Школа рифмы - 1

Валерий Вин
ШКОЛА РИФМЫ

Публикую ее вовсе не для того, чтобы научить своих коллег делать то, что сам умею.
Куда денутся мои стихи на фоне грядущей конкуренции, если мне удастся кого-либо с помощью этой школы обучить своим навыкам.
Думаю – этому научиться нельзя. Это – как абсолютный слух, который не вырабатывается
с опытом, а дается с рождением. (Но без опыта здесь не обойтись).

Да, конечно я стал и развратен
и тем лучше мне, чем моложе.
Но уверен – не буду отвратен
той, что сдуру себя мне предложит.

Словно паводок, душу затопит
ее тихий березовый лепет.
Да, конечно, мне нравится ОПЫТ.
Только если не опыт, а ТРЕПЕТ .. *)

*) Прием называется «ФИГУРА УМОЛЧАНИЯ».
*) 5-я и 6-я строчки – прием «ОБРАЗ» - (расширенное СРАВНЕНИЕ). Может быть зрительный, слуховой, смысловой. В данном случае – зрительно-слухово-смысловой.

     Отличие моего арсенала от такого оружия, как абсолютный слух, в том, что слух - не такое уж редкое явление. Мои качества можно было приобрести только в результате –

Твердишь ты, что дан мне дар божий?
Подольше о нем ГОвоРИ.
Но знай, что он был расположен
на самой вершине ГОРЫ.
*** 
«ГОРЫ – ГОвоРИ» – абсолютно консонансная рифма с «вставленным» слогом.

     Кроме 50-летнего опыта сочинения стихов и 15-летнего опыта их продажи (с 1991 г. книга «ИЗМЕНА») мой арсенал вручило мне наличие сочетаняе равных поэтических и композиторских качеств. О такой сумме качеств или я не слышал, и поэтому не знаю,  или его не было.
     Если к ним присовокупить мою память, вполне вероятно такого больше никогда не случится. (Ах, как разозлятся некоторые читатели. Скольким «стихирянам» этим заявлением я отрезал путь к следующим страницам моей ШКОЛЫ. Не верю в многолюдие на ее страницах). Но что мне толку от слабых? О них –

Радости мне нету от общения.
Кислыми встречают меня минами.
Кто потерпит рядом с собой гения –
это унизительно, как минимум.
*** 
Обращаю Ваше внимание на рифму - «МИНАМИ – МИНИМУМ». Такие на дороге не валяются. Компьютером их не вычислишь, из компьютера не почерпнешь.

     Известные барды, известные рокмузыканты – если речь идет о их композиторских качествах – профаны (как бы вы, мои драгоценные чяитатели, их не обожали) в сравнеиии с профессиональными композиторами (одним из которых, и, конечно же, не самым лучшим, являюсь я. Мой ранг – Фрэнсис Лэй, Мариконэ, т.п.).
     Возникшие в Вас, читатель, или сомнения в моей  самооценке, или возмущение моей нескромностью развеет Ваш визит в мой сайт www.valervinar.narod.ru , если, конечно, Вы не пожалеете 20-ти минут траффика на «скачивание» с «тормозного» «narod»а пары моих инструментальных пьес.      
     Надеюсь, Лей и Марконэ, как композиторы, на вашем фронте могут поспорить с любимыми вами Окуджавой, Устиновым, Щербаковым, Луферовым, Дольским (я называю самых музыкальных русских бардов). С Гребенщиковым, Макаревичем, Цоем, Шевчуком, Тальковым (Называю самых музыкальных русских рокеров).
     Цель моей публикации иная. Объяснить – чем на подсознательном уровне, какими механизмами, мои стихи завоевывают себе не только читателей, но и покупателей (63000 продаж из собственных рук), что весьма различно.
     Цель моя - продемонстрировать арсенал поэтических приемов, которыми оснащена только моя крепость. Первоисточники этого арсенала (не я его изобрел, но только я в таком количестве приемов сконцентрировал) – Маяковский, Кирсанов, Асеев, Есенин, Пастернак, Евтушенко. Очень многое из того, что умею я, умел Высоцкий (ученик Галича).
     Сейчас многое из него умеет никем из вас не замеченный в особых талантах Владимир Асмолов. Приглядитесь к нему (если случится) – может, полюбите так, как люблю его я.

