Лавина хайку в месяц хайдзына-пушкиниста

Младен Пулек
Коротенькое вступление.

Это не классификация, не оценка, не попытка построить.
Это всего лишь собранные мной в один файл трехстишья за июнь, которые по каким-то причинам (не уточняйте – по каким именно – все равно не скажу - не потому что скрываю, а потому что не знаю) показались мне интересными.

Поначалу я собирался выбрать не более десятка самых лучших, но потом как-то так получилось, что собралось то, что собралось.
При этом я руководствовался исключительно чувством собственного интереса.
Даже не вкуса.
Шевельнулось что-то внутри - в корзину.
Я не собирался никого критиковать.
Поэтому не обижайтесь, если что не так.

И вот что за собрание сочинений у меня получилось.
не моих, конечно.

Начну с Танцующей Птицы.
Не потому что лучшее - потому что первым попалось.

Нежен твой голос.
Небо ночное видно
Сквозь кроны сосен. (Танцующая Птица)

Очень романтичная хайка Танцующей Птицы открывает июньскую подборку.
Даже несколько эротическая.
Иногда мне даже кажется, что Танцующая Птица живет где-то неподалеку от меня, и мы с ним видимся на выходных, не подозревая того, кем каждый из нас является на самом деле.

Ах! Сердце поёт
От улыбки девчушки
Семнадцати лет... (Танцующая Птица)

Ва! Да у нас еще и возраст приблизительно сходный.
У меня ведь тоже сердце поет в таких случаях.

Отмаялся май
Затих, прикрывшись листвой,
Канул в лето. (Галямин Александр)

Хороший образ. Хотя, конечно, обилие глаголов скорее роднит это трехстишье с традиционной русской пейзажной лирикой.

Несказанное
Ветром обид унесло,
Вернулось дождем. (bruma)

Bruma, как всегда, необычайно утончена в своих чувствах и средствах их выражения. 

С веток акации
сбиты на землю цветы
майский ливень прошел (Pelagie)

Несмотря на все несовершенство стихотворения, Полина смогла передать в нем что-то живое.
Какое-то сразупоследождевое ощущение.
Типа свежей мокрости, что ли.

Так и просится поправить примерно так:

Тонут в грязи
Цветы акации
Майский ливень

Хотя...

Платье сброшено.
Эй, бесстыжее солнце,
приласкай меня! (Девятый Месяц)

Вот так, и не иначе.
Слова настоящего бесстрашного командира привыкшего командовать ротой самураев.
Или дивизией, на край.

В квартале дзёро
Гибнет честь самурая...
А, не обидно... (Кузьма Ивов)

а еще можно было бы: «а, не жалко…».
И действительно – чего тут жалеть?
Честь самурая в кварталах дзёро не пострадает.
Самураи – не люди что ли?
Разве что попадутся слишком дешевые дзёро, с которым придется надраться до чертей, чтобы не раздражали своим внешним видом.
Редкое стихотворение, где употребление такого затасканного слова как «самурай» не выглядит излишне неуместно.

Раннее утро.
Шагаю к вокзалу,
как к космодрому (Кузьма Ивов)

В этом, право, есть что-то такое. Как бы это поточнее сказать? Космическое что ли. Причастность к вселенским делам. Действительно – идти на вокзал как на космодром, застегивая на ходу гермошлем. То ли к себе на родину возвращаешься, то ли, напротив, на надоедливую работу. Где-нибудь на Тэте Волопаса.

ветер - неумелый парикмахер
волосы дождя запутал (Бескрылое Существо)

в этом стихотворении, кажется, не соблюдены едва ли не все канонические стандарты: две строки, количество слогов, да и прямое откровенное сравнение «ветер – парикмахер». да еще "волосы дождя". Однако какое-то чистое и трепетное чувство так и притягивает взгляд.

нити проводов
усеяны птицами -
нотная тетрадь... (В.В.)

