Коломенские байки

Василий Марач
…Давным-давно, когда  мир наш был совсем ещё юным, а в лесах обитали только звери да дикие племена, прилетел с  дальних гор огромный Змей о трёх головах.  Поселился  на высоком берегу и стал, как испокон  заведено у  змеев, брать с местного населения дань. Причём, исключительно молоденькими девушками. Что уж он с бедняжками там делает в точности никто не знал, только ни одна из них домой потом не вернулась.
Некоторые предполагали, попросту, что он этими девушками питается. Но основная масса населения в это, конечно, поверить не могла и считала, что Змей использует пленниц по прямому назначению. Ладно бы только девок супостат использовал, так он ещё и источники вод перекрыл.  Отчего сделалась на свете великая сушь. И жилось аборигенам поэтому не очень-то  хорошо.   
Разумеется, такое положение вещей никому понравиться не могло. И не нравилось. Кроме, надо полагать, Змея. Ну, да девушек ещё. 
А в те стародавние времена  встречались ещё кое-где смелые люди, а иногда даже герои попадались.  И пытались эти герои с  чудищем сразиться и его в честном бою одолеть. Пытались-то они пытались, да так ни до чего и не допытались. А только головы  зря положили.
И вот, когда стало людям совсем уж невмоготу, вожди окрестных племён, собрались на великий тайный  совет. И порешили на нём пригласить из какой-нибудь цивилизованной страны сильномогучего богатыря, который смог бы  проклятущую рептилию сокрушить.
И вот по их призыву объявляется здесь вдруг Всадник на белом коне и с золотым копьём. Сейчас некоторые считают, что это был то ли  Илья Муромец,то ли Добрыня Никитич. Другие думают, что - светлый индийский бог Индра. Но большинство уверено, что явился в наши края сам св. Георгий Победоносец.

И началась тогда великая битва, в которой Змей был побеждён...

                * * *    
   
…А вот теперь, дорогой читатель, подумай и попробуй ответить на следующие вопросы. Где, конкретно, происходило дело и не сохранилось ли до наших  дней каких-нибудь следов той  великой битвы?

Кажется, что на вопросы эти ответить всерьёз невозможно, поскольку  мифологические или   сказочные события происходят  вне реального времени и пространства.    Где-где? В тридевятом царстве!  Разве покажешь дворец, где Золушка потеряла  башмачок. Или речку, в которой Емеля щуку поймал.  Так  скажет  всякий  разумный человек.
И будет глубоко не прав.
Потому, что и место известно, и следы битвы сохранились. Причём любой желающий может эти следы не только видеть, но и  осязать…

                * * *

Давным-давно, когда сам я был совсем ещё молодым человеком, судьба занесла меня в одно удивительное место.  А располагается оно, место это,  не в каких-нибудь экзотических странах, а на территории привычного до банальности города называемого  Москвой. Причём  совсем недалеко от центра.  То есть, от Кремля   на метро  сюда за пятнадцать минут добраться можно.  Место это называется  село Коломенское, и известно  всему миру,   как   исторический и культурный памятник. Здесь, в этой древней  великокняжеской вотчине, бывали, а то и живали  чуть не все русские  государи начиная с Ивана Калиты, и именно здесь возвышался когда-то фантастический деревянный дворец  слывший «восьмым чудом света», и  именно отсюда, на самом деле,   началась Москва, а вовсе ни от какого не от  Кремля, поскольку люди в этих местах поселились впервые не во времена боярина Кучки или Юрия Долгорукого, а целых  три тысячелетия назад.

Но тогда-то я этого всего ещё не знал, а лишь удивлённо смотрел на церковь Вознесения, которая, совершенно очевидным образом  летела в небо, как какая-нибудь ракета «Восток». Она, церковь,  летела, но при этом  оставалась на земле. И это рождало в душе какое-то странное ощущение.
И на  цветущие яблоневые сады я смотрел, и на  покосившиеся деревенские домики стоявшие вдоль дороги. А  в домах этих жили люди, ну просто вот самые  настоящие советские селяне. А по улицам спокойно гуляли козы с  петухами. И коровы мычали.  За рекой же расстилались поля.  И пахло так, как может пахнуть только в деревне.  Фантастика!  То есть это я так подумал тогда, что фантастика, но потом оказалось, что  настоящая-то фантастика ещё  впереди…

