Сказка о Цветке Орхидеи

Александр Жгун
Прошептала орхидея
лепестками нежный рок:
“Золотая льется Эра,
Золотой горит Восток…”.

солнечные печи
плавят желтый зной,
расцветет цветок под вечер
Золотой.
лакомства такого
в дреме сладких мук
под скалою ждет три года
старый жук,
Голубая Птица
мчится
небосводом,
чтобы утром насладиться
дивным плодом.
но в мистерьи скал,
водопаде рек
раньше всех цветок сорвал
Человек.

он шептал три слова плена
и к утру примчал цветок,
Золотая лилась Эра,
Золотой горел Восток…

девушке желанной
протянул в моленье
Золотой цветок закланной
Орхидеи.
молвила она:
“Он завял – смотри!
ТЫ…
цветов мне никогда
НЕ ДАРИ!”.
юноша поник,
как цветок, без стона,
как гонец в последний миг
с Марафона.
Запад догорал
и гербарий странный,
рядом юноша лежал
бездыханный…

а на утро звонко спела
Птица Счастья древний рок:
“Золотая льется Эра,
Золотой горит Восток,
только золото - порок!”.


…@~^~~^~~~~~




______________________________________________
КОММЕНТАРИИ АВТОРА

Поскольку первый день анонса на Главную породил такое количество вопросов, я решил написать комментарии к “ Сказке о Цветке Орхидеи ”.



1) О сюжете

1 РАЗДЕЛ о Сюжете. Символика


Сказка начинается словами из “лепестков” Орхидеи:

Прошептала орхидея
лепестками нежный рок:
“Золотая льется Эра,
Золотой горит Восток…”.


Обратите внимание… Фраза обрывается. Ее окончание дописывается САМИМ сюжетом и формулируется из уст Птицы Счастья в конце:

а на утро звонко спела
Птица Счастья древний рок:
“Золотая льется Эра,
Золотой горит Восток,
только золото - порок”.

Мораль сей басни такова: в те времена, когда ценится золото:

Золотая льется Эра

Когда люди отдают свои “утренние” силы и устремления души ради обогащения, хотят купить “утренние” чувства за что-то:

Золотой горит Восток

Неизбежна трагическая развязка. Потому, что так создан порочный круг Рока:

только золото - порок

2 РАЗДЕЛ о Сюжете. Собственно сюжет

Итак, внутри Природы расцветает Cокровище. Природные силы (старый жук) должны ЕСТЕСТВЕННЫМ образом стать промежуточным звеном токов Природы. Жук – опыляет Орхидею, чтобы сказочно быстро появился плод (никто не успел перехватить). И чтобы Голубая Птица (Птица Счастья) понесла его в себе, пророчествовала и распределяла Рок над Судьбами и Любовью людей.

Кто же может вмешаться? – Только Человек. Самый умный, но и опасный для Сил равновесия Природы:

но в мистерьи скал,
водопаде рек
раньше всех цветок сорвал
Человек.

В таинственной стране под название Мистерья скал (транслитерация от mystery, англ. - загадочность, таинственность, МИСТЕРИЯ), в необыкновенном месте, где сливаются две реки у водопада, он сорвал РАНЬШЕ всех.

Почему? Зачем? Может быть, как в “Анчаре”:

“Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом”

Но тогда причем здесь Рок?

Смотрите дальше. Человек оказался тоже плененным:

он шептал три слова плена

Чем плененным, какие три слова? Из дальнейшего сюжета понимаем, что он пленен любовью к “девушке желанной”. А три слова:

Я тебя люблю,
I love you…

На других языках это может быть и два слова, но пусть в нашей сказке – три. Ведь она сама, в конечном счете, написана на русском языке!

И что же девушка?:

молвила она:
“Он завял – смотри!
ТЫ…
цветов мне никогда
НЕ ДАРИ!”.

Да, на Востоке девушки впечатлительные, тонкие. Особенно, ДО первой любви. Как бутон розы, не дают аромата, капризничают, например, как здесь: http://www.stihi.ru/2006/01/24-2356

Ну что ж – имеют полное право, если молоды, красивы, а юноши так пылки. Наш же герой вообще решился на подвиг…

3 РАЗДЕЛ о Сюжете. Алые паруса

Как Вы думаете, чтобы произошло, если юноша успел, и “цветок не завял”… Конечно, юноша, по крайней мере, ВЕРИЛ из легенд, - девушка должна его полюбить.

Почему он пошел на этот ПОСТУПОК и загнал себя (до смерти - ?). – Он был безнадежно безответно влюблен. И решил притянуть чудо, подчинить Силы Рока. И таким образом СНЯТЬ заклятие НЕЛЮБВИ.

