Андрей Первозванный

Mariya
Ладья скользила по ровной, как зеркало речной глади. А ведь и часа не прошло, как вскипали волны за бортом их лодки, бились, пытаясь захлестнуть судно. Паруса были спущены и гребцы с трудом переворачивали веслами воду, чтобы двигаться вперед. А вот сейчас ветер утих, огромное красное солнце быстро погружалось за верхушки деревьев, прячась за высокими холмами, поросшими лесом. Последние лучи еще играли на серебристой глади, а лес уже начал темнеть. Надо было спешить найти место, куда причалить ладью и остановиться на ночлег, пока совсем не стемнело. Андрей пристально вглядывался в проплывающие мимо берега с надеждой увидеть дым очага или хотя бы признаки присутствия человека в этих пустынных краях. Наконец, справа по курсу появилась желтая полоска песка и на ней несколько легких лодок, перевернутых днищем вверх. На лодках сушились рыбацкие сети. От берега вверх убегала протоптанная тропинка. Андрей и его товарищи направили ладью к этой спасительной песчаной полосе, желтеющей на фоне бледно-зеленых камышовых зарослей.
Ладью волоком вытащили на берег. Перенесли походные пожитки на песок и, собравшись вместе, начали молиться, чтобы Господь сохранил их для Себя. Он и его товарищи предали Господу свои судьбы. Наслышаны были путники о свирепости племени, живущего в лесах на берегах Днепра. Об этом рассказывали бывалые люди – купцы в Корсуне и в Херсонесе. Это они рекомендовали апостолу плыть по Днепру по проложенному торговому пути « из Греков в Варяги». Путь лежал из Понтийского моря в устье Днепра и вверх на север до Ладоги и выше. Купцы предостерегали об опасности этого племени, называя их древлянами, об их звериных обычаях и нечистоте, об установленных варварских законах и распущенности. Но не этого боялся Андрей и его товарищи. О, сколько народов, со странными, приводящими в ужас традициями, повидал на своем пути апостол: киноцефалов в Пакистане, рассекающих свои лица и изменющих форму своих черепов в младенчестве, напоминающую голову собаки, для устрашения окружающих их племен; и каннибалов в Эфиопии и многие другие народы, поражающие своей отсталостью от культуры современных людей. Ради просвещения и спасения таких вот племен и пришли они в эти дикие места. Боялся Андрей умереть по-глупому от отравленной стрелы затаившегося охотника или зубов голодного зверя. Хотя в душе знал, что и волос с его головы не упадет не по воле Божьей..

Совсем стемнело, когда путники выбрались на ровное место над Днепром. Несколько десятков приземистых хижин на поляне из срубленного дерева с большими покатыми крышами из камыша, достающими до самой земли. Возле хижин на бревнах, уложенных в несколько рядов, сидят мужчины, что-то обсуждают, а женщины хлопочут вокруг кострища, на котором в котле варится ужин. Чуть поодаль на бревнах сушатся бычьи кожи, уже размятые и чистые. Под длинным навесом, подпираемом невысокими деревянными столбиками стоят бочки, наполненные по-видимому солениями. Вокруг домов дети, играющие в догонялки оглашают веселым смехом тихий осенний вечер. За домами деревни виднеются спины волов.
