Взгляд на творчество В. В. Маяковского. Яни Сит

Журнал Мастерство и Вдохновение
*Послушайте! Ведь если звезды зажигаются!* -
Взгляд на творчество поэта Владимира Маяковского.
Автор Яни Сит
http://www.stihi.ru/2005/08/19-307

 Раннее творчество Маяковского удивит любого читателя. Большинство его поэм не переведены.
 
Версия перевода "Послушайте", представленная в данной публикации, является самой лучшей среди всех вариантов перевода этого стихотворения. Ритмика и музыка перевода by Maria Enzensberger with a foreward by Elaine Feinstein поразила всех литературоведов в мире. Эта версия наиболее точно передаёт индивидуальность поэта.

 Творчество Владимира Маяковского стартовало в 1912 на Московском бульваре. Стихи родились в непринуждённой беседе с Давидом Бурлюком, студентом и другом поэта. Давид Бурлюк представил молодого Владимира Маяковского своим друзьям. Бурлюка считают *отцом Русского футуризма*. В это время в искусстве развивались течения кубизма в живописи и футуризма в поэзии. Гуро, Ларионов, Каменский, Гончарова, Татлин, Малевич публиковали всевозможные литературные иллюстрации,организовывали художественные выставки, публичные лекции и дебаты с целью нести новое искусство в жизнь.Кубо-Футуризм был освоен московскими футуристами в 1913 году, они нашли связь между футуризмом в поэзии и кубизмом в живописи.

 В тот же 1913 году футурист Крученых (Kruchenykh) описал процесс так: "Футуризм в живописи использует части плоскости - диагональные секции и геометрические формы, особое освещение; поэты-футуристы работают с измельченными словами, частями слов, половинками слов, и создают новые словесные комбинации". Поэзию Маяковского можно описать как *словесную живопись*, стихи его читаются как *кубизм в искусстве*. B это время он также активно работает в области рисунка, участвует в художественных выставках Ларионова в 1913 году. Примерно в том же году Маяковский и Татлин выпустили ссерию иллюстрированных брошюр. Второй типичный футуризм в творчестве поэта Маяковского - это урбанизм. Он писал стихи на городскую тематику, социальные, связанные с непосредственной жизнью людей, используя футуристический метод повествования: части слов, словесные комбинации, неологизмы. Ранние поэмы также характеризуются любовью поэта Маяковского к революции.

 Любовь к четырём женщинам, самой любимой и дорогой из которых, всё-таки, была Лилечка Брик, разрыв с любимой, одиночество, революционные взгляды, предательство друзей, недоверие Сталина - всё это явилось слоённым пирогом из многих причин, из-за которых поэт совершил четыре попытки самоубийства. После революции тон поэзии Владимира Маяковского становится наиболее драматичным. Маяковский поставил несколько фильмов в этот период :
фильм "Молодая девушка и хулиган" сохранился. Наиболее примечательным стихотворением Маяковского явилось: "Послушайте", переведённое почти на все языки мира. В нём отразилась боль и страсть поэта, его духовность, вера в гуманность и доброту, в красоту сердца человеческого. Разрешите представить Вам наилучший из переводов этого стихотворения великими мастерами литературного перевода Maria Enzensberger with a foreward by Elaine Feinstein.
*
перевод: Maria Enzensberger
with Elaine Feinstein

Listen,
if stars are lit,
it means there is someone who needs it.
It means that someone wants them to be,
that someone deems those speckles of spit
..........................magnificent.

And overwrought,
in the swirls of afternoon dust,
he bursts in on God,
afraid he might be already late.

In tears,
he kisses God's sinewy hand
and begs him to guarantee
that there will definitely a star.

He swears
he won't be able to stand
...............the starless ordeal.

Later,
he wanders around, worried,
but outwardly calm.
And to someone else, he says:

"Now,
it's all right.
You are no longer afraid,
are you?"

Listen,
if stars are lit,
it means there is someone who needs it.
It means it is essential
that every evening
at least one star should ascend
over the crest of the building.
1914

*
Часть II

*У ЛЮБВИ ТВОЕЙ И ПЛАЧЕМ НЕ ВЫМОЛИШЬ ОТДЫХ!*!*

Любовь к Лиличке Брик, Веронике Полонской, переписка с живущей во Франции женщиной... Боль, одиночество, предательство друзей, униженный Сталиным патриотизм. Четыре попытки самоубийства...