…Пройдя  сквозь двое белокаменных ворот, я спустился к реке и увидел длинный живописный овраг, по дну которого бежал ручей. Я двинулся вверх по течению и вскоре оказался   у  бившего из-под земли родника. Окрест него стояли и сидели люди. В руках они держали эмалированные  бидоны, белые пластмассовые канистры, а то и просто бутылки.  Люди ждали своей очереди набрать из родника воды. А  вода прибывала не быстро и  поэтому очередь двигалась ужасно медленно.  Но никто из ждущих не торопился.
Люди  участвовали в каком-то общем разговоре.  То один, то другой начинали что-нибудь говорить, а остальные внимательно его слушали. Или вступали в полемику.   Вскоре я понял, что  темой рассказов являются  разные байки, да  не просто  байки, а прямо-таки самые настоящие мифы, легенды и сказания об этом  замечательном месте.  Я до того и представить себе не мог, что в конце двадцатого века чуть не в центре Москвы можно услышать столь удивительные истории. Как в какой-нибудь дальней фольклорной экспедиции.  Об одном жалею, что по молодости и глупости не догадался тогда всё услышанное  записать. А ходить я стал туда часто и много чего интересного узнал. Но кое-что из этих баек мне  запомнить всё-таки удалось.

                * * *

Что это, если верить рассказам,  за место?   Ну,  источник, как нетрудно догадаться,   святой и вода его обладает  чудодейственными свойствами. То есть запросто излечивает язву желудка,   гипертонию, псориаз и  другие  нехорошие заболевания.  Если же, к примеру, на рассвете  раздеться донага и  облиться этой водой прямо здесь, у источника, то  помолодеть можно лет на десять, как минимум. А если ты, скажем, и без того молодая девушка, то станешь, облившись, ровно  в два раза красивее чем была и вскоре обязательно найдёшь себе жениха хорошего.  Школьники же от этой воды начинают регулярно получать «пятёрки». А у мужчин… Впрочем, я не помню что там такое  должно было происходить с мужчинами.

Но самое во всём этом интересное – происхождение  самого источника.  (Он был отнюдь не единственный, их тут много било тогда, и все – святые, только другие-то роднички оказались послабее и менее обихожены.) Источники эти, оказывается, как и сам овраг,  появились в результате великой космической битвы, в которой и был повержен вышеупомянутый Змей.  Об этой битве рассказывают мифы многих народов мира, добавлю от себя, а произошла она, оказывается, вот где. И соперником  хтонического гада, по мнению рассказчиков,  выступил никто иной, как Георгий Победоносец.  Это он откликнулся  на призыв  местных жителей и прибыл сюда, чтобы сразиться с чудищем.

           До тех пор, никакого оврага в здешних местах не было. А был высокий  берег реки, которую впоследствии назвали почему-то Москвой. Когда же Георгий со Змеем начали биться, не выдержала Мать-сыра-земля  напряжения схватки, застонала и лопнула, так что открылось чёрное её чрево. Вот овраг-то и получился. Такой длинный, что дотягивается, чуть не до самого метро Каширская.
Тогда-то ключи здесь и ударили. А самый главный источник образовался, когда Георгий,  целясь в Змея, промахнулся  и ткнул  копьём  в  земное тело.
 
Чтобы  убедить маловерных  в истинности своих слов,  люди с бидончиками указывали обычно на два странной формы и внушительных размеров    камня.    «Это, - говорили они,  - останки  Георгиева   коня. Змея-то он, Победоносец, одолел, а боевого товарища потерял.  Змей цапнул  животину по брюху,  кишки-то и выпали. Да и окаменели сразу. Вон, видишь, камень лежит? Так и называется “Кишки”. А  вон за тем  вон изгибом - голова конская».
Другие  рассказчики с этим не  соглашались.  «Ага, - возмущались другие рассказчики, -  щас прям, “конь”! А где ж тогда Змей? Куда он испарился? …Вот эти-то вот камни как раз из него и образовались, из паразита. Так-то. И “кишки”, и “голова”».

