Еще одна попытка типологизации

Дмитрий Маслов -Критика
Можно ли вычленить какие-нибудь классы из серой и разношерстной массы поэтов? – вопрос не банальный. Он актуален особенно теперь, учитывая необъятные размеры пишущей братии. Насколько мне известно, никто последовательной ее классификации не проводил; правда, мне попадались заметки, проводившие всевозможные границы между "поэтами" и "не поэтами", но поскольку при этом использовались сомнительные определения (никто внятно так и не ответил, что же такое "поэт"), то такие деления выглядели на редкость неубедительно.

1-ая ГРУППИРОВКА - "Настоящий поэт" - "графоман"
С подобной псевдоклассификации мы и начнем
Нередко все заканчивается абсурдом.
Бывает человек считает СЕБЯ, а также своих единомышленников поэтами, а всех остальных - графоманами.
Если уж на то пошло, то графомания ("бесплодная страсть к усиленному и бесплодному сочинительству") - болезнь ВСЕХ современных стихоплетов, как результат совершенной невостребованности поэзии в наши дни. Поэтому назвать человека графоманом - или просто ничего не сказать или выдать ругательство (обычно как ругательство это слово и используется).
Что касается "настоящих поэтов" - то здесь такой разнобой во мнениях, что всякая рациональная дискуссия попросту невозможна. Одни считают поэтов сверхлюдьми, другие наоборот - ущербными личностями, третьи – и тем и другим, четвертые – ни тем, ни другим.
Не раз встречал такое мнение, будто поэтов - "десятка два, не больше", а остальные - это так, "недоучки" (при этом демонстрируется список, приводящий иного человека в ярость).

2-ая ГРУППИРОВКА - "Экстернальщики" - "интернальщики"
Это деление родилось у меня как ответ на предыдущее (пусть читатели простят мне термины). В ходе некоторых дискуссий на стихире я никак не мог втолковать оппонентам свою "правду", а они мне - свою. Теперь это не кажется таким уж странным.
Экстернальщики (от англ. external - внешний) видят роль и функцию поэзии с точки зрения ее взаимодействия с внешними объектами. Проще говоря, главный судия стихов - не сам пишущий, а кто-то другой (чаще всего читатели). Для экстернальщика (не путать с экстравертом) главное - не собственные переживания, не художественные достоинства сами по себе, а то, как они будут отражены в голове другого человека. На выходе у такого поэта будет то, что мы обычно называем классической поэзией - с простыми четкими формами, понятными образами, с конкретным содержанием. Усложненность, мудрствования, тяжелые образы не привлекают экстернальщика, и если кто-нибудь пытается навязать ему чуждые ценности - легко впадает в агрессию.

Интернальщики (от англ internal - внутренний), напротив, полностью замкнуты на собственном творчестве. По их мнению, поэт - познающий субъект, а стихи - инструмент и одновременно результат такого познания. Мнение сторонних людей мало интересует интернальщика (если только оно не потакает его вкусам), нередко интернальщики отказываются редактировать свои стихи, говоря - "что написалось, то написалось". Практически, интернальщики обычно тяготеют к всевозможным "постмодернизмам" и "сюрреализмам", форма для них важнее содержания. Именно интернальщики среди поэтов склонны к всевозможным причудливым экспериментированиям над ритмом, рифмами и образной речью. С презрением относятся к классической поэзии и к экстернальщикам (впрочем, любовь эта взаимна)

3-ая ГРУППИРОВКА - по типам личности
От предыдущей классификации легко перейти к еще одной. Впрочем, самостоятельной ее вряд ли назовешь, но пару слов хотелось бы сказать. В психологии оскомину набило деление личностей по типам (например, "сангвиник", "холерик", "меланхолик" и "флегматик"). Почему бы не использовать это деление в пэзии? Я, например, готов доказывать, что большинство из известных поэтов принадлежало всего к двум типам - холерикам и меланхоликам, что не удивительно, если мы вспомним, что эти типы отличаются неустойчивой психикой, чем всегда славились поэты. Сангвиники тоже часто пишут стихи, более того, они часто на виду (благодаря своей общительности и активности), но процесс творчества никогда не доходит у них до стадии надрыва, так что, если угодно, они - не "настоящие поэты". Что касается флегматиков, то они, по-моему, вовсе не способны к творчеству

4-ая ГРУППИРОВКА - по "профессиям"
Профессии "поэт" де-факто не существует, зато поэзия может быть обогащена другими видами деятельности. Многие люди привносят что-то новое в стихи, чаще всего из других видов искусства.

"Поэт-музыкант" - так я называю не тех, кто балуется выпуском "авторских песен", но тех, кто внедряет различные музыкальные элементы в полотна стихотворений - плавность, гармоничность звучания и частично ритм.
"Поэт-художник" как несложно догадаться, упирает на образность
"Поэт-лингвист" - сыпет редкими и необычными словечками.
Список можно продолжать.


Не исключено, что у читателей есть свои идеи насчет возможности классификации. Буду только рад их обсудить.