...Перед моими глазами красивый молодой мужчина с сигаретой в зубах - мой Владимир Маякoвский!

Дым табачный воздух выел.
Комната -
глава в крученыховском аде.
Вспомни -
за этим окном
впервые
руки твои, исступленный, гладил.
("Лиличка!")

***
Кроме любви твоей,
мне
нету моря,
а у любви твоей и плачем не вымолишь
.............................отдых.
("Лиличка!")

***
Когда я училась в школе, изучала поэмы В. Маяковского "Владимир Ильич Ленин" и "Хорошо!", а также "Левый марш!". Из любовной лирики ничего не было включено в программу. Сегодня я хочу представить Вам отрывки из любовной лирики Владимира Маяковского...

***
Если б так поэта измучила,
он
любимую на деньги б и славу выменял,
а мне
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени...
("Лилечка!")

***
Слов моих сухие листья ли
заставят остановиться,
жадно дыша?
Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг..................
("Лилечка!")

***
И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылелась из меня
и расплылась в шелесте.
"Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте... -
...Деточка,
все мы немножко лашади...
("Хорошее отношение к лошадям")

***
Но враг не сунется - В небо сторожно
глядит, не моргнув, Атлантический глаз.
То стынешь в блеске лунного лака,
То стонешь, облитый пеною ран......
("Атлантический океан")

***
Маяковского считают одним из основоположников футуризма по форме и стилю изложения мыслей в стихах. Для меня же он всегда был и будет святым поэтом, независимо к какому стилю критики причисляли его стихи...

***
Любит? не любит? Я руки ломаю
и пальцы
........разбрасываю разломавши
так рвут загадав и пускают
.......................по маю
венчики встречных ромашек........
("Неоконченное")

***
море уходит вспять
море уходит спать
Как говорят инцидент исчерпан
любовная лодка разбилась о быт
С тобой мы в расчёте
И не к чему перечень
взаимных болей, бед и обид...
("Неоконченное")

***
Гражданин фининспектор, "я выплачу пять,
все *нули* у цифры скрестя!
Я *по праву* требую пядь
в ряду *беднейших* рабочих и крестьян.
А если *вам кажется, *что всего дело'ов -
это пользоваться *чужими словесами,
то вот вам *товарищи, моё стило',
и можете *писать* сами!
("Разговор с фининспектором о поэзии")

***
"Гражданин фининспектор! Простите за
...........................беспокойство.
Спасибо...*не тревожьтесь...я постою...
У меня к вам *дело* деликатного свойства:
о месте *поэта* в рабочем строю.
(("Разговор с фининспектором о поэзии")

***
Есть ли наших золот небесней?
Нас ли сжалит пули оса?
Наше оружие - наши песни.
Наше золото - звенящие голоса.
("Наш марш")

*
Выбегу,
тело в улицу брошу я.
Дикий,
обезумлюсь,
отчаяньем иссечась.
Не надо этого,
дорогая,
хорошая,
дай простимся сейчас.
Всё равно
любовь моя -
тяжкая гиря ведь -
висит на тебе,
куда ни бежала б.
Дай в последнем крике выреветь
горечь обиженных жалоб.
("Лилечка")
*

Часть III

Дай хоть последней нежностью выстелить твой уходящий шаг!
http://www.stihi.ru/2004/09/28-982
автор Яни Сит
.....................Я знаю силу слов и знаю слов набат!
..............................Владимир Маяковский.

Где Лилия Брик, Владимир!
........Где спит Oсип Брик?
Где Вероника Полонская
......дышит любовью? -
Хочу заплакать истерически -
........В КРИК!!!
И твои четыре
.....попытки самоубийства...
могла бы, верю, предотвратить...
Минутой молчания
.....почтим поэта и человека!...
Володя! Мне бы в твою эпоху жить!
Ты, такой сильный
...........и такой слабый...
В зубах - сигарета,
.................на сердце боль!
Не пожалел и тебя Сталин...
Летел ты с обрыва известности
.............в неизвестность -
с тобою моё сердце доколь...
"Лошадь, не надо,
Лошадь, слушайте -
чего вы думаете, что их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь."
Так верю я, в твоё воскрешение!
В твою нежность,
.......прострелившую моё сердце!
Да, Володя, все мы
................немножко лошади...
И бьёт в нас непонимание
холодных,
...........бездушных иноверцев.
Больно и обидно
...........за твою судьбу так!
"Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг."
*

В эту поэту включены выдержки
из двух любимых стихов Маяковского:
"Лиличка!" и "Лошадь не надо.Лошадь,слушайте"
*

Часть IV

Словарь Литературоведческих Терминов., Москва, 1988:

Футуризм
__________

Футуризм ( от лат. futurum - будущее). 1. Как литературное течение возникло в 1909 году в Италии (во главе с Маринетти), выступившие с проповедью формалистических новшеств в поэзии (отказ от синтаксической организации речи, введение неязыковых форм в текст: нотных и математических знаков и пр.).