 - Наверно, это одна большая семья или род, значит должен быть отец семейства, - подумал Андрей. Путники вышли на середину поляны и низко поклонились хозяевам, приложив правую руку к сердцу, что говорило о добросердечности их намерений. Мужчины, увидев незнакомцев, вскочили на ноги и, хотя не заметили у них оружия, не решались приблизиться. Наконец, один из них направился к Андрею, остановившись перед ним в десяти шагах. Несколько минут они молча рассматривают друг друга, обнаруживая сильные признаки несходства ни в одежде, ни в облике. Хозяин одет в кису , на ногах плетенные онучи, широкоплечий, смуглый, уже немолодой мужчина, но могучего телосложения. Андрей, очень высокого роста, худощавый, немного сутулый, с густыми вьющимися седыми волосами и сомкнувшимися на переносице бровями, большим носом, длинной по грудь седой бородой, разделяющейся на две половины. Чувствовалась в нем необыкновенная физическая сила. Одет он в ризу. Оставшись довольным своими наблюдениями за гостем, хозяин поклонился пришельцам. Так же поступили стоявшие поодаль его соплеменники. Андрей понял, что этот мужчина и есть отец или вождь семейства. Было видно, что семья почитает его и полностью доверяет ему. Когда хозяин заговорил, широким жестом приглашая гостей присесть на бревна, Андрей очередной раз мысленно возблагодарил Господа за дар языков, полученных апостолами в день пятидесятницы в Иерусалиме. Он понимал все, о чем говорили эти люди.

Жители этой деревни оказались на редкость гостеприимными и отзывчивыми людьми. Когда ужин был готов, женщины принесли низкие столики и выставили на них глиняные глубокие миски, наполненные горячим просяным супом. Перед Андреем и его друзьями также был выставлен ужин. Кроме супа, на деревянном подносе перед отцом семейства лежала горка жареного на костре мяса. Поднявшись, хозяин разделил руками мясо на множество мелких частей и начал раздавать всем, кто вместе ужинал. Передали мясо также и Андрею, и его людям. Этот ритуал сопровождался словами благодарения богу скота Велесу, которому также отнесли мясо. Только сейчас Андрей увидел множество деревянных идолов на высоких палках с человеческими лицами, установленных на поляне при входе в лес. Когда вождь сел, поднялся Андрей и его товарищи. Он произнес молитву благодарения Богу Единому и Живому сначала на родном языке, а потом на языке племени. Это вызвало большое удивление у сидящих за ужином людей. Но голод был сильнее любопытства и все дружно заработали деревянными ложками в своих мисках. – Вкусно, - похвалил Андрей поварих. Утолив голод, гости благодарили хозяев.

После ужина женщины пошли к реке мыть посуду, за ними увязались дети. Конечно, всем хотелось узнать, откуда странники, что видели на своем пути, хотели услышать рассказы о других странах. К Андрею подошел хозяин.

- Меня зовут Андрей , а тебя как? Кто вы, что за племя?,- первым заговорил апостол.

- Я Улеб. Мы поляне, живем по горам вдоль этой реки, семьями. Здесь вдоль Днепра много семей сидит. Тут выгодное место – торговый путь: из Варягов в Греки, из Греков в Варяги. Можно торговать шкурами, соболями, куницами. Зверей много и рыбы. Сами и сеем, и жнем для себя. У каждого свое дело. Нам хватает на все. Здесь полноводно, а вот выше в верховьях Днепра мелко, потому волок аж до Ловоти, а от Ловоти до Ильменя. Это озеро великое. Мы ходили и туда. Так что кое-что видели, степенно и с достоинством рассказывал Улеб:
- А вы, кто вы будете?
- Мы иудеи. Сам я родом из Вифсаиды Галилейской, что на берегу Генисаретского озера. Есть такое место в Израиле. Это за Понтийским морем, куда Днепр впадает своим устьем. Очень далеко отсюда.
- Что же вы торговые люди, а товар ваш где же?
- Нет, мы не купцы, не торгуем. Мы рыбаки, - улыбнулся Андрей, вспомнив слова Иисуса, - только мы не рыбу ловим. А в молодости рыбачили с братом Петром и отцом Ионой на озере, как и вы здесь. Не бойтесь нас, друзья, мы с доброй вестью к вам пришли.
- Слышали мы, как вы молились неведомому богу вашему. У нас свои боги есть. Они нам в помощь. Других нам и не надо.
- Что же семья ваша большая? - спросил Андрей, чтобы перевести разговор на другую тему.
