Индивидуальный стиль и доступность Поэта читателю

Александр Жгун
Недавно я написал рецензию одной очень своеобразной СТИХИРЯНКЕ. Некоторые ее стихотворения – взгляд ОТТУДА. Живые, яркие образы. Талант налицо. Но можно ли на этом останавливаться? Как свой талант развить и писать погружающие, но общедоступные шедевры?! В чем прелесть и недостатки “свежего” бреда (в хорошем смысле этого слова)? Эти вопросы я попытался затронуть в приводимой ниже рецензии.


Яна, Вы просили покритиковать - тогда готовьтесь. Буду писать И спорное с Вашей точкой зрения...

Итак, название - "К Синей Ссылке"... Настраивает не нечто непонятное... Но наверно, не столь хорошее, если ссылка. Читаю содержание...


Рыжий ангел,
Чумная гостья
Босиком по кирпичной каше
Легче облака, солнца краше…

Обернешься, заслышав поступь?

Не спаслась от людского спама
Синей ссылкой в косую башню, -
Заземлился в зрачках вчерашним,
Оборвался пугливый замок…

По низовьям влачится морок,
Пафос рыжих в соблазнах жарит,
Сводит души на стены ржавью,
Отнимает того, кто дорог…
Галерею голов героев -
Изразцы на гаражной жести
Навещают веснушки-дети…
По низовьям крадется морок…

В колесе на рогах у черта
Горе-белки растят орешник,
Ищут ядра, да только плеши
В нежных шкурках мечтой протерты…
Волосинки с макушек пленниц
На шаманские щиплют куклы…
Странный морок; по бедрам круглым
Нагадала: привстать с коленей…
..............................
Отмолчится, признавши, в спину,
Ежась дрожью в остатки перьев,
Та, кого, проводами смерив,
Не смирил…
Не позвал, не кинул…
Не боишься глотка эспрессо
С настоящей,
Смешливой,
Рыжей?..
Дерзкий ангел надумал выжить,
К синей ссылке пришел по рельсам…


 
 Ассоциативные образы, понимание на уровне интуиции. Частью – непроявленные. Интересное. С первого раза при "налетном" чтении не проявилось полностью. Второе прочтение - запоминаются образы. Но они не слиты единой канвой. Не подставлены, не сопоставлены... (если их принимать рационально - тем более). Можно менять. Стихотворение НЕ погибнет, если убрать образ, переставить, добавить другой.

Например:

В колесе на рогах у черта
Горе-белки растят орешник,

и:

Волосинки с макушек пленниц
На шаманские щиплют куклы…

Это картины - ОТТУДА. “ Да ”, - говорю… “здорово автор научился подключаться к Подвалам Сознания”. С третьего раза... можно начать все объяснять, что получилась. Даже видеть складную картину с небольшим сюжетом: Рыжий ангел в силу обстоятельств в частности:

Не спаслась от людского спама

вынужден уйти в ссылку:

Синей ссылкой в косую башню, -
Заземлился в зрачках вчерашним

Допустим, ушел во взгляд (косую синею башню... хотя зрачки - черные... Яна - это моя придирка).

Дальше - суперряд образов про то как:

По низовьям влачится морок...

Образы непроявлены... потусторонни. Автору повезло, что ЭТО пришло. Можно шлифовать, можно не шлифовать - все равно "первый сорт" необычности. Хотя в такой концентрации очень затрудняет восприятие. Заставляет целиком погружаться, как сказка... Но, погрузившись, можно получать удовольствие от интересных картинок...

И заключение - протрезвление, выход из Бреда, снятие масок, конец карнавала:

Не боишься глотка эспрессо
С настоящей,
Смешливой,
Рыжей?...
Дерзкий ангел надумал выжить,
К синей ссылке пришел по рельсам…


Я так могу рационализировать (хотя для такого стиха можно и без этого) - но пусть автор поправит, если что не так!
Лирический герой (героиня) любит, помнит... у нее в синей ссылке до сих пор томится... Но что есть - на СЕЙЧАС, если выпить экспрессо и выйти из подвалов сознания?! - Настоящая смешлива рыжая.
В начале "рыжий ангел" уходит в синею ссылку... Теперь, в конце (его называют "дерзкий ангел") решает не погибать, по-прежнему мороком оккупировать подвалы сознания, загоняться в глубь:

Дерзкий ангел надумал выжить,
К синей ссылке пришел по рельсам…

Новая любовь не убила старую? Или просто не наступило новой любви с

С настоящей,
Смешливой,
Рыжей?..