Возникшее в России в 1910 году течение в литературе и живописи - кубофутуризм представлено прежде всего в творчестве И. Северянина (эгофутуризм), В. Маяковского, В. Хлебникова, братьев Бурлюков, В. Каменского.

Словарь Литературоведческих Терминов.
Справочные материалы.

Акмеизм
___________

Акмеизм - литературное течение в русской поэзии второго десятилетия двадцатого века. Акмеизм выделился из символизма. Акмеизм проповедовал ясный, свежий и "простой" поэтический язык, где слова прямо и четко называли бы предметы, не обращались, как в символизме, к "таинственным мирам". Название Акмеизм шло от греческого "akme" - "острие, высшая точка", что указывало на стремление Акмеизма к особому точному образу.
К Акмеизму принадлежали или примыкали С. Городецкий, Н. Гумилёв, О. Мандельштам,
А. Ахматова и др.

Однако реальность, к которой настойчиво стремился Акмеизм., ограничивалась природой, картинами прошлого, галантной экзотикой, миром вещей и личными взаимоотношениями людей. Создав немало интересных лирических стихов, акмеисты поэтому не смогли стать вровень с запросами революционного времени, а в ряде случаев вступали с ним в противоречие. Слабости Акмеизма отметил в своей статье "Без божества, без вдохновенья" Александр Блок.

Словарь Литературоведческих Терминов.
Справочные материалы.

-----------------------------------------

Символизм
__________
 
Символ (от греч. symvol - условный знак). В Древней Греции так называли половины разрезанной надвое палочки, которые помогали их обладателям узнать друг друга в далеком месте. Символ - предмет или слово, условно выражающий суть какого-либо явления. Так, в словах "Вакхической песни" Пушкина "Да здравствует солнце, да скроется тьма" солнце выступает как символ счастья, радости, разума. Буревестник у Горького - символ, предвещающий революционную бурю. Заключая в себе переносное значение, Символ близок тропу (в частности, сравнению, метафоре).

Индивидуальный характер имеет символ в творчестве символистов. Например, Символ Прекрасной Дамы у Блока. Символизм - это литературное направление (течение) конца ХIX - начала ХХ века. Символизм сложился во Франции уже в 70 -80-е годы ХIX века. Символ для символистов - это общепонятный знак. От реалистического образа он отличается тем, что передаёт не объективную суть явления, а собственное индивидуальное представление поэта о мире, чаще всего смутное и неопределённое.

Многие символисты выражали идеи декаданса, отражая пессимистические настроения, создавая символы смерти, увядания. Но к символам прибегали и поэты, занимающие прогрессивные позиции, например, бельгийский поэт Эмиль Верхарн, автор поэтического сборника "Города-спруны", немецкий драматург Г. Гауптман, автор драмы "Потонувший колокол", бельгийский драматург М. Метерлинг, создатель драмы "Синяя птица".

В России Символизм сформировался в 1890-1900-е годы (Д. Мережковский, З. Гиппиус, К. Бальмонт, В. Брюсов, Ф. Сологуб); позже в русле символизма выступили А. Белый, А. Блок, С. Городецкий, Вяч. Иванов. В эти десятилетия Символизм определял лицо многих журналов ("Весы", "Золотое Руно", "Аполлон"). Серьёзные исторические испытания (русско-японская война, революция 1905-1907 годов) ускорили размежевание среди русских символистов. Лучшие поэты - А. Блок, В. Брюсов, А. Белый - постепенно отходили от Символизма.

В. Брюсов и А. Белый проявили себя в последние годы творчества как художники гражданского склада. Поэма " Двенадцать" А. Блока (1918), стоящая у истоков советской поэзии, соединяет черты как реалистической, так и символистской поэтики.

Словарь Литературоведческих Терминов.
Справочные материалы.
Материалы для журнала "Мастерство и Вдохновение"