- Большая! Не все здесь. Кто в других деревнях, родственников навещает, кто на охоте в загоны ушли, а кто рыбалит. Так что здесь только часть семьи вы видите.
- А вот слышали вы о древлянах, нам столько про них страшного рассказывали. Не трогают вас древляне?
- А как же, знаем древлян! Мы-то народ мирный, а древляне нет, буйные. Землю не возделывают, ремесел, кроме охоты, и не знают, стрелы да лук – вот и все орудия их. Живут, как звери дикие в лесах. Едят все нечистое. Что с другими воюют, то понятно, захватят, над чем не трудились и радуются. Да вот со своими тоже ведь дерутся, ругаются, отцов не чтут, живут по-скотски, срамоты не имеют, зато когда веселятся – пир горой, и пляски бесовские и игрища, там и умыкают себе жен, а то и воруют в других деревнях, ни невест, ни свадеб тебе, убивают друг друга за ерунду какую, за малость. Мертвецов своих не закапывают, могил не роют. Справят тризну, положат в выструганную колоду да и сожгут. А потом кости в сосуд, к палке прикрепят и вдоль дорожек в лесу и ставят, чтоб охраняли живых мертвые души покойников. Нет, мы иначе живем, поляне – мирный народ, и стрелы свои держим в колчанах. - заключил свой рассказ Улеб.
- Вы можете спать вон в том доме, что на окраине поляны стоит, - Улеб показал рукой в направлении дома, - он свободен пока.
- Благодарю, тебя, Улеб, ты добрый человек, - сказал Андрей, - если позволишь, мы установим здесь свою палатку, мы всегда с собой ее возим. А вот одеял и подстилок у нас нет, если одолжите на время, будем очень благодарны тебе, ночи уже холодные.
- Берите в том доме, что я вам предложил. Там все заготовлено, все есть, берите, пользуйтесь, нам не жалко. А кормиться будете с нами. У нас пищи хватит на всех.
Совсем стемнело, когда Андрей с товарищами установили палатку и перетащили из дома войлочную подстилку и одеяла, сшитые из шкур, устраиваясь на ночлег.
В палатке молился Андрей на коленях.
- Господи, чуден Ты! Благословляешь! Посылаешь хлеб и кров над головой, и здоровье даешь, заботишься о детях твоих на всех путях их. Только бы истина твоя жила во мне и освещала путь многим, ради которых Ты нас избрал. Благослови наш труд во имя Твое! Слава Тебе Единому..... , - долго молился Андрея, рассказывая Господу о том, что было у него на душе, спрашивал совет, взывал о помощи. Вечер догорал, и с лугов доносился аромат увядающих трав и осенних цветов. На темном небе появились первые звезды.

 Рано поднялись Андрей и его товарищи, чтобы пройтись по полям Улеба и увидеть мир, в котором живет эта семья. Собаки, охранявшие подступы к деревне вместе со сторожем еще дремали, но увидев идущих из деревни людей, неохотно поднялись, потягиваясь, насторожив уши.
Солнце медленно поднималось, разливая свое тепло на лес, луга, океан высоких зеленых трав, в которых повсюду виднелись на тоненьких стебельках нежные, умытые свежей росой белые ромашки, желтели колоски дикого ячменя, над травой возвышались малиновые бархатные шапки лопуха. Желтые, оранжевые, зеленые, красные осенние лесные деревья приветливо качали своими верхушками, устремленными в голубое безоблачное небо. Утро звенело, пело, жужжало на разные голоса.