здесь тоже с первого прочтения кажется, что есть сравнение – «нити проводов»… а впрочем – если есть канаты проводов, то должны быть и нити. Постойте… а нити разве могут быть усеяны? Да еще птицами. Усыпаны… унизаны…усажены… нет, пожалуй, усажены – это явно не из той оперы. А само напрашивающее – а вовсе не явное сравнение проводов с птицами с нотными линейками с нотами на них очень даже правомерно. Да если птицы при этом еще и чирикают музыкально.

в зеркале щенок,
каждый день проверяет
не вырос ли он... (В.В.)

ну что тут скажешь? Хорошо. Лопоухий большелапый щенок как живой возникает перед зеркалом и смотрится вместе с вами из вашего детства, как и вы когда-то. И я разумеется.

утренний кофе
долго-долго кипятил -
остыли угли... (В.В.)

а это один из трех июньских шедевров, что сподвиг меня на это разбор. Утренняя нега, долго-долго стынут алые с синими языками пламени угли в полуразобранной печурке летней кухни, пытаясь докипятить вожделенный кофеек. А вокруг такая нега, что не хочется даже шевелиться, заворожено глядя на угасающее пламя…

проснулся в слезах -
журавлиное: "Прощай..."
услышал сквозь сон... (В.В.)

поначалу я даже не обратил внимания на это сти. И лишь потом с удивлением обнаружил, что оно так напоминает моего собственного лин хэ растаявшего в облаках.
И память о Ляо Золотой, естественно.

глупая мошка,
не тебе зажег фонарь –
любимую жду… (В.В.)

ага, конечно – знакомая интонация, немного капризная, в ожидании сердешной подруги.

Букет сирени…
Исполни желание
Заветный цветок. (Елена.е)

А вот и второй шедевр – как-то они все оказались уж слишком близко ко дню рождения незабвенного нашего АС’а. То ли все хайдзыны внезапно почувствовали повышенную ответственность перед русской словесностью? А здесь столько непосредственной искренности, будто бы невольно прорвавшейся из глубин подсознания.

Солнечный зайчик
Позолотил ладошку.
Купить бы лето… (Елена.е)

и продолжение. Вот в чем дело – оказывается, лета хочется. Как я тебя понимаю, Лена! Барабаню по клаве замерзающими пальцами, поглубже кутаясь в старый тулупчик.

А какова логика? Какой всплеск ассоциаций! Браво, Леночка!

Конфетки парус
Шелестит мечта Ассоль
Счастье ветер рвёт (Прана)

Ага, это Валентина начиталась канинских миниатюрок и тоже почтила наши странички своим присутствием. После такого-то перерыва.

"Ветер глотал.......стёкла стаями.......Искал человека." (Игорь Бунчис)

так. это сложная линейная хайка Игоря Бунчиса. Не просто сложная – суперсложная. К ней нужен подход осторожный и отношение особое. Ассоциации тут отнюдь нелинейные. А то!  вспомните хотя бы основной философский закон соответствия формы и содержания. Поэтому как если стихотворение линейно, то ассоциации к нему отнюдь нелинейны. Вихревые, прямо скажем. Даже турбулентные слегонца.

"О чём-то плачет...муравей. Наверно вспомнил...когда-то был цикадой." (Игорь Бунчис)

это только с виду кажется попроще. Ан нет – Игорь и тут умудрился впихнуть кусок эволюционного процесса длиной этак лет в 150 млн. приблизительно.

"С.......часть.......е" (Игорь Бунчис)

однословная хайка с буквослогами. По-моему именно так Игорь окрестил это свое творение. И как ни странно – это вполне тянет на хайку. Конечно – не традиционную. но на  авангардную – очень даже. 

Гори... Гори... you... (Антонина Эльфа) (Я позволили себе (исключительно из целей экономии места) поменять заявленное Ю на анонсированное you.)

тут уж Тонечка Эльфочка не выдержала и подхватила Игорев почин. И умудрилась по своему оычаю впихнуть в эти три слова практически всю вселенную. И огонь творчества, и имя самого Игоря, которому стих посвящен, да и это you столь неоднозначно звучит.

гостей не дождусь -
как бы не растоптали
ландыш у тропы… (БоПо)

Озабоченность БоПо понятна. Ландыши слишком нежны и недолговечны, чтобы позволить их помять каким-то гостям. Возможно, конечно, желанным. Но… ландыши есть ландыши.