Пусть не ДеЛОНЫ, не СталЛОНЭ,     *)
но для себя мы – этаЛОНЫ.
И больше всех нас ПОРАЖАЮТ.
те, что во всем нам ПОдРАЖАЮТ.   **)
***   
*) Две одинаковые рифмы в одной строчке идентифицируйте, как «ВНУТРЕННЮЮ» рифму.
*) Общепринятое мнение об ущербности «глагольной» рифмы возмутительно ошибочно, если глаголы рифмуются очень длинным рядом звуков. Такие глаголы редки. И  потому эта рифма не менее ценна, чем другая, достойная внимания.
Еще об этом катрене – здесь четыре «абсолютно консонансные» рифмы. Схема его –
«а-а-б-б».

     Если бы стихотворение было бы длиннее, чем один катрен, и сохранило бы довольное редкую схему – «а-а-б-б» (обычная – перекрестная «а-б-а-б») с абсолютной консонансностью на протяжении нескольких катренов, то впечатление от такого стиха многократно бы усилилось.
     Примеры абсолютно точного соответствия схемы первого катрена в последующих
будет не раз приведено в этой ШКОЛЕ.
     Наличие такого соответствия на протяжении длинного произведения говорит о его жесткой внутренней рифмо-ритмической организации.
     Меня часто мои покупатели спрашивают – КАК ВЫ МОЖЕТЕ ПОМНИТЬ СТОЛЬКО информации? (Когда я играю с ними в свою игру «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»  В следующей публикации я ее опишу).
     Отвечаю - МНОГО БЕССИСТЕМНОЙ, НЕОРГАНИЗОВАННОЙ, НЕЗАКОНОМЕРНОЙ ЧУШИ НЕ ЗАПОМНИШЬ. Не верю в нобелевских лауреатов, которые читают свои стихи по бумажке. Все таковые – шарлатаны  (как и жюри организаций, которые их награждают). А в результате, проходят прохожие мимо выставленных на продажу стихов

… и тоскливо произносят - А-а-а – это сти-хи-и-и.

Будто, если в книге проза, значит хороша.
а стихи – так это просто на ушах лапша.

Не от вас ли всех уходит в горы Алитет?        ***)
От ментов он происходит – ваш менталитет.
Это подлые поэты виноваты в том,
что никто занятье это не зовет трудом…
***
***) Сочинен стих тогда, естественно, когда все читали книгу «Алитет уходит в горы» - 35 лет назад. Я первый так про ментов скаламбурил.

     Вернемся к нашим Делонам. Три таких приема из поэтического арсенала в одном катрене дают впечатление не суммы, не произведения, а куба.

РАЗДЕЛ – (основное мое оружие) – «СОСТАВНАЯ» рифма. ПРИМЕРЫ (несть им числа)

Мужчин таких на каждом на уГЛУ ПуСТЬ
назвал бы глупым каждый идиот.
Ты – женщина! Тебя не портит глупость.
НаоборОТ. Она тебе идЁТ.                *) **)
***
*) ОТ – «внутренняя» рифма  ЁТ.
**) ИДЁТ и ИДИОТ – «ПОЧТИ ОМОНИМ».

Про мудрость зря толкуем мы сВОЮ иМ –
Мудрее нас намного наши ФЕИ.
Мужчины, мы за то всю жизнь ВОЮеМ,
чтоб доставались женщинам троФЕИ.
***
ФЕИ – троФЕИ – абсолютно консонансная рифма. Притагательность таковой (как и любой другой) – длина рифмы. Чем длинней, естественно, тем ценнее (потому что реже встречается. Это – как редкий минерал, марка и т.д.). В данном случае это три звука, что больше обычного на один.
Поэты или БОМЖИ –
Все об одном и ТОМ ЖЕ:
- Куда пришли о, боЖЕ?
Уходим для чегО ЖЕ?
***
     Ударение в слове бОмжи, так же правомерно, как и бомжИ, т.к. БОМЖ – это не русское слово, а аббревиатура – человек «Без Определенного Места Жительства».
     В этом катрене слог «ЖЕ» аллитерированный (значит повторенный многократно, в данном случае три раза), повторяемый слог.
     В пределах четырех строчек наличие двух мощных литературных приемов не суммирует, а умножает впечатление от них. (Все это происходит на подсознательном уровне. Никто, естественно, при чтении стихов, никогда не проводит такого анализа
не проводит.
     До следующей страницы.
---------------------------------------------------------