 В руках Андрея был длинный посох, увенчанный крестом, с которым он давно уже не расставался. Как-то собираясь в дорогу, он потратил время, но вырезал себе этот посох из дерева ситим, прочного, как камень. Крест – вот, что постоянно напоминает Андрею цель его жизни на земле после распятия и воскресения Иисуса. Эту заповедь апостолам: „Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца, Сыны и Святого Духа”, выполнили все ученики Христа из избранных семидесяти. Жребий кидали, кому на восток идти, кому на запад, на север, а кому на юг. Сколько христианских церквей по всему миру создано! Тысячи людей узнали об Иисусе, о новом учении, и приняли его, изменили свою и жизнь своих семей к лучшему. Ради этого уже много лет ходит Андрей со своими учениками в разные страны. Мечтал Андрей всю без остатка жизнь свою положить за Христово учение, и если угодно будет Господу, то и распятым быть , как Учитель. Вот и сейчас, опираясь на свой посох, Андрей шел, греясь в лучах солнца, и размышлял, оставаться ли им в этом месте или плыть дальше. Сначала думали остановиться только на ночлег и продолжать свой путь, чтобы до зимы успеть пробраться в верховья и оттуда начинать служение. А вот сейчас, уж очень хотелось Андрею, чтобы семья Улеба услышала о Христе, о Боге живом. После проповеди одному их учеников Андрея придется остаться на зиму в этой деревне, пока не появится из членов семьи Улеба тот, кто будет поддерживать огонь веры в этих людях и дальше. Приняв решение задержаться на этом берегу на несколько дней, Андрей с облегчением вздохнул.С чего начать разговор с этими людьми, чтобы они поняли и полюбили Христа, как я и мои друзья.И вдруг,как теплый дождь, волна радости,заполнила сердце, когда на него нахлынули воспоминания "...как же это было со мной в первый раз, когда я увидел Христа?". Андрей остановился, прислонившись спиной к дереву, закрыл глаза. Как же это было давно, и как будто вчера. Они возвращались в Галилею. Иисус тогда на некоторое время снова остановился в Бетании. Креститель Иоанн собрав своих учеников несколько раз повторил "Вот Агнец Божий,Который берет грех мира" . Тогда и начали мы искать встречи с Иисусом. Однажды все-таки встретились прямо на улице. Растерялся, не зная с чего начать разговор, что спросить. Он Сам обернулся и спросил: Чего вы хотите? "Равви, где Ты живешь? - первое, что пришло на ум, как же я тогда смутился. "Пойдемте и увидите". Пришли в дом, где Он временно жил и всю ночь до рассвета беседовали. Не заметили, как стало светло вокруг, а потом еще был целый день. Не хотелось расставаться. "Истинно, истинно говорю вам, - сказал тогда Иисус, - увидите небо отверстым и ангелов Божиих, восходящих и нисходящих на Сына". Помню, как бросился на следующий день искать Симона, чтобы ему рассказать о чудесной встрече. Первое, что заявил ему: "Мы нашли Мессию..."
 Когда они вернулись в деревню, Улеб подошел к Андрею и спросил: „ что вы решили, остаетесь или будете плыть дальше?” - Я и мои друзья задержимся у вас , если вы не против. У меня к тебе просьба, собери вечером всех, чтобы мы рассказали о Боге, которого мы исповедуем . Согласен?- Давайте сделаем это после ужина, когда все вернуться домой и насытятся. Послушаем, конечно. Вы бывалые люди, послушать вас будет всем интересно.
А пока Андрей и его товарищи занялись изготовлением большого деревянного креста, который по обыкновению устанавливал Андрей в местах, где проповедывал.
 Вечером, когда после ужина люди, приглашенные Улебом, собрались на поляне, Андрей вышел вперед:
 - Скажите, мне, кто сотворил небо и землю, моря и реки, и все живое на земле и в воде? Кто отделил свет от тьмы, кто установил луну, чтобы светила нам ночью? Кто зажег днем солнце, чтобы оно давало свет, тепло и жизнь всему живому на земле? Кто прячет днем ночные звезды и луну, так , что нам кажется, что мы одни во вселенной?, - Андрей поднял руку к небу. Кто дарует жизнь человеку и зверю, когда они рождаются? - апостол умолк в ожидании ответа. Народ загудел и послышались выкрики – его имя Перун, бог молний и грома, другие закричали – это Дажьбог, бог солнца, люди продолжали выкрикивать: Лада, богиня любви, Сварог, бог неба, Ярило, бог плодородия и Хорс, и Макош, БелоБог, Велес, бог скота Многие повернулись лицом к опушке леса и начали показывать пальцами на установленные там святилища фигурок богов.
