Древнегреческая песня

Clittary Hilton
Называют меня Эвридикою
И зачем за мной ходит Орфей
И в дорогу отправился дикую
Вслед за мной в королевство теней?

И с кифарой своей семиструнною
Он границы Аида достиг
Сам Харон его ночью безлунною
Точно зайца провёз через Стикс

А вчера пред самой Персефоною
В королевском подземном дворце
Мой Орфеюшка, неугомонный мой,
Закатил вдохновенный концерт

Королева теней вся растрогалась
Сам король их ко мне подобрел
Отпустил под условие строгое
Чтоб Орфей на меня не смотрел

Потому я такая счастливая
Распеваю о том и о сём
Никакая змеюка кусливая
Мне сегодня совсем нипочём

Он шагает кифарой нагруженный
Мы на землю бредём изнутри
Только милый мой, ласковый, суженый,
Не смотри на меня, не смотри !

__________________ ПРИМЕЧАНИЯ

Эвридика — нимфа, жена Орфея, погибшая от укуса змеи. Чтобы вернуть жену, Орфей спустился в Аид и растрогал своими песнями Персефону, которая разрешила Орфею вернуть умершую Эвридику на землю, но с условием не оглядываться на тень жены и не разговаривать с ней до выхода на дневной свет. Орфей нарушил запрет и навсегда потерял жену. Философской глубины миф не имел, хотя и был весьма нравоучителен.

По Виргилию, это была простая небрежность. Выкарабшись на свет земной, Орфей решил, что все условия выполнены, забыв, что скорость колонны определяется скоростью её самой медленной части, которой в данном случае оказалась Эвридика. Нравоучений тут немало: Орфей, не гони картину, а сначала подумай; Эвридика, не копошись, а прилепись к мужу своему и следуй за ним вприпрыжку.

По Овидию ситуация несколько глубже. Орфей волновался, не отстала ли Эвридика, ведь она может потеряться и не выбраться наружу... они шли за Гермесом, который их выводил из Аида трудными каменистыми тропами... Орфей едва поспевал, а сзади бесшумно шла тень жены... как тут не оглянуться?.. Полагаю, что каждый мой читатель поступил бы так же как Орфей!

Какой трогательный миф, не правда ли? Причем happy end тут не просматривается ни под каким углом. Напомню, что погиб Орфей от руки менад, разгневанных на то, что он отказался принимать участие в их оргии... Полуобнаженные, в шкурах пятнистого оленя, со спутанными волосами, подпоясанные задушенными змеями и восклицая "Вакх, Эвое", менады растерзывают в лесах и горах диких животных и пьют их кровь, а тирсами выбивают из скал и земли молоко и мед... Нет, вы подумайте, Орфей был растерзан менадами за то, что, храня верность памяти Эвридики, он отверг их вакханалии! Когда я это поняла, я заплакала... где бы и мне найти такого Орфея?

И бросилась перечитывать Овидия, Метаморфозы, Книги X (78-85) и XI. К сожалению, Овидий несколько остудил мой энтузиазм. Оказалось, что поклявшись хранить память Эвридики с женщинами, Орфей сосредоточил огонь своей любви на юношах. «Наслаждайтесь любовью юношей», говорил Омар Хайям, «в раю этой утехи не будет».
 
Хотя греки боготворили Орфея, но наш гомофобский мир ему юношей не простил. Великий Albrecht D;rer, нарисовав Орфея терзаемого менадами на фоне чахлого деревца, поместил наверху ленту со словами «Orpheus, der erst Puseran», то есть «Орфей, первый содомит». Это явно не в русле Хайямова эпикурейства.