел его час явиться. Но об этом немножко позже. Важно, что и Бог-отец и Бог-Святой Дух суть есть Добро. Господь во всех своих ипостасях лишен скверны. И никакой относительности зла и никакого принятия зла у того, кто идет тропою Бога, быть не может.

Идем дальше. Когда мир был создан, и все завертелось, неизбежным следствием стало появление другой противоположности Святаго Духа уже в плоскости Добра и Зла, Порядка и Хаоса. Так родился дух-разрушитель Дьявол (он же Анхра-Майнью). Важно, что он, хотя и является противоположностью Святаго Духа, его никак нельзя даже близко сопоставить с Господом. Он – всего лишь противоположность одной из ипостасей Господа в зеркале материального мира. Не больше. Но и не меньше.

Важный вопрос: является ли Дьявол (Анхра-Майнью) порождением Бога-отца? На этот вопрос различные богословы давали разные ответы. Это не случайно. Ибо ответ тут: и да, и нет. И требует он корректировки самого вопроса. Если все сущее, кроме самого Господа является его творением, то в этом аспекте и Дьявол, несомненно, - его творение. Но это то его творение, что родилось, хотя и не против, но помимо Его воли, как неизбежный противовес Святому Духу.

Следует отметить, что это единственное, что было сотворено Господом помимо собственной доброй воли. Как единственным ограничением всемогущества Господа является невозможность этого самого ограничения. В разных формах софисты задавали сей каверзный вопрос. "Может ли Бог ограничить свое всемогущество?" Если нет, то Он - не всемогущ, если да – тем более. На самом деле это единственное, в чем Господь не всемогущ.

Но вернемся к вопросу о Троице. Когда Человек – любимое дитя Господа, созданное им по своему образцу и подобию и наделенное свободой воли и выбора между Добром и Злом – так вот, когда Человек достиг того развития, чтобы принять Бога на земле, у земной женщины Пресвятой Девы Марии родился Бог-сын. "И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца." (Ин 1:14).

Если Бог-Святой Дух является противоположностью Бога-отца в самом себе, Дьявол является противоположностью Бога-Святаго Духа в зеркале материального мира, то Бог-сын является противоположностью Бога-отца в зеркале материального мира и Человека, как любимого и главного дитя Господнего. Но так как человек был создан по образцу и подобию Божиему, то можно заключить, что и Бог-сын существовал в единстве с Богом-отцом и Богом-Святым Духом прежде всех лет до обретения плоти в материальном мире.

Можно спросить, почему противоположностью Святаго Духа относительно материального мира выступил Дьявол, а Бога-отца – Бог-сын? Ведь и Бог-отец и Святой Дух есть Добро. Это верно. Но Главное в Боге-отце – это то, что Он есть Творец и Создатель мира, сам вне него. А Бог-сын – это человек из плоти и крови внутри мира. Человек, но Бог. Добро, само по себе, не являлось здесь тем, что меняет знак в противоположностях. И Добро – это то, что воссоединяет Троицу воедино. Осмелюсь повторить, что Бог есть Добро. А Зло противостоит Богу, и никак не является ни частью Промысла Божьего, ни тем паче самого Господа, но есть то, что противостоит Господу, триединому в одном.

Итак, природа Троицы в двух диалектических отражениях Господа – в самом себе и в созданном им материальном мире. Одно из отражений (четвертое) – не является частью Господа, и более того является Его врагом, потому что плоскостью отражения здесь как раз явилось Добро. Добро же соединяет три ипостаси Бога-отца, Бога-Святаго Духа и Бога-сына воедино. Не случайно число "4" является несчастливым в дальневосточном регионе, и его иероглиф почти тождественен иероглифу Смерти.

Таким образом, мы приходим к тому, что Святая Троица является совершенно оправданным и правильным отражением Господа нашего. По меньшей мере, насколько человеческий разум может это охватить.


Рецензии