- Нет, друзья, - сказал Андрей, - это Единый живой Бог, который сотворил все. Он все и во всем. И нет равного Ему. Его дом не на земле, а в Царстве Небесном. Он живет на небе. Он все знает про каждого из нас, когда нас еще не было. Это Он соткал кости наши в утробе матери. Он вдохнул в нас душу. Он дал нам землю во владение, населил на ней зверей, наполнил реки, моря и озера рыбою неисчислимо, а в небе поселил птиц. Земля произрастает траву и всякое семя в свое время. Он дал нам волов и коней, подарил собак, чтобы нас защищали и охраняли. Дал нам овнов, тельцов, чтобы и они были нам в пищу. И над всем этим он поставил нас – людей, творение Его. Скажите, как не любить такого Бога? Как не славить Его? Он Всемогущий, Он щит и скала для нас. И нет других богов, кроме Него.
 - Но мы и наши предки всегда поклонялись другим богам? – возразил Улеб. От них зависит жизнь моей семьи и моего рода. У нас с ними союз заключен.
- Друзья, то, что сделано руками человека, не может быть богом. Это все лишь идолы, которым вы поклоняетесь. Все, что мы строим временно. Вот вы сегодня здесь осели, а завтра подниметесь и пойдете в другие места, а может налетит другое дикое, как осел племя, более сильное, чем вы и прогонят вас. Многих не станет на лице земли. Все мы скитальцы. И вы будете строить новые хижины на другой земле. И не восполь-зуетесь плодами своего труда. Здесь на земле все непостоянно. Жизнь на земле коротка' и быстротечна. Но Отец Бог приготовил для детей своих нерукотворный, а вечный дом, где все его дети будут жить вечно. Не будет болезней и смерти, не будет страданий и слез, никто не будет нападать на вас, не будет грабить и оскорблять , не будет у вас врагов, никто не сделает вас рабами, не будет за добро платить злом. Там будет достаточно пищи и тепла для всех. Одежды будут белыми и чистыми. Этот дом на небесах, в Царстве Небесном. Скажите, вы хотели бы жить в таком доме?
Все дружно закивали головами, заулыбались и одобрительно загудели. Люди слушали Андрея, как зачарованные.
- Истинно, нет человека на земле, кто не захотел бы владеть лучшим, чем у него есть.
- Но существует одно условие, - продолжал Андрей. Кто скажет, что такое истина?
Все молчали. В тишине было слышно лишь потрескивание дров в костре.
-Хорошо, - сказал Андрей, - истина — это то, что дает возможность оставаться человеку Человеком, а не зверем. Это наша совесть. Это часть Бога в нас, Его творении. Скажите тогда, что такое неправда для вас? Задавались вы когда-нибудь вопросом, что вы ждете от жизни? К чему стремитесь? Вот, допустим, вы все получили, о чем мечтали, а дальше? Что дальше?
Люди молчали, каждый боялся сказать то, что думает, чтобы не осудили их другие.

 - Бог выполнит свои обетования лишь при одном условии. Вы должны знать, что значит поступать по истине, а что значит грешить т.е поступать плохо – не попасть в цель. Многие из вас охотники и хорошо знают, что такое не попасть в цель.

Цель жизни для каждого человека – это потерянный рай, Царство Небесное.

Если вы готовите сети, чтоб уловить ближнего своего, если вы ненавидите его, готовы убить человека - вы в Царство Божие не войдете. Если вы ленивы и живете за чужой счет - вы в Царство Божие не войдете. Если вы взяли женщину силой или спали с ней, не женившись на ней - вы в Царство Божие не войдете. Это грех прелюбодеяния. Если вы обманываете, если крадете, злоречивы, скоры на гнев, хвастливы, горделивы, неверные, обижаете тех, кто слабее вас - вы в Царство Божие не войдете. Если вы поклоняетесь идолам богов иных - вы в Царство Божие не войдете. Таковы условия Бога живого.