Красивый Символ. Ты даришь Цветок девушке, и она в тебя влюбляется. Юноша гибнет у меня не потому, что не успел, и девушка отказала, а потому что:

Золото – порок.

Нельзя срывать Предназначение, если даже очень хочется, если даже ты готов отдать за это Все, включая жизнь. Надо искать СВОЕ предназначение. Жестоко и Красиво – как Восток. Это только у Анн и Серж Голон Анжелику смог влюбить Жофрей через год технологии трубадуров плюс своей чистой любви. На Востоке – любовь одна и на всю жизнь…
Если бы Золото было не порок, юноша успел. И у Сказки был бы счастливый конец…

Теперь об Алых Парусах. Грей подслушал мечту о Чуде у Ассоль. - Какое оно должно быть. И сделал. Пришел на алых парусах. Мне всегда казалось, что это нечестно, искусственно: “Если нет чуда, нужно его сделать самому”. Ведь он увез ее… а как ответить,
- плавал ли ты раньше, просто так на Алых парусах?
- дорогая, я тебя так люблю… Я сделал это для тебя!

И как теперь жить? Ведь хотелось предназначения. Ты его искала… Ты будешь теперь жить с ним, он тебя любит… Но ведь где-то плавает твоя половика на АЛЫХ парусах. И когда приплывет, тебя не будет…

Девушка в Сказке о Золотом Цветке – та Ассоль, которая не позволяет капитану Грею (Юноше) ДЕЛАТЬ Алые Паруса. Чудо должно быть естественным. В искусственности – всегда вторичность, подлог.

4 РАЗДЕЛ о Сюжете. Марафон

Мне задают вопросы, причем здесь Марафон? Я спрошу – а Вы знаете еще один показательный известный в Истории момент, когда человек загнал себя до смерти, чтобы что-то СДЕЛАТЬ (как в афоризме http://www.stihi.ru/2006/01/27-1433)?!
Мне нужен был яркий пример, чтобы объяснить гибель юноши с рациональной точки зрения.
Но он погиб не из-за физического перенапряжения. Нет. Он сумел отдать цветок и, в отличие от Марафонского гонца, сообщившего Весть, не упасть замертво, а выслушать отповедь. И потом – он увядал постепенно до заката:

юноша поник,
как цветок, без стона

Так погибают только от душевных переживаний. Девушка НИКОГДА не будет его, последняя возможность исчерпана. Конец всему: http://www.stihi.ru/2003/03/26-774
Физическое наложилось на духовное. В итоге – такой трагический конец. Заметьте, девушка – тут как бы вовсе не причем. Говоря о гибели. И это правильно. Он для нее – пустое место, она НЕ поняла, что за Цветок ей протягивали. Девушка лишь один из штрихов Рока.

5 РАЗДЕЛ о Сюжете. Мораль

Если в душу впускать золото, думать, что можно ТАК что-то приобрести, ждет неминуемая гибель (идти против Рока губительно). Потому что Золото порочно по своей сути.

2) О размере.

Сказка написана на переливах мелкостопного хорея. Ее ритмический рисунок выглядит так:

3-3-3-3
(3-3-4-2) 4 раза
3-3-3-3
(3-3-4-2) 4 раза
3-3-3-3-3

где 2, 3, и 4 – стопность хорея.

Строфа 3-3-4-2 - оригинальная разработка автора. Естественно, в стихосложении практически невозможно найти что-то новое. Я уверен, что лишь переоткрыл такую строфу, а не создал новую Строфу Гильвириана… Поэтому просьба, если Вы слышали такое стихоупотребление, указать источники. Строфа 3-3-4-2 разрабатывалась в 1993-94 годах. Другой пример ее употребления можно увидеть здесь: http://www.stihi.ru/2006/07/06-1983

3) Как я представляю оформление этой Сказки.

Конечно, мечтать не вредно… Но все же…

Итак, формат А4, твердая цветная обложка. На ней на переднем плане - Юноша, стоящий на коленях и протягивающий Девушке Золотой цветок Орхидеи. На заднем плане – Горы Мистерьи с водопадом рек. И по диагонали слева направо: “старый жук” (под горою), распускающийся цветок (у водопада рек), Голубая Птица (на небосклоне).

1-2 страница. (Здесь и далее: на нечетной странице – иллюстрация, на четной – слова)

Слова:

Прошептала орхидея
лепестками нежный рок:
“Золотая льется Эра,
Золотой горит Восток…”.

