В Поэзии как в Любви...

Александр Жгун
В Поэзии как в Любви или Зачем нужна Светлая Критика?


Эта статья заканчивает трилогию “Рецензии и Поэты на СТИХИРЕ”.

В первой статье цикла мы определились с понятиями и разобрали, “Какие рецензии помогают, а какие губят поэта” (http://www.stihi.ru/2006/07/28-1605).

Во второй статье мы развили тему “Как написАть рецензию и не губить автора” (http://www.stihi.ru/2006/08/02-2249).


Давайте теперь разберем несколько подробнее Светлые рецензии в стиле: “Похвальба”, поэтическое эссе (дружеский шарж/ эпиграмма) и рецензии-помощники Поэта.


1) Похвальба (Слащавые рецензии)

Допустим Вы как поэт получаете положительную поверхностную рецензию… Вас хвалят и захваливают… Что делать… Во-первых, Ваше полное право относиться к сладкой критике и несерьезно, даже не отвечать. И все же, мы часто в таких случаях говорим про себя - пусть хвалят. В Поэзии, как в любви – пусть хвалят…

 Редко встретишь человека, который намеренно бежит от поклонников. Нет, конечно, известный артист, Человек, публичный деятель часто бежит от армии папарацци. Но Творческой личности важно, чтобы его знали, не забывали... Даже в Михайловской глуши пишется (и намного успешней) "Борис Годунов", потому что в Петербурге - нарасхват первая, потом вторая главы "Евгения Онегина".

Поэзия - это открытость Миру... А что делают черные критики? - Они закрывают его. Говорят - поэзия это не Ваш конек... После таких слов (а Вы и сами задумывались, Ваш или не Ваш конек, - мучительно решали...) - опускаются крылья... Можно очень долго не писАть, вообще не оправиться от нокаута...

Но кто говорит такие Последние слова... Исследование портфолио некоторых черных рецензентов говорит, что по-черному критикуют часто люди поверхностные, стебающиеся, "выборочные мизантропы"... Талантливая отрицательная рецензия - редкая штучная драгоценность в грудах их подделок...


__________________________________________
 Черный критик стихиры. рецензии александра фридмана 1-3 http://www.stihi.ru/2006/07/25-71

Продолжение - смотри здесь:
“Черный критик на стихире. рецензии александра фридмана 4-5” http://www.stihi.ru/2006/07/25-73

 Черная критика - модная болезнь на стихире” http://www.stihi.ru/2006/07/25-1856

“Звезда и смерть галопного критика Виктора Васильевича Изумрудного ” http://www.stihi.ru/2006/08/02-139
__________________________________________


И самое неприятное. Рецензия УЖЕ дает оппоненту вставать НАД вами, ситуацией, стихотворением... Именно с высоты этой позиции они и критикуют. Не надо забывать, что они такие поэты СТИХИРИ, как и мы с Вами...самодеятели, самопровозглашенные авторитеты, закрепленные горсткой "могучей кучки" (их собственной), которую, заметьте, они НЕ критикуют...

2) Стихотворные рецензии

В дополнение хочу сказать, что рифмованная рецензия - это прекрасный путь... Мы - на поэтическом сайте, поэтическое эссе на стихотворение помогает и рецензенту (тоже поэту) и автору.

 Что такое эссе - преломление, развитие авторской идеи, карикатура, эпиграмма, дружеский шарж... Такая рецензия развивает Вас, развивает автора, заставляет искать квинтэссенцию, гиперболизировать детали, думать, наконец, писАть стихи...

Необходимо отметить следующую деталь. Играя в эссе не следует переходить грань… Также и человек, который пишет Вам эссе (даже саркастическое) может являться отнюдь не черным критиком, а СТИХИРИЙным персонажем, которых я называю “добрыми юмористами”. О встрече с одним из таких написано в статье “Как отвечать на СТИХИРЕ рецензенту-юмористу” http://www.stihi.ru/2006/07/26-2001


3) Рецензии – помощники Поэта

Поговорим еще немного о герменевтическом вживании в Мир Стихотворения (сопричастность связи Поэта и его Стихотворения).

Многие поэты по-своему трогательно влюблены в свои произведения, как родитель в Любого ребенка. В этой ситуации вполне понятен их отказ что-либо менять... С Вашей же точки зрения – стихотворение неудачное, недотягивает… Как быть? – Нужно показать автору изнутри, пройти вместе с ним Путь…

 Если вжиться в авторский образ, полюбить его мир, пойти за автором, - многое станет по-другому. Позиция рецензента: “это у Вас плохо, меняйте” apriori вызывает протест. И во многом - из-за поверхностности... Рецензент - должен быть другом поэта. Как Сократ в своей маевтике - был другом философов. Помните метод Сократа. Маевтика - повивальное искусство. Человеку, беременному мыслью в диалоге и общении, следует помочь родить Истину... Задача критика - маевтика стиха. Если быть внутри с поэтом, - Вы принесете пользу. Даже, если поэт откажется после такого герменевтического подхода что-либо менять (важное с Вашей точки зрения) для него останется бесценное сопереживание, совливание в его поэзию... ЭТО - может дать толчок к росту, особенно, если Вам есть что дать... И Ваша процедура как подпитка даст новые красивые всходы (если почва самого поэта благодатная)...

В заключение, посмотрите несколько рецензий, в которых применялись элементы герменевтики…


“Как придать стихотворению яркий самобытный оттенок?” http://www.stihi.ru/2006/08/02-1968

Как Уравновешивать, Вести Сети Образов в Лирических произведения
http://www.stihi.ru/2006/07/29-329

Как Поэту не утонуть в Океане 3-х миллионов стихов на СТИХИРЕ
http://www.stihi.ru/2006/07/27-189

Индивидуальный стиль и доступность поэта читателю
http://www.stihi.ru/2006/07/28-256