Если вы любите жену и своих детей, своих братьев, послушны родителям вашим, старейшинам, дружелюбны, смелы, трудолюбивы, защищаете и помогаете своим и тем, кто слабее вас, готовы не пожалеть жизни своей ради спасения друга своего или ближнего своего, если вы делите свой хлеб с голодным, если любите Бога Живого, о котором я вам рассказывал, вы поступаете по истине. Как хотите, чтобы с вами обращались люди, так и вы поступайте с ними. Тогда лишь вы можете стать наследниками Царства Небесного.
Андрей сделал небольшую паузу. Легкий ветер отклонил пламя костра и белый дым с искрами взметнулся в небо. Яркие звезды и огромная луна освещали деревню таинственным светом. Тени расползлись и свет огня осветил лица людей напряженно следящих за апостолом. Пахло хвоей и дымом. Горло пересохло, но сердце бешено колотилось, как будто он бежал много миль. Лицо пылало. Андрей продолжал:
- Все, что я говорил об условиях, Господь дал людям, как заповеди. Он Сам начертал на камне, на скрижалях эти основные законы жизни, чтобы людям жилось хорошо. Он, Бог, заключил завет с людьми, договор, по которому люди должны жить. Так хочет Бог!
- Скажите друзья, когда вы слышали , чтобы ваши боги так говорили с людьми через своих посланников?
Никто не стал возражать, казалось, что сидящие у костра люди, задумавшись, сравнивали свои поступки и всю свою жизнь с теми представлениями о грехе, которые проповедывал Андрей. Никто не мог сказать, что он безгрешен и никогда не совершил злое.
- А теперь, я хочу рассказать вам о самом главном, - продолжал апостол.
В это же мгновение наступившую тишину прорезал тончайший свист летящей стрелы. Никто не успел опомниться, как стрела с железным наконечником, направленная прямо в лицо апостола, воткнулась в ствол дерева позади него. И сразу же посыпался град стрел. Все они предназначались Андрею. Опытная рука лучника не ошибалась, но стрелы, приближаясь к его голове, как завороженные меняли свою траекторию и шли выше, справа и слева, впиваясь в ствол дерева позади человека . Андрей замер, даже не шелохнулся, когда увидел смертоносный град стрел, направленный на него.
Опомнившись люди, пригнувшись к земле начали разбегаться, прячась за домами и деревьями. Улеб, вскочив на ноги крикнул: «Это древляне! За ними! ». Кто-то уже прибежал с луком и колчаном, полным стрел. Мужчины бросились в лесную чащу. Не прошло и десяти минут, как воины и вождь снова вернулись на поляну, таща за собой, сопротивляющихся трех, одетых в шкуры, бородатых мужчин, связанных по рукам и ногам. Бросив их возле костра, воины снова заняли свои места на бревнах. Вышли из своих укрытий и остальные люди, расселись, как сидели до происшествия. Люди качали головами, им не верилось, что они были свидетелями чуда – летящие стрелы меняли свое направление, как будто кто-то своею властью отводил их в сторону. Им показалось, что неведомый Андреев Бог присутствует среди них.
- Что будем делать с ними? – спросил Улеб Андрея.
- Оставь их мне, они мои.
Когда все расселись, Андрей сказал :
- Только что произошло чудо, вы все видели. Слава Господу, Он сохранил мою жизнь. В одном из Псалмов, написанных в далекие времена израильским Царем Давидом, сказано:
« Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю! Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его. Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.. .. Ибо ты сказал: "Господь — упование мое ; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим». Еще раз благодарю Бога за спасение жизни.