Иллюстрация:

Солнечный диск, встающий в Мистерье из-за гор. Бутон орхидеи (золотые лепестки венчика сомкнуты в бутоне), зеленые лепестки чашелистика изогнуты как губы.

3-4 страница.

солнечные печи
плавят желтый зной,
расцветет цветок под вечер
Золотой.

Дневные краски в Мистерье. Золотой Цветок существенно увеличился в размере, но еще не распустился (распускание пока только в проекте, ведь сказано - “расцветет”)

5-6 страница.

лакомства такого
в дреме сладких мук
под скалою ждет три года
старый жук,

Огромный толстый жук – добрый лакомка – лежит в своем дупле и сосет свою хитиновую “лапу”. От головы – пущена мысль с красивым Золотым Цветком, сочащимся в нектаре толстым пестиком.

7-8 страница.


Голубая Птица
мчится
небосводом,
чтобы утром насладиться
дивным плодом.

Небо, солнце, внизу – море и приближающееся побережье. Голубая Птица – мчится.

9-10 страница.

но в мистерьи скал,
водопаде рек
раньше всех цветок сорвал
Человек.

Вечерние краски в Мистерье. К распускающемуся Золотому цветку удивительной красоты протягивает руку юноша.

11-12 страница.

он шептал три слова плена
и к утру принес цветок,
Золотая лилась Эра,
Золотой горел Восток…

Утренние краски. Юноша выходит из Мистерьи. Мистерья переходит в пустыню. В руках героя - полузавядшей цветок. Юноша – мчится.

12-13 страница.


девушке желанной
протянул в моленье
Золотой цветок закланной
Орхидеи.

Юноша склонился на колено. Протягивает совсем уже завядший цветок Девушке. Она отворачивается (Та же картинка – в коллаже на суперобложке).


13-14 страница.

молвила она:
“Он завял – смотри!
ТЫ…
цветов мне никогда
НЕ ДАРИ!”.

Теперь уже юноша поник головой (стоя по-прежнему на колене и протягивая цветок), Девушка что-то грозное эмоциональное говорит, жестикулирует…

15-16 страница.

юноша поник,
как цветок, без стона,
как гонец в последний миг
с Марафона.

Девушки уже нет (вдали на фоне богатого дома виден ее удаляющийся силуэт). Юноша стоит уже на двух коленях, бессмысленно рассматривает цветок.

17-18 страница.

Запад догорал
и гербарий странный,
рядом юноша лежал
бездыханный…

Вечерние краски. На площади лежит юноша. В руке – стебелек полностью засохшего пепельно-серого цветка. Рядом стоят люди. Недоумевая, показывают пальцами, - кто на юношу, кто на цветок…

19-20 страница.

Утренние краски. Девушка задумчиво смотрит из высокого окна богатого дома вдаль. Она не замечает траурную процессию у ворот. Взор ее устремлен к небу, где под лучами восходящего Солнца и над гробом летает Синяя Птица Счастья. Все остальные не видят птицу. Она же парит НАДО всем и звонко пророчествует.

4) ПОСЛЕДНЯЯ ГЛАВА о Роке в Сказке о Золотом Цветке

Как вы думаете, что произойдет со Старым Жуком, когда Юноша сорвет цветок?

 Через три года в означенный вечер Жук проснется, выйдет из “дремы сладких мук”, и… И не найдет СВОЙ цветок, не вкусит нектар, не опылит… и погибнет голодной смертью.
Здесь – символизм: люди, вмешиваясь из-за своих страстей в естественный ход событий, губят своими поступками все природное, размыкают вековой круг. ТАК вливается Золотая Эра в Мистерью, Природу, естественный ход вещей.
Как быть? – Такое вмешательство уравновешивает Рок, Фатум. Рок – это самоиграющая волна в Золотой Эре. Люди сделают волнение в одну сторону, и их волна может смести все живое (и самих людей тоже), Рок – сделает самоиграющую волну-противовес. Волны погасят друг друга при всплеске. При этом может погибнуть (и в нашей сказке погибает) возмутитель волны – Человек. Не играйте с Роком, Рок опасен, коварен, непредсказуем…
Рок преследует Человека как на уровне отдельного Юноши, так на уровне всего Золотого Востока (может разрушить города, страны, смести народы)…
Что счастье – прислушаться к внутреннему голосу птицы, не идти на поводу своих чувств-золота, слиться с природой… Овладеть, понять смысл пророчества (птица Счастья поет, ее никто не слышит… только девушка прислушивается – но к чему?) – значит уйти от Рока.

5) А ВЫ, -

Будите рвать Золотой Цветок Орхидеи


…@~^~~^~~~~~


?