счастью моему
самый долгий путь ко мне
кто-то указал… (БоПо)

а здесь комментарии просто излишни. В этом стихотворении есть все, что необходимо человеческой душе: дорога, счастье, ожидание.

Мир загадок полон
И ты одна из них.
О, незабудка. (Алексия Фрайдж Томсон)

Как ни неумело написано это стихотворение, но его наивная трогательность подкупает.

Привет, Цикада!
Снова Ты…
Пришла послушать мои песни? (Юрий Абрамов)

Юрий Абрамов как хайдзын весьма нетривиален. И в образах и в форме изложения. Надо же – цикада, которая и сама немного поет, и, надо сказать, делает это отнюдь не хуже Аллы Борисовны, – и пришла послушать… с таким же успехом можно было бы это адресовать к глухарю на токовище.

Фонарь
Через табачный дым, сквозь зелень…
Слишком далеко. (Юрий Абрамов)

На первый взгляд кажется все понятно: фонарь (улица, аптека)… комната, полная табачного дыма, и автор, нервно курящий в ожидании прихода Музы, и смотрящий через уличную зелень, где этот самый фонарь по пути вдоль улицы к аптеке находится. Однако потом начинаешь понимать, что все не так просто – и это лишь внешнее, а хайка сама – совсем о другом.

Квакаю песню
болотную по утру
для Василисы (Шмонцев)

Ах, ах! Ай да Шмонцев!
Какой соорудил удачный гибрид русской народной сказки с русской же народной действительностью!

Город.
Дети пускают кораблики
В луже бензина. (МЕДЕЯ)

Все-таки как не хочется, чтобы хайки по содержанию были такими мрачными, как эта. Впрочем, такая эмоциональная девушка, как МЕДЕЯ, и не могла выразить себя по-другому.

так не хватает
следа детской ладошки
в строгом квадрате (Ольга Макулова)

напрасно ищу
ладонью твой мокрый нос.
холмик под дубом... (Ольга Макулова)

больничный халат
треплет на впалой груди
осенний ветер (Ольга Макулова)

три хайки Ольги Макуловой оставляют сильное впечатление. Я бы не сказал, что они прошли на ура или были слишком замечены. Но они очень энергетичны и исполнены внутренней силы. Правда, эту силу еще надо уметь освободить. Но «югэн» присутствует в них, как ни в каких других. И именно не больше и не меньше – а ровно столько, сколько надо. Потрясающее чувство восточной меры.

невыносимо
мне бы сейчас да с моста
но все сожжены (Пульс)

удачная находка отличает стихотворение Пульса.
Забавный вербальный парадокс в основе трагедии. 

гроздья сирени...
утренний ветер принёс
зов муэдзина (Dr.Ink)

а вот это уже намного ближе к хайке как к таковой. Описываемые события могли произойти в любом месте – хоть в Сибири хоть на Ближнем Востоке. Полный простор для фантазии. Поэтичность. Неявное сопоставление восточного культурного аромата и запаха сирени. Восток дело тонкое. Как ни избита эта фраза, однако здесь она звучит вполне концептуально. Любопытно, что до сего мы знали Др.Инка скорее как приверженца англоязычной хайки.
То ли Др. за арабский решил взяться?

ни санок, ни лыж…
вот опять наступило
лето на пятки… (Вячеслав Канин)

а вот кто у нас июньский лидер проката – это конечно Вячеслав Канин. С удивлением я обнаружил, что отобрал в свой обзор так много его стихов. Слава иногда пишет не слишком понятно, но чтобы проникнуть в его систему образов надо понять где он живет, чем дышит. А живет он в Норильске со всеми отсюда вытекающими природными катаклизмами – белыми ночами, снегом среди лета и т.п.

