Молодость без знаков препинания

Инна Молчанова
(попытка расследования истории одного клона)

http://www.stihi.ru/author.html?dikineb

ЖЕМЧУГАМИНАНИЗАНОСЛОВОКАТЯБОЛЬШОВА - даже, если бы вот в таком виде она представляла нам к прочтению свои стихи, - мы бы их поняли. Потому что в них есть смысл, потому есть вывод, потому что они пропитаны благотворным нектаром, в котором так нуждаются странники, разными ветрами занесенные в пустыню Стихира...

И дело вовсе не в том, что Автор умышленно пренебрегает пунктуацией, дело в том, что она (пунктуация) ей, действительно, не нужна - Катя, возможно, даже и не отдает себе отчета в том, что употребляет в своей практике один из самых сложных художественных приемов - работу с помощью ПЕРИОДА. 

Что же такое «период»? «Относительно законченный фрагмент текста, части которого связаны с собой синтаксически, лексически и интонационно». Период не всегда совпадает с предложением, скорее – это абзацирование текста. Теперь рассмотрим пример из нашего автора:

"что ты тащишь в высоку гору
что ты тащишь
что руки к горлу
что ты тащишь так
смертельно

крестик медный
медный
нательный"

В этом стихотворении - 1 период и одно сложно-составное (сочиненное или подчиненное?) предложение. По всей ткани стиха – единственный, звучащий рефреном глагол "тащишь", 3 определения (2 из которых рефренны), одна метафора и одно местоимение (трижды рефренно). Умышленная композиционная двусмысленность, либо:

1. Повествование ведется от первого лица,

Либо:

2. 2 лиргероя, один из которых - Автор, второй - собирательный вселенский образ христианина.

В чем же тайна эффекта?.. И почему пунктуация опущена?

Произведение относит себя к философской лирике. В опущении знаков препинания – смысл различных трактовок. Попробуйте почитать это «упражнение» с различными интонационными окрасками: вопросительной, восклицательной, утвердительной, побудительной. Происходит не только смена композиционных деталей, но и сам смыл начинает «играть»! Он переливается, в зависимости от внутреннего состояния читателя на данный момент, от  внутренней потребности того же читателя: чего тот хочет от Автора...

Работая с текстом таким образом, я вдруг поняла, что произведения Кати имеют только одного лирического героя – ЧИТАТЕЛЯ, свободного в своем праве на смещение образов, интонаций, понятий, восприятия. Т.е. каждый, входящий в эти стихи, имеет право на свой синтез, на свое видение, на свою трактовку. Так бывает только с МОЛИТВАМИ

или...

в л а б о р а т о р н ы х и с с л е д о в а н и я х ...

Первая часть концепции могла бы показаться скоропалительной и не убедительной (да и может, – я почти уверена, что найдутся спорщики!), но я неделю, день за днем перечитывала Катерину и вела своеобразный дневник ощущений. Каждый день, каждый раз все читалось по-новому!.. Каждый раз по-новому открывался и смысл...

 «Сдуру вдруг сочинила,
Будто бы Бога нет.
Выцветшие чернила
Сумерек -
Божий свет.

И тишина такая,
Боже, такая вдруг!
Ангелы здесь не летают?
Знаю, летают.
Врут»

(«Ангелы здесь не летают»)

Итак, это – философская лирика. Каков же жанр данных произведений, большую часть из которых можно разобрать по вышеприведенной схеме? Классическое (Ломоносовское) деление произведений на жанры сопряжено с понятием о трех речевых стилях, цементирующей (основополагающей) площадкой которых являлись языковые средства. Поэтому все основные жанры укладывались в три стиля: высокий, посредственный и низкий. Отсюда, по мнению Ломоносова, вычленялись и так называемые «три рода речений» -- стилистически и генетически разнородные речевые пласты, основанные на соотношении церковно-славянских и исконно-русских элементов языка. Состав и происхождение каждого из этих родов делился на общеупотребительные (сегодня – общеславянский словарный фонд), малоупотребительный (церковнославянизмы и архаизмы), исконно-русские слова с подгруппами «презренных» и «подлых» слов.

К какому же стилю относится лексика данного произведения? Думаю – к смешанному. Вообще смешение и смещение для такого рода творчества – своеобразный плацдарм. Используется общенормативная лексика с примесью «низкожанровых», обиходных речений. Для чего? Младая душа -- в поисках истины (а то, что Катя ЗДЕСЬ сравнительно молода – сомневаться не приходится (надеюсь, не побьют!). Именно молодость может так «срубать ромашковые головы» всему устоявшемуся, традиционному, нудно-поучительному. Молодость в нашем случае говорит: «ЛАНА! Я приму ваши истины, ваш тепморитм, вашу наставительность, ваши вероучения, только уж, не обессудьте, сошью из всего этого приличный «прикид», чтобы народ не засмеял». Хулиганство, короче! Но какое?..