В любом случае, мой разбор - лишь ОДНА из многочисленных интерпретаций. В стихотворении чувствуется многоплановость. В него интересно погрузиться, погружаться... Правда, оно - не великое по сравнению, скажем с циклом “Пузыри Земли” Блока, например, как здесь:

Золотисты лица купальниц.
Их стебель влажен.
Это вышли молчальницы
Поступью важной
В лесные душистые скважины.

Там, где проталины,
Молчать поведено,
И весной непомерной взлелеяны
Поседелых туманов развалины.

Окрестности мхами завалены.
Волосы ночи натянуты туго на срубы
И пни.
Мы в листве и в тени
Издали начинаем вникать в отдаленные трубы.
Приближаются новые дни.
Но пока мы одни,
И молчаливо открыты бескровные губы.

Чуда! о, чуда!
Тихоиъко дым
Поднимается с пруда. . .
Мы еще помолчим.

Утро сонной тропою пустило стрелу,
Но одна - на руке, опрокинутой в высь,
Ладонью в стволистую мглу -
Светляка подняла... Оглянись:
Где ты скроешь зеленого света ночную иглу?

Нет, светись,
Светлячок, молчаливой понятный?
Кусочек света,
Клочочек рассвета...


Будет вам день беззакатный!
С ночкой вы не радели -
Вот и всё ушло...
Ночку вы не жалели -
И становится слишком светло.
Будете маяться, каяться,
И кусаться, и лаяться,
Вы, зеленые, крепкие, малые,
Твари милые, небывалые.

Туман клубится, проносится
По седым прудам.
Скоро каждый чортик запросится
Ко Святым Местам.

Но автор находится в периоде несомненного роста. Нужно искать, пришлифовывать…
Так что Яна –восторг! Делайте, чтобы стал – Полнейший Восторг.


С Уважением,

*G | |_` \/ | R | @ |\| ~^~^~^~^~~ )))


Вскоре я получил ответ от Поэтессы:


Спасибо Вам огромное. Мне действительно очень важно, потому что хочется выделить для себя места, которые особенно НЕ СЧИТЫВАЮТСЯ. Даже здорово, что Вы написали на Синюю Ссылку, потому что она как раз наиболее сырая из последних сочинительств. Я хоть теперь понимаю, как это со стороны смотрится.
Мне-то самой все понятно, и для меня кажется рациональным, но хочется дописать/переписать, чтоб и СО СТОРОНЫ БЫЛО ПОНЯТНО :)
А в этом и заключается умение писать, наверное... Ну, умение летает в космосе далекой звездой, а я пробую строить к ней лесенки.
Приятно от Вашего отзыва, - не все столь плачевно, потому что хоть и с n-ного раза, но основную мысль Вы уловили.

Синяя ссылка - должна была иметь (по задумке) два варианта восприятия... 1. Ссылка, по которой кликают в Интернете 2. ссылка как таковая - отчуждение от мира
и косая башня - 1. Интернет-ссылка засела в косой башне (сумасшедшей чьей-то голове) 2. Покосившаяся башня на краю обрыва, в которую сослан герой...
В общем, это я о средствах сбегания от внешнего мира.

А в зрачках заземлился, потому что вливается в зрачки Интернет-замок, иллюзия стимула к существованию... а вчерашнее - накатившее воспоминание о настоящей сущности и проблемах лир. героя. Вот. Ну и с белками тоже... мои потуги о привычках человеческих...

В колесе на рогах у черта... Чертово колесо 1. занятость, суетливость в зарабатывании денег, без которых невозможно, к сожалению 2. (я извиняюсь) лекарства и иже с ними, используемые некоторыми.

Ядра ищут белки... - ищут смысл как в белой горячке... т.е. хотелось, чтобы считывалось, что в горячке... горячечно. А ядер нет. Потому что белки ищут в орешнике, который сами себе растят, т.е. сами себе придумали.

Что-то я пишу, уже сама не понимаю, зачем пишу, наверное, просто хочется поделиться замыслом. :)

С помощью рецензий я когда-нибудь наверное пойму, как стоит переделать, чтобы было ясно. СПАСИБО!!!