коротка весна
ножки поэтессы прикрыл
конфетки парус (Вячеслав Канин)

это то, на что среагировала Валечка Прана.
Я тоже немного горжусь этим стихотворением, поскольку оно – реакция на какое-то мое, заметно уступающее по выразительности, разумеется. 
Славе многое удалось соединить в нем – короткую весну, маленькие ножки девушки, пишущей стихи.
Ее желания и стремления.
И парус. То ли батончик с одноименным названием, то ли алый парус. То ли белеет парус одинокий, то ли экспрессивное «парус! порвали парус!» Высоцкого.

пять остановок…
так и не смог утонуть
в глубине её глаз… (Вячеслав Канин)

а это как раз тот третий шедевр, которыми я поначалу собирался ограничиться при написании обзора.
разумеется, это не хайка, а очень добротная хайми.
Весенние глаза оппонентки, полные неба и надежд сопровождают меня с того самого момента, как только я прочитал это трехстишье.

свежесть клеёнки
на столе пару шашек
луна сторожит (Вячеслав Канин)

здесь вроде бы поначалу напрашивается исправление – чаше, а не шашек (тоже уютная картинка получилась бы). Однако. Шашки – какие они? Для игры в чапая? Дымовые? Тротиловые? Или кавалерийские? Простор для фантазии. Впрочем, на мой вкус все-таки чайные чашки были бы самыми подходящими.

Брата обида…
Может, она растопит
последний сугроб?.. (Вячеслав Канин)

День будет знойным…
Пробую взглядом на вкус
свежесть черешни… (Вячеслав Канин)

В погребе плесень…
В банку упал неохотно
жук колорадский… (Вячеслав Канин)

Парус на рейде…
Обезьянку кормит молча
старый фотограф… (Вячеслав Канин)

Пыль на лошадках…
Путь в другую сторону
от развлечений… (Вячеслав Канин)

В песочнице след…
На сухом асфальте
кораблик бумажный… (Вячеслав Канин)

листок на стекле…
грустные мысли мой взгляд
дальше уводят… (Вячеслав Канин)

по тропке к реке
три высоких кувшина –
шаги мамы и… (Вячеслав Канин)

ягод не видно
и в эту белую ночь -
куст голубики…(Вячеслав Канин)

Любопытно, что все эти приведенные здесь стихи настоящая поэзия малых форм. Это, конечно, не хайку в традиционном смысле, но очень приличные стихи, каждое со своей изюминкой. Я их не буду комментировать, а предоставлю читателю еще раз смому проникнуться в систему образов Славы.

Ушла на рассвете,
Зацеловав
Сотнями строчек. (Интернет-девочка)

Все-таки женщины неисправимы.
Вроде бы пишет про музу. И что в итоге?
Сплошные ласки: заласкав сотнями причастий, обогрев тысячами местоимений…

Шелест тростника,
Горячий ветер в степи -
Все, что запомнил. (Дзисин)

Немного. Но… все остальное заполонило невыразимо притягательное пространство степи.

полуденный зной
опьянён ароматом
цветов полевых (Игорь Николаевич)

чувствуется, что И.Н. проживает где-то на югах. Конечно, мне – жителю умеренных широт – представились фиалки да лютики с борщевиком и снытью, но, подозреваю, полевые цветы были какие-то иные.

знаю только я
о далеких берегах
ракушки песня (Алла Мутелика)

вот мы и добрались до Айкиных питерских откровений. Айка – человек песенный, поэтому в ее стихах так много ассоциаций с песнями. С какими? Попробуйте угадать с  трех нот. Или все-таки с семи?

нежный цветок
как ни береги - вянет
за ночь в петлице (Алла Мутелика)

вопрос на засыпку: о каком именно цветке идет речь?
С петлицами как-то всегда ассоциировались гвоздики и флердоранж.
Так о каком из них речь?
И, что не менее странно, как может цветок увять за ночь, которой нет – она же белая.

что взять на память
о крае белых ночей?
везу дождь с ветром (Алла Мутелика)

это уже местечковое: кому чего не хватает: кому – дождей, кому – солнца.

так поют соловьи,
будто не станет черной
белая ночь (Алла Мутелика)

а здесь можно только вздохнуть сентиментально, предчувствуя скорый приход осени.