Не могу не вспомнить одного шикарнейшего высказывания М. Горького, допущенного им в отношении А.П. Чехова: «Чехов, как стилист, единственный из художников нашего времени, в высокой степени усвоивший искусство писать так, «чтобы словам было тесно, а мыслям – просторно. Он не говорит нового, но то, что он говорит, выходит у него потрясающе убедительно и просто, до ужаса просто и ясно, неопровержимо верно...». Вот и у Катюши – девять граммов такой «простоты»:

«с вечностью рассоримся
ну и по домам
русская бессонница
двести триста грамм

надвое не колется
совесть и любовь
ну и с колоколенки
чтоб уж точно в кровь

не дождетесь сволочи
я не разобьюсь
вместе с этой полночью
утром похмелюсь...»

Она многоповествовательна о себе. Темя «я» – главная тема юности, неоспоримо. Но подходить к себе со стороны Мира умеет не каждый, чаще молодость вскрывает себе вены чувственности, путем изобразительных средств пытаясь разобрать (или собрать) свой конструктор «Лего» душевных переживаний. Наш Автор не таков. В своем «потоке» он смешивает ряд жизненных судеб, как художник смешивает краски, и только потом уже «примеряет» этот наряд на себя:

«одна из тех
кто в никуда
а он все вверх
где ночь звезда
где инвалид
его костыль
где медь молитв
монетой в пыль
где боль не в крик
а в немоту
ну что старик
начистоту

мы все за всех
ветвями вверх
корнями вниз
врастаем в жизнь»

Обобщение миропорядка, поиск своих путей – рваность мыслей и перекресток чувств. К Кате, разумеется, есть замечания – она дышит «потоком». Или делает вид, что дышит. Возможно, что где-то она умеет его и пить... Пока же – перед нами поэтическая душа в состоянии рождения, зачатия, но какого?

«то ли горло простужено
то ли что-то ещё
покатилась жемчужина
по моей золотушной щеке
то ли небо сегодня такое
то ли что-то ещё
не дает мне покоя
перстенек на вдовьей руке...»

Есть, очевидно, в этой судьбе и нелегкие (я бы сказала Эзотерические) тропы, ибо только очевидность может принести столь горькие плоды:

«патологоанатом Михаил
со знанием дела Манечку любил
на свете нету счастья горше
чем счастье Мани-стриптизерши

в белых трусиках в белой маечке
ты молилась ли на ночь Манечка
или водочкой душу глушила
и на всё так сказать положила

грех наш Господи первородный
трое драли её в подворотне
и пошла по рукам наша Манечка
в белых трусиках в белой маечке

ты молилась ли на ночь Манечка?...»

И вдруг среди всего этого – вспышка! Завершение формирования эмбриона. Перед нами серьезная, сильная и цельная натура. Выводы – не из детства:

«кто званый
кто
из ванны
да пусть себе кричат
две мышки за диваном
газетами шуршат

и наплевать кто первый
не всё ли нам равно
нальем себе портвейна
откроем в ночь окно

веселое похмелье
хороший портвешок
и я в улыбке млею
всё
сляпала стишок...»

... Катя не скрывает, что она – клон. Поподробней об этом вы можете узнать с ее лицевой странички. Я не могу сказать маленькой девочке Кате, что она гений – меня не поймут (у нас так не принято!), но то, что мы имеем дело с нестандартным мышлением, неординарной личностью и незаурядными данными – неоспоримо, на мой взгляд. Катерина чувствует себя совершенно свободной – от условностей, от выпадов со стороны внешнего мира. Ее творчество – самодосаточный, самозащищенный организм – она шпарит вперед, не замечая ничего вокруг. Одина за другим рождаются «тетрадки», эпиграфы, главы... Фантасмагория чувств, мыслей, полет фантазии.

Сразу хочу предупредить тех, кто любит понимать и принимать Автора «с налета» – заскочил на страничку, пролистнул, «отметился», если «зацепило», причем, не важно, как «отметился» – то ли нахамил, то ли поощрил Автора – и улетел, даже забыв закрыть за собой дверь. Здесь так не получится – понять Катю можно не сразу и, господа, поверьте, разувшись!!!...

«внебрачные сыны России
что ж
вы
с мамкой своей
сотворили
принесла она
вас в подоле
но рожала-то
в русском поле
ох
горька
ты наша доля
мужиков
настоящих
не было
что ли...»

И вот так я бы хотела закончить свое повествование-расследование: я верю, что Катя – клон. Я НЕ верю, что ей 20 лет, я почти УВЕРЕНА, что вся эта жизнь на этой страничке – одна из удавшихся ролей устоявшегося Поэта. Здесь – одна из его жизней, где ему всегда будет только 20-ть;-)))))))

«между адом и раем
есть выбор
Бог не фраер
нам
с вещами
на выход...»

Один период, одно предложение, одна историческая данность, один из образов, одна из масок, очередной эксперимент звукозаписи, звуковосприятия, обратной реакции (или связи). Расшифровать? Не буду. Лень.)))))))

С уважением к Автору и всем, кто с ним,