То есть, разномыслие здесь было, конечно, невероятное.  Кто-то называл эти камни «Девий» и «Гусь», утверждая, что  Девий отменно  лечит женские болезни, если на нём, конечно, посидеть  часок-другой, а Гусь, соответственно, от мужских недугов исцеляет. Особенно хорошо  он помогает, говорят, от простатита и импотенции. 
...Я-то, честно говоря, не представляю себе как на них можно сидеть, на камнях этих, поскольку они даже в самый солнцепёк совершенно холодные. А может в этом всё и дело? В холоде? Ну, не знаю…

                * * *

Называли же все этот  замечательный овраг Голосовым.  Потому, что когда-то здесь обитал знаменитый разбойник по имени Голос. Этот самый Голос обретался в огромном дупле  липы. Саму липу  местные жители  всем охотно показывали, и дупло в ней действительно было огромным, в три человеческих роста примерно. Так вот, когда разбойник видел приближающихся прохожих или всадников, он начинал орать  таким истошным голосом, что проезжие-прохожие падали замертво от его неистовых децибел. Он несчастных грабил и убивал, а трупы выбрасывал в реку.  Был Голос человеком дикого вида  и роста преогромного.

Но вот что интересно.  Сохранились не фольклорные, а  самые что ни на есть настоящие, т.е. письменные, источники, из которых следует, что  ещё в XVI веке  местные жители  неоднократно жаловались властям на то, что  волосатый человек безобразного вида и  огромного  роста, а может даже и не человек вовсе, а страшный какой-то зверь,  регулярно  наведывается в  их сады. Власти дважды посылали солдат, но те никакого «зверя» изловить не смогли.  И лишь однажды, 29 августа 1566 г. он сам вышел к солдатам, но  был настолько огромен и миролюбив, что те отпустили  реликтового гоминоида,  не причинив ему никакого вреда. 

А  в 1926 г. московский  «снежный человек» вновь напомнил о себе.  Он  неоднократно, и как видно с голоду,   воровал яблоки у   местного населения, причём  звали  его все почему-то Лешим.  Пионеры пытались подозрительного элемента выследить и сдать в ГПУ, о чём  писалось даже в тогдашних газетах, но  из этого ровным счётом ничего не получилось, поскольку  Леший, видимо, что-то пронюхал про эти дела и как сквозь землю провалился. С тех времён его никто не видел. (Кто-то из рассказчиков высказывал, однако, предположение, что именно ГПУ-то его и замело. Согласно этой версии, если гоминоида не пустили в расход, то он до сих пор томится в  подвалах Лубянки.  Но это, должен заметить, весьма маловероятно.)

                * * *

Ещё интереснее совсем уж фантастические истории о том, что в Голосовом овраге творятся какие-то странные вещи связанные со временем. Так, утверждается, например, что в начале XVII века  в овраге откуда ни возьмись появился отряд татарских всадников Девлет Гирея, при этом само нападение этого хана на Москву случилось за пятьдесят лет до этого, причём тогда часть всадников загадочным образом исчезла при отступлении. Татар долго пытали, причём ничего внятного они сказать не могли, а только кричали, пучили глаза и ничего не понимали. Единственное, что удалось из них вытянуть - это то, что когда они попытались скрыться в овраге, откуда-то появился зеленоватый туман.

Ещё был любопытный случай, описанный в «Московских Ведомостях» от 9 июля 1832 года. Два местных крестьянина перед  самой войной 1812 г. как-то возвращались из Дьякова в Садовники. Спустились в овраг, присели отдохнуть. Вдруг видят, как откуда ни возьмись появляется  зелёный туман, да такой густой и страшный, что совсем перепугались мужички. Посидели в этом тумане пол-часика, он и рассеялся, а они дальше пошли. Приходят домой, а там их сперва узнать не могут, а потом начинают шарахаться, креститься, а то и голосить. Оказывается, что с того момента, как спустились они в овраг, прошёл уже 21 год. И дети их выросли, и жёны состарились.

                * * *
 
А откуда же пошло  само село Коломенское и отчего оно получило такое красивое имя? На этот счёт мнения информаторов тоже расходятся. Многие говорят, будто село было основано  жителями Коломны, бежавшими от нашествия Батыя.  Но другие  относят это событие вообще к незапамятным временам. Основали  село якобы римские легионеры во главе со своим полководцем К. Коломнем.  Не только простой народ, но и некоторые учёные, М.В. Ломоносов например, считали, что римляне в прошлом легко могли обосноваться в Подмосковье. И от них-то собственно московское население и берёт начало. Интересно, что этот оригинальный взгляд, будто бы нашёл археологическое подтверждение. В 1908, а потом  1916 годах некий профессор А. И. Некрасов, проводил в Коломенском  раскопки. И ему удалось найти надгробные плиты с надписями на  латинском языке. На одной из было выбито: “PRAEFECTUS CVINTUS COLOMNIUS”. Позднее А.И. Некрасов  раскопал ещё и римский лабарум.  Говорят также, что один местный крестьянин копая яму для сортира, нашёл под землёй доспехи и оружие римского легионера. А случилось это в 1903 году.

