Как поэту не утонуть в океане 3-х миллионов стихов на стихире?

Александр Жгун
Каким должно быть стихотворение Поэта, чтобы оно собирало не рейтинг только, а имело благословение самой Музы?
 Вчера я написал рецензию одной поэтессе-стихирянке (Произведений: 12 Получено рецензий: 45 Написано рецензий: 97 Читателей: 668). В рецензии отразились вопросы, связанные с целями, которые ставит перед собой поэт, какая структура качества стихов на СТИХИРЕ, в чем секрет индивидуального поэтического подчерка… Итак, привожу полный текст рецензии:


Светлана, Вы хотели беспристрастной рецензии. Тогда мужайтесь, буду и критиковать.

Давайте зайдем на первую страничку СТИХИРЫ. Там написано: 27 июля 2006 года: 2756865 произведений.

То есть почти 3 миллиона стихов (и это число стремительно растет). Теперь. ВЫ хотите быть известной поэтессой, или писать стихи для себя?! Ведь лучше тебя самого никто не прочувствует, что чувствует ты сам. И это большое счастье, когда ты можешь самовыражаться, а не читать, скажем у Ахматовой, и говорить: она это выразила лучше.

Посмотрим на Ваше стихотворение с точки зрения самовыражения. Вы написали его как отклик на стихи "память" Натальи Головиновой. Сейчас я специально не буду заходить на этот источник. Ведь Наталья Головинова для большинства людей неизвестна. Нам же достаточно знать (как и большинству потенциальных читателей), лишь что у Вас был некий внешний стимул-раздражитель (в данном случае какое-то стихотворение), и именно он и побудил к написанию стиха. (Конечно, бывают стихи-дополнения... Но давайте посмотрим только Ваше.):

Отклик на стихи "Память" Натальи Головиной
http://stihi.ru/2005/05/14-1957

Как шулер карточный
Играет прошлое:
Тянула праздничный
Миг в память… Пошлое
Пришло, и горькое,
Дрянной попойкою,
С паденьем об пол вдрызг
«Люблю» капризного…
Вдавлю истошный визг,
Сыграю сызнова...

Все стихотворение написано на 2-х стопном ямбе с дактильным окончанием. Рифма 1-4 перекрестная, 5-6 парная, 7-10 перекрестная, схема ababccdede
Система образов: нечестная карточная игра ассоциируется с погружением, уходом в прошлое лирической героини. Искать в ПРОШЛОМ миг для счастья. Но что выпадает – “пошлое мгновение дрянной попойки”. Или “дрянная попойка” – это сейчас, прямо сейчас. И, напиваясь, можно вспоминать прошлое, жульнически по отношению к реальности пытаться тянуть “праздничный миг”. Пить, чтобы забываться; пить до “паденья об пол вдрызг”. И снова тянуть жребий.
Что ж, довольно интересно, необычно. И для себя – это Здорово. На двустопных размерах вообще слова трудно вкладывать. Но здесь, в основном, все на своих местах. Слишком банальная неинтересная рифма: прошлое-пошлое… Немного даже неэстетичная… Рифма горькое-попойкою не достаточно сильна. Нет ярких редких слов, броских эпитетов. Но ЭТО для стихотворений такого формата и неплохо. Напишешь сильный эпитет – и он перетянет все акценты. Читатель забудет все в стихе – останется только эпитет. Тогда эпитету нужно делать оболочку, систему противовесов… то есть делать баланс. (Если не строить специально перекосяк)…
Хорошо, что емко. Есть сюжет. Законченный. В обреченности замкнутого круга, порочного круга, из которого нет выхода. В стихотворение не проникает ни один светлый луч… Атмосфера возбужденной подавленности. Героиня играет с собой, со своей жизнью в карты. Обманывает – кого? – сама себя… Все точно передано. Лучше и не надо.
Но… такой сюжет – банален. Можно найти десятки тысяч стихотворений на тему женского одиночества, алкоголизма, самообмана на стихире. Нет удивительности, неповторимости. Единственная аллегория – игра в крапленые карты со Временем – на переднем плане. Ее поймут. И спросят – что еще есть в этом стихотворении? Что еще, Светлана?
Размер? – традиционен. Дактильные окончания ?... В принципе, не столь редки… Еще? – Словарный лексикон? Все слова обычного словоупотребления. Нет находок… Нет открытий, пусть даже самых незначительных. Поверьте, у меня, во многом - также. Я ТАК строго сужу, потому что Вы сами попросили. Стихотворение описывает настроение, погружает в него. Достаточно достоверно. Мы - Верим. Но хотим ли мы в нем оставаться вместе с лирической героиней. Зачем оно нам? – Только, чтобы понять. Возможно, чтобы учиться на ошибках. Но ОНО не говорит как. И ТАК – с подавляющим набором из 3-х миллионов стихотворений на СТИХИРЕ. Пишут, выражают – для себя! Что – прекрасно и правильно. Но, когда говорят о самостоятельных поэтах, подразумевают свой стиль подчерк. Поэт может найти всего одну находку и нещадно эксплуатировать ее во многих произведениях… Но БУДУТ говорить о ЕГО стили. Другие, которые оценят и пропустят через себя эту находку, будут лишь подражателями, или в лучшем случае учениками.

Вспомните магическую формулу:

Что такое стихи хорошие?
Те, которые непохожие.
Что такое стихи плохие?
Те, которые никакие.

Вот, в принципе, и вся рецензия.

У Вас есть, несомненно, Творческий потенциал – нужно (как и мне) развиваться, вырабатывать СВОЙ стиль, авторский подчерк.


C Уважением,

*G | |_` \/ | R | @ |\| ~^~^~^~^~~ )))