- Все люди грешники. Все вы знаете, даже поклоняясь идолам, что плата за грех – смерть. Разве не хотели вы только что убить обидчика, поднявшего на нас руку. Поймите, смерть это не только закрыть глаза и перестать дышать. Наши тела сотворены из земли и в землю уйдут, превратятся в прах. Дух же человека – бессмертен. И умереть духом означает не попасть в Царство Бога. Это позволить душе своей опуститься в ад, в преисподнею, где вечный огонь. Недаром я видел капища у вас, где вы приносите жертвы. Чтобы спасти избранных Богом людей, кто-то должен принести жертву. И знайте, Бог решил Сам заплатить, отдав Своего Сына в жертву за грех всех людей на земле. Он родился чудным образом у непорочной девы, имя которой Мария, без помощи мужчины, от Духа Святого Божьего. Такого на земле еще не было и никогда больше не будет. Сына назвали Иисус Христос. Трицать три года Он жил среди народа, все знал про этот народ и выполнил великое поручение Отца. Он понес грехи Всего человечества на крест, Сам, оставаясь чистым и непорочным. В Израиле, где это произошло, разбойников распинают на крестах, прибивают руки и ноги гвоздями к древу, и они там висят, пока сами не умирают от солнца, от боли и страданий. Иисус умер на кресте, но на третий день и воскрес. Он воплощенный в человеческом теле Бог. Люди, поверившие в Христа, стали Его учениками, Его детьми, прощенными и спасенными. Я тому свидетель. Теперь не нужны другие жертвы, не нужны капища, не нужна чья-то кровь, а нужна только вера и желание жить по заповедям Бога.
 Я почти все рассказал вам. Иисус воскрес и вознесся на небеса. Для каждого приходящего к Нему во вере, Он приготовил дом на небесах. А пока мы здесь, Он помогает нам, поддерживает по молитвам нашим, защищает и просит Бога милостей для нас. Он мост между Богом и человеком. Нельзя встретиться с Богом, как только через Иисуса Христа.
Я Андрей один из Его учеников, первым был призван, три года ходил с Ним. Я свидетель того, что Он делал на земле чудеса, неподвластные никакому человеку. Для Него не было ничего невозможного. Ходил по воде, воскрешал мертвых, исцелял больных, прокаженных, слепых и хромых. Учил нас жить по истине. И вот я здесь по воле Его. Он дал мне силу тоже исцелять больных возложением рук. Нести Его Слово многим и многим народам. Думаю, что и вы избранный Богом народ, и станете Его учениками.
Я разумею, что мое учение для вас новое, с трудом понимаемое.
Вы скажете, что жить по истине невозможно, что на каждом шагу ждут искушения, обиды, ненависть, зависть и много другого зла. И это правда. Самое трудное – это изменить самого себя. И это зависит только от вас, вашего желания жить по правде. Еще пройдет немало времени, когда вы станете, таковыми, какими вас хочет видеть Господь.
С вами останется мой ученик Феофил и будет учить вас всему, что сам познал. Он будет трудиться вместе с вами и не будет есть свой хлеб даром. Все, кто поймет и примет сердцем новое учение, тот обязательно поймет, что грешен и сам захочет покаяться перед Богом живым, слышащим вас. По вере вашей, только по вере вы будете крещены святым водным крещением. И это будет ваш завет с Богом. Тогда вас назовут христианами. Все христиане из разных народов – братья и нет вражды между ними.
Андрей умолк. В наступившей тишине было слышно, как крякнула на реке утка, отозвалась горлица и следом за ней где-то далеко залаяла и затихла собака.
Андрей произнес:
 - Давайте воздадим славу нашему Богу и помолимся Ему. Он стал на колени, склонился, сомкнув ладони и прижав их к груди, закрыл глаза. Он молил Христа о спасении каждого человека этого племени, услышавшего Евангелие, о просвещении этого народа, о благословениях для него, о прощении врагов, направивших свои стрелы против него, ибо сами не знают, что делают. Когда он открыл глаза, он был поражен, - все собравшиеся на поляне люди стояли на коленях с опущенными вниз головами.
