Почему среди современных поэтов нет ни одного Пушк

Дмитрий Маслов -Критика
По всем подсчетам новый Пушкин давно должен был появиться.

В 1826 году (самый разгара деятельности Поэта) население Российской Империи составляло 53 млн. человек. Нетрудно догадаться, что большинство тогдашнего населения составляли сельские жители – неграмотные крестьяне. Число дворян достигало уровня приблизительно 400 тыс. человек, что составило около 2% населения [данные Большой Российской Энциклопедии]. Мы знаем, что поэзией во времена Пушкина (условно 1 половина XIX века) занимались исключительно дворяне, поскольку только они могли рассчитывать на всестороннее образование. Чтобы писать стихи, нужен определенный культурный и интеллектуальный уровень, в отличие, скажем, от живописи и музыки, где требования значительно ниже. Иными словами, большинство населения николаевской России, включая многих дворян (высшие учебные заведения того времени можно было по пальцам пересчитать), не говоря уже о темных крестьянах, и детях до 13 лет, в принципе не могли заниматься поэтическим творчеством. Но мы возьмем ориентировочную цифру 300 тыс. человек – потенциальных поэтов 1826 года, хотя эти цифры представляются даже несколько завышенными.

Теперь вернемся в современность. Сегодня население России составляет немногим более 140 млн. человек (точные цифры нам здесь не нужны), из них грамотно 99,9%. Нужно вычесть лишь детей до 13 лет, число которых, в условиях сегодняшней демографической ситуации вряд ли превышает 10 млн. человек. Итак, получаем цифру 130 млн. человек – столько человек сегодня в потенциале (подчеркну, в потенциале) способно заниматься стихотворчеством. Теперь разделим второй показатель на первый (130 млн. делим на 300 тысяч), получаем цифру 430. Что показывает эта цифра?

 - Она показывает, во сколько раз вероятность появления человека с тем же поэтическим дарованием (и с потенциальной возможностью реализации) сегодня выше, чем в 1826 году. Оценка несколько грубовата, но порядки верные, как сказал бы математик. 430 раз! Для нас важно уяснить этот, казалось бы, шокирующий результат: ВЕРОЯТНОСТЬ ПОЯВЛЕНИЯ ТАЛАНТА, РАВНОГО ТАЛАНТУ ПУШКИНА СЕГОДНЯ НА 2 ПОРЯДКА ВЫШЕ, ЧЕМ ВО ВРЕМЕНА САМОГО ПУШКИНА!!!

Однако! Посетив нас один раз, как Христос, в начале XIX века, Пушкин оказался первым и последним светочем подобной величины. Особенно это хорошо стало заметно в последние пол столетия. Ну, Высоцкий достиг широкой популярности, но можно ли назвать его поэтом? Ну, Бродский получил Нобелевскую премию, но много ли людей всерьез воспринимают, а главное читают его творчество?) Про остальных не стоит и говорить.

Со статистикой это как-то не стыкуется. Такое обилие образованных людей (уровень образования сегодня, несмотря на всю критику, уж точно не ниже, чем 200 лет назад) давно должно было вытолкнуть наверх поэта высочайшего уровня профессионализма и художественного дарования. Но этого не произошло.

Разумеется, ответ лежит на поверхности, но многие не желают его принимать, поскольку это поставило бы под сомнение их представление о поэзии как «ценности в себе», в отрыве от остальной культуры и вкусов обывателей.
 
Дело конечно не в талантах, не в количестве населения и не в качестве образования. Просто во времена Пушкина были условия для реализации поэтического гения (хотя и ограниченные), а сейчас - нет.
Из писем современников видно, насколько бОльшее значение имели стихи в то время, нежели сейчас.
Почему, также несложно уяснить.
Фактически, с поэзией (постепенно) случилось то, что раньше или позже произошло и с другими видами искусства – они были выдворены на обочину общественной жизни. С появлением серьезных «конкурентов» (к примеру, фотография нагло и очень быстро вытеснила классическую живопись) им просто ничего не оставалось как заниматься самосовершенствованием, самолюбованием и прочими «само». Появление заморочной снобистской поэзии (которая доминирует все последнее время) совершенно закономерно – это нечто вроде детской реакции (типа, «а мне и не хотелось!»). Но трезвому человеку человеку совершенно очевидно, кому на самом деле «не хочется».

Теперь поставим себя на место поэтически одаренного человека наших дней (хоть «Пушкина», хоть кого еще). Выше мы вывели из нашей простой теоретической модели, что таких людей должно быть много.
У каждого из них есть альтернатива – развивать свой талант версификатора (практически без шансов на успех), либо заняться чем-нибудь другим. Вопрос к тому же переходит в сугубо прагматическую область: важна не только слава, но и деньги – мужчине банально нужно искать пропитание и себе, и своей семье, а творчеством он никак не может прокормиться (начальный капитал мало у кого имеется), скорее наоборот - вынужден «кормить» его сам.
Конечно, в таких условиях поэзия неизбежно отходит на второй план.
Даже Пушкину было тяжело зарабатывать сочинительством, он постоянно находился в долгах, хотя имел и другие источники дохода. Что уж говорить про современных поэтов! Буквально единицы могут себе позволить целиком отдаться творчеству.

Итак, современный Пушкин даже если пишет стихи, не имеет шансов, да и, скорее всего, сам не захочет тратить свое время на активную поэтическую деятельность, которая не принесет ему ни славы, ни денег.

Логичное следствие всего этого - стихи становятся уделом ЛЮБИТЕЛЕЙ. Количество пишущих увеличилось, но качество стихов никак не возросло.