из молчания
по слову на лепесток -
поле ромашек (Алла Мутелика)

сколько же ромашек можно извести на судьбу?
Поистине – ромашка – русская … нет не сакура.
Что-то ближе к хризантеме.

разводят мосты
самое время обеда
для белой чайки (Алла Мутелика)

а это еще один Айкин шЫдевр.
Как можно так лаконично нарисовать портрет Невы в его полнокрасочном объеме северобалтийского очарования?
Вот и для меня загадка.

Сколько мне лет жить?
Не у кукушки спрошу -
Лучше у дятла! (Fotina)

Блистательное остроумие Светы в полной мере проявилось в этой хайке. Кому бы еще такое пришло в голову?

Дождь так надоел –
Я рисую солнышко
На своем окне! (Fotina)

Как видно, непогода и москвичей достала в этом году.

Я в детство хочу,
На бабушкин сеновал!
Косят газоны... (Fotina)

Подобные ассоциации возникают и у меня.
Нет, конечно, не детские.
Более взрослого периода.
Но не менее ностальгические.

Счастье – на морде
Бездомного пса, что пьет
Воду из лужи. (Fotina)

Браво, Света! Это надо уметь заметить – неподдельное счастье на морде у бездомного пса, пьющего из лужи. Вот так – пересказал почти дословно. Какие еще могут быть комментарии к качеству стихо?

Тонкий шелк твоего платья
Смотрится особенно хорошо
Под проливным дождем.

***
Пальцами повторяю
Следы дождя на твоем теле.
Ты вздрагиваешь, закрывая глаза.

***
Ты крепко обнимаешь меня,
Прячась от проливного дождя.
На тебе лишь мокрое платье. (jen)

Поначалу я попытался «отобрать» наиболее удачное из трех, но потом понял, что они неразделимы.

Спеши мотылек
Так короток путь ночи
К рассвету (Александр Белов)

Настоящее откровение Александра Белова!

*
Алые маки -
К отчему дому тропа
Сквозь полнолунье.

**
Скрип половицы -
Тенью лягла на порог
Старая вишня.

***
Двери открыты -
Даже сверчок замолчал
Перед рассветом. (К. Сергеев)
*
Вздрогнул от ветра -
Камешками из-под ног
Долгое эхо.

***
Солнечным утром
Ветер скользит по росе
Прямо навстречу. (К. Сергеев)

у К.Сергеева хайки также имеют тенденцию к композиционному построению. Их можно рассматривать самостоятельно, но все вместе они образуют некий триптих более высокой мерности.

Еловые шишки
Брошены на дороге
Но и там я чужой (Кром)

Слова не мальчика, но мужа.
Трудно объяснить, почему эти строки столь притягательны.

Дворовый – чудак;
то забегает вперед,
то в спину рычит. (Eric Frost)

«морозный Эрик» создал на удивление живого пса.

старый рояль
в который раз чинит
старый сантехник (Петрик)

еще бы. Рояль старый и сантехник старый.
Один другого чинит, а потом сам же на нем и играет.
Не знаю, кого имел в виду Петрик, а у меня был такой знакомый сантехник – он не только на гитаре с пианиною лабал как музыкальный бог, но и Северянина, который Игорь, наизусть читал с любого места.
в любом состоянии.
за это его очень жильцы любили.
клиенты то есть.

целый день наблюдают
зажигательный танец улиток
эстонские парни (Петрик)

неплохая вариация на вечную тему.
Точнее – на две вечные темы одновременно.
А кому-нибудь из вас доводилось наблюдать зажигательный танец улиток?
Мне – доводилось.
Дейстттвиттельно можно пронаблюттать целый день.

умерли звуки
в растянутых связках боль.
забытый рояль... (Георгий Ч)

опять рояль.
Довольно необычное и редкое для Георгия Ч.
Умерли – это, конечно, излишне надрывно.
Но в целом звучит достаточно трезво и уверенно.

Приятно мечтать,
глядя в даль,
сквозь диск восходящего Солнца,
там моя душа. (Джаан)

На завершение пришлась мечтательная хайка Джаан.
Почему она так притянула мое внимание?
Уж не потому ли, что с такой надеждой обращена на восток?