Фрактальная Геометрия и Поэтический Процесс

Alla Gozun
Письмо Александры Барвицкой, сочинённое ею
в часы ночных раздумий о судьбах сетевой
поэзии и адресованное главному редактору
стихи.ру, смиренно лежит передо мною.
http://stihi.ru/2005/09/01-1384

Каюсь! Вначале я... одним словом, чуть было не оскоромилась,
в смысле, чуть было не подняла руку на это письмо, а уж чего
казалось бы проще:в нем есть для этого все - и название,
и обращение, и детски  наивная,
а потому извинительная,  вэни-види-виция, и перенасыщенность
употребления личного местоимения Я, и призывы "держать и не пущать",
и предложение очистить помещение в виду усталости караула, да мало
чего ещё, но, как говорится,  Б-г миловал.
А почему? - Да потому что - когда воробьи чирикают - пушки
должны молчать.

Далее.
Попыталась я  вообразить себе, скажем, И.Бродского,
вставшего посреди ночи и написавшего открытое письмо
Генсеку ЦК о безобразиях в советской поэии с призывом
навести порядок и вышвырнуть из СП всех графоманов и
тунеядцев от поэзии, и оставить там 9-10 бессмертных,
в том числе и его, Бродского.
По причине его, непризнанной руководящим и направляющим
органом, гениальности.
Попытаться-то попыталась, а вот представить себе
не этого не смогла.  А почему? - Да потому - что это
был не просто абсурд, а абсурд абсурдный.

 Раскупорила я тогда бутылку Perrier и...
- «Чего в мой дремлющий тогда не входит ум?» -
вспомнила вдруг о фрактальной геометрии, восхитившей меня своей,
радующей душу, изысканной простотой, которая не приобретается,
а с которой рождаются,и подумала я, что проблемы в том виде,
в каком её, совершенно искренне, представляет себе уважаемый автор
открытого письма, такой проблемы ни в каком виде не существует и
потому попытка решить её с помощью этого, такого, казалось бы, 
простейшего средства, ещё более абсурдна, чем воображаемое
открытое письмо Бродского генсеку ЦК КПСС

И вот, что вошло тогда в мой дремлющий ум. -
А что если взглянуть на эту проблему с другой, качественно
новой, стороны, а именно - с позиций фрактальной геометрии?
Б. Мандельброт, создатель фрактальной геометрии, в первом
параграфе своего руководства пишет о том, что традиционная
геометрия не способна описать форму береговой линии, облака,
горы, или дерева, потому что для этого нужна другая геометрия,
геометрия,  которая сочетала бы в себе красоту симметричных
объектов с красотой объектов живых, очаровывающих нас своей
 неправильностью. Не так ли и в поэзии?
Поэзии, как и всему в природе, свойственно само-подобие,
то есть бесконечное повторение одного и того же узора,
и чем дальше от сердцевины, тем больше узор, то же самое
что и круги по воде от брошенного камушка.
Попытки подогнать любой процесс, в том числе и поэтический,
который может быть определен, как самый хаотичный в литературе,
а потому кажущийся неуправляемым, так вот, попытки затолкать
этот процесс в штанишки традиционных геометрических форм не
только непродуктивны, но и «чреваты» своей полной безнадежностью.
Это все равно, что пытаться с помощью треугольников и квадратов,
построить модель дерева или, скажем, модель удивительно красивой
системы капиллярного кровотока печени, что невозможно, потому что
невозможно тчк

Уж сколько раз твердили миру, что математика это – поэзия,
из чего выходит, что поэзия это - математика, следовательно,
она подчиняется математическим законам,  в том числе и законам
фрактальной геометрии.
И если сегодня уже знают  какому математическому закону
подчинятся сердечный ритм, то завтра будет известно -
какому математическому закону подчинён поэтический процесс.
Но не будет ли это знание грозить перепроизводством
поэтических гениев и, как следствие, девальвацией поэзии?
Сомнительно - потому что поэтом, как и математиком, надобно
родиться.

Что же до управления поэтическим процессом и вообще любым
творческим процессом, то примеров провала этих попыток более,
чем достаточно: присной памяти соцреализм, пролетарская
поэзия, советская живопись,советская музыка и пр.
Сколько их было приглаженных, прилизанных, причесанных
на один манер и где они сейчас, все эти, шагавшие строем
под гармошку к сияющимвершинам коммунизма, и также строем
идущие ныне на три буквы?
Вопрос риторический, а потому ответ не нужен.

Поэтический процесс есть литературная модель теории Хаоса:
кажется, что никто никем не руководит, этакое броун-секаровское
хаотичное движение, ан нет, в поэтическом «брожении», так же
как и в броун-секаровском  движении, есть скрытые от простого
глаза закономерности, которые угадают главное, без постороннего
и, увы, чаще всего агрессивного вмешательства.

Что же делать? - Что? – А ничего не делать?
Ну,  разве что абстрагироваться и делать своё дело,
каким бы оно ни было, в том числе и стихосложение.
Что же до пессимистических прогнозов в отношении
стихи.ру, то они, по меньшей мере, необоснованны.
Это, скорее всего, участь карликовых поэзо_сайтов,
которые обречены на вымирание из-за отсутствия
вольного ветра, притока свежей крови, отсутствия
широких площадей и мн.др.
Стихи.ру – это гигантская поэтическая биомасса,
без которой ничего «гениальнава не рОдится».

P.S.
Лозунг Александры Барвицкой - " Мой выбор - Поэзия!"
есть не более, чем лозунг без всякого материального
обеспечения. Выбирает Поэзия. Она заключает брачный
контракт по своему выбору, и только она имеет право
прервать его в любую минуту и без объяснения причины.

----------
На фото:
Фрактальная снежинка Коха - один из самых известных и
загадочных геометрических объектов - описана шведским
математиком Хельге фон Кох в 1904 году.