Знакомимся. Сборная Англии. Дэвид Джеймс

Виталий Ключанский
                ВРАТАРЬ
  Как-то поэт Серебряного века Федор Сологуб обронил крылатую фразу:"Поэт в России должен жить долго, чтоб пережить всех мемуаристов". Применительно к английскому футболу то же самое можно сказать и о вратарях: английский кипер доолжен играть долго, чтоб пережить критику в свой адрес. Самый уважаемый в Англии воротчик Питер Шилтон играл до 48 лет. Нынешний вратарь сборной Дэвид Джеймс дотянуть до этого рекорда не надеется, но уже является рекордсменом на чемпионате мира - как самый старый футболист, ведь ему без месяца 40 лет!
   Сейчас уже, наверное, никто и не вспомнит, кто первым назвал вратаря сборной Англии Дэвида Джеймса по аналогии с персонажем детского комикса Calamity James (Джеймс-бедствие). И тому были веские причины. Когда Джеймс получил шанс прояаить себя в  «Ливерпуле», он, демонстрируя поразительную слабость характера, стал совершать ошибку за ошибкой. Естественно, долго в великом клубе терпеть подобного не стали, а под шумок продали его в «Астон Виллу». Там он, впрочем, тоже долго не задержался, перейдя в лондонский «Вест Хэм». Этот клуб вскорости вылетел из элитного дивизиона, и вот бы о Джеймсе забыть, но тут как раз ушел из сборной Дэвид Симэн, англичане посчитали и прослезились: стоять-то за главную команду некому.
  Один футбольный эксперт, рассуждая о том, как Англия дошла до жизни такой, сравнил отношение к вратарям на родине Льва Яшина и в своей стране. При том, что груз ответственности в обоих странах весьма велик, уважение, которое оказывают стражу футбольных ворот, несопоставимо, это, мол, можно определить даже по именам или прозвищам: в России вратарь если не Лев по паспорту, то по крайней мере Тигр (кличка Хомича), на островах же хорошего кипера в лучшем случае назовут Кошкой. Волна обструкции, которая обрушивается на вратаря в случае ошибки, также несопоставима  с критикой в адрес полевого футболиста. Поэтому в футбольных школах никто не спешит стать номером один футбольной команды. А если такой находится, то он должен быть в хорошем смысле пофигистом и неисправимым романтиком, но отнюдь не режимщиком. То есть таким, как Джеймс.    
   Когда в сборную пришел Фабио Капелло, он весьма скептически оценил шансы Дэвида на попадание в основной состав - суровому итальянцу не понравился щадящий режим тренировок тридцатисемилетнего ветерана: "Я общался с Дэвидом Джеймсом. После каждого матча ему требуется время на восстановление. Если он сыграет сегодня, то следующие 2 дня не может тренироваться. Поэтому мы предпочли оставить его дома. Если он вновь будет в порядке, то возможно поедет с нами в ЮАР. Игроки, которых я выбираю, должны быть в форме".
  Жизнь, однако, внесла свои коррективы в амбициозные планы мэтра. В итоге на чемпионат мира поехал в целом надежный, но не хватающий звезд с неба Роберт Пол Грин, молодой и неопытный Джо Харт и наш герой Джеймс-беда. В первом же матче Пол Грин, не имеющий практики обращения с мячом Джабулани, который коварно меняет траекторию полета,  пропустил "бабочку" - и в воротах Англии дебютировал "дедушка" Джеймс. Он отстоял на ноль два матча, не показав, правда, каких-то сверхэффектных сэйвов - английская защита во главе с Терри просто выжигала все в штрафной. Характерно, что Джеймс, кажется, был не очень-то рад этому факту. Мечтатель до мозга костей, он обронил в интервью странную фразу: "В глубине души я хотел, чтобы Словения заработала пенальти в конце матча так, чтобы я смог его отразить».  Человек, которого журналисты сравнивали с мешком картошки чаще, чем кого бы то ни было в сборной, не испытывает комплексов и перед важнейшей игрой в одной восьмой финала: «Идею победы над Германией я мог бы назвать романтической, и в то же время – вполне достижимой целью. Мы не являемся аутсайдерами в этом матче. Мы обязаны проходить немцев, и так же не оставлять шансов сопернику в четвертьфинале».
  Есть ли основания для подобного "шапкозакидательства"? Дадим слово футбольным спецам и соперникам Джеймса.
  Португалец Рикарду, забивший решающий пенальти в матче с Англией на Евро 2004:
— Он хорош, боец. Рычал после каждого удара. Около раздевалки встретил его и хотел успокоить. Может, и зря. Он, как показалось, уже отошел от шока.
  Знаменитый голкипер «Ливерпуля» Брюс Гроббелар:
- Капелло уже заменил Грина на Джеймса, и это – самое правильное решение, которое он принял за последние месяцы. Джеймс, кстати, пришел в «Ливерпуль» на мое место. Можно сказать, из-за него мне пришлось покинуть клуб. Но он действительно лучший английский голкипер современности.
  Наконец, давно известный патриот всего английского тренер Харри Рэднапп:
- Про него говорят, мол, слишком стар, но я уверен, что это лучший голкипер в Англии, а возможно в Европе и мире. Вот в последних наших минимальных победах огромная его заслуга - Дэвид сделал серию фантастических сэйвов. Мы играли хреновенько, но Джеймс обеспечил надежность тылов...
  Желаемое это или действительное, мы скоро узнаем, потому что в эпическом футбольном противостоянии с Германией, неоднократно побеждавшей англичан по пенальти, ворота английской сборной будет защищать ее первый номер,  и он же последний из могикан-вратарей, не выдержавших пресса многолетней ответственности, - Дэвид Джеймс по прозвищу "Беда".