По лицу Андрея потекли слезы радости.
После долгой беседы с лучниками древлян, Андрей отпустил их по домам со словами: идите и расскажите вашему племени, что слышали и что видели своими глазами. Благослови вас Господь!
Через два дня апостол в сопровождении десяти молодых сыновей Улеба воздвигли высокий деревянный крест на горе правого берега Днепра. «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей". Апостол Андрей поднялся на горы, благословил их и водрузил крест.Это было светлым утром. Яркое солнце улыбалось такой чистой безоблачной улыбкой, что в сердце Андрея поднялась волна ни с чем несравнимой радости, как будто с этого момента для него начиналась новая счастливая жизнь.

Послесловие

На своем пути апостол Андрей претерпел много печалей и мук от язычников: его изгоняли из городов, избивали. По преданию в Синопе его побили камнями, но, оставшись невредимым, верный ученик Христов неустанно нес людям проповедь о Спасителе. Трудами святого апостола Андрея воз-никали христианские Церкви, которым он ставил епископов и священство.
Последним городом, куда он пришел и где ему суждено было принять мученическую кончину, был город Патры.
 Многие чудеса Господь явил через ученика Своего в городе Патры. А было ему тогда уже 102-103 года. По римскому преданию злейшим врагом христиан в этом городе был правитель города Эгеат. Лично беседовал апостол Андрей с Эгеатом. Он исцелил безнадежно тяжело больную жену Эгеата Максимиллу. Не веря в Бога, не признавая Христа и Его учение, разгневанный Эгеат приказал распять апостола. Зная, что символом веры для Андрей является крест, язычник думал опорочить проповедь святого Андрея, если предаст его смерти на кресте, который прославлял апостол. Со смирением без сопротивления принял святой Андрей Первозванный смертный приговор правителя и с молитвой к Господу сам взошел на место казни. Его руки и ноги привязали ко кресту для продления мук. Два дня апостол с креста учил стекающийся к месту казни весь город Патры. Возмущенный жестокостью правителя народ, знавший и слушавший Андрея, начал требовать прекратить казнь. Испугавшись народного волнения и бунта, Эгеат приказал снять Андрея с креста. Но святой апостол не позволил к себе приблизиться. Андрей не пошел на компромисс, но был рад, что Эгеат в своей жизни сделал что-то доброе. Как ни пытались воины снять апостола Андрея, руки им не повиновались. Распятый апостол, воздав Богу хвалу, произнес: "Господи, Иисусе Христе, приими дух мой". Тогда содрогнулась земля и яркое сияние Божественного света осветило крест и распятого на нем мученика. Когда сияние исчезло, святой апостол Андрей Первозванный уже предал свою святую душу Господу. Крест покосился, приняв вид буквы Х. С тех пор такой крест называется Андреевским. Максимилла, жена правителя, сняла с креста тело Апостола и с почестью погребла его.
На месте, где поставил апостол Андрей крест на кручах Днепра через пять веков был основан великий город Киев.
А по всему миссионерскому пути апостола благодарные потомки воздвигли, стоящие и поныне, христианские храмы, соборы и церкви имени святого Андрея.

***
Существуют разные противоречивые мнения о посещении ап. Андреем скифских земель. Одному Богу известно, где и когда и на каких землях были апостолы по заповеди Христа нести благую весть языческим народам. Но согласно истории уже с 1116 года сын Всеволода Ярославича, Владимир Мономах, приказал игумену Выдубицкого монастыря Сильвестру внести в «Повесть временных лет» русский вариант легенды об апостольской миссии Андрея Первозванного. Так с того времени рассказы о посещении апостолом земли русской непременно включаются во все последующие летописные списки.
   на картинке - работа Николая Ломтева (исторического живописца)- апостол Андрей водружает крест на горах Киевских.