                * * *

Вернёмся, однако, к нашим царям. Жена Великого князя Василия III Соломония Сабурова, никак не могли родить ему сына. А это создавало некоторые трудности для российской государственности. И царь дал обет построить храм, если у него родится наследник. И когда этот наследник, вошедший в историю, как Иван Грозный, родился, правда уже не от Соломонии, а от второй жены Василия, Елены Глинской,он построил над оврагом  Предтеченскую церковь. Храм получился  странный, на другие московские  церкви совсем непохожий, о пяти восьмигранных столпах и со звонницей. Строили его, говорят, те же самые Барма и Постник, которые через несколько  лет возвели на Красной площади Покровский собор, именуемый в народе церковью Василия Блаженного, за что им, как все убеждены, выкололи глаза. Был у князей, как принято считать, такой нехороший обычай.
(Интересно, что на сводах  столпов выложены из кирпича пламеневидные коловраты, а попросту говоря, "свастики". К тому же голосники из стен храма выведены не внутрь, как принято было делать для улучшения аккустики, а наружу. Зачем так нелепо сделано, того никто не ведает.)

Простой народ, в отличие от историков, убеждён, будто у Василия родился не один сын Иван, а два близнеца. Дабы не возникло какой-нибудь путаницы с престолонаследием,  бояре Сим и Иван на всякий случай посадили младшего близнеца в просмоленную бочку и пустили её вниз по Москве-реке.  Эту бочку, естественно, нашли  разбойники, которые и воспитали несчастного младенца. Понятно, что подкидыш со временем тоже сделался разбойником, оставшись в народной памяти под именем  "атаман Кудеяр".  Под конец жизни Кудеяр раскаялся и постригся в  монахи, а потом даже схиму принял.  Близнец же его Иван, уморив несчётно людей и даже убив собственного сына, совсем ни в чём не покаялся, зато почитается многими в качестве мудрого и сильного правителя. Находятся, даже, сторонники причисления  грозного царя к  лику святых...

                * * *

...А вот история про слона. Ещё раньше, некий «индийский султан» зачем-то решив  установить с Россией  дипломатические  отношения и  направил  к  Ивану III (отцу Василия III)  посольство  с богатыми дарами. Среди последних «султан»  преподнёс  царю удивительную по тем временам диковину: живого слона.  Иван, конечно, обрадовался, но едва послы отправились восвояси задумался, куда  сего огромного зверя девать. Держать его в Кремле было как-то страшновато.
По совету одного думного дьяка царь велел держать слона в Коломенском, где прямо в Голосовом овраге была вырыта для него, для слона то есть,  специальная яма, в которой и  поселили страшного зверя. Каждый день слону бросали для прокорма двух живых  овец, и дело, естественно,  кончилось тем, что бедное травоядное животное издохло. Царю об этом доложить никто не осмелился. И когда, спустя  год-другой, монарх поинтересовался, что, мол, там поделывает его любимый  слон,  ему  ответили так: «Что ж ему ещё делать, государь… Слоняется

                * * *

...А вот и ещё байка. До сих пор некоторые ищут знаменитую библиотеку  Ивана Грозного. А того не ведают, что ещё в 1930 г. она была обнаружена  учёными в подвалах церкви Вознесения.  Почему-то этим вопросом заинтересовался НКВД. Учёных расстреляли. Библиотеку изъяли.  И она будто бы с тех пор тоже пылится где-то на Лубянке. Зачем?  Да кто ж его знает… Значит, так надо...

                * * *

...А ведь не случайно церковь Вознесения увиделась мне когда-то  космической ракетой. Изобретатель космонавтики К.Э. Циолковский, как оказалось, жил одно время в Москве и любил выезжать в Коломенское, где задумчиво гулял по аллеям парка. Как раз в это время он размышлял о том, какую форму следовало бы придать  изобретённому им межпланетному кораблю.   И вот, взглянув однажды на  шатровую эту церковь, Константин Эдуардович вдруг понял, что  никакой другой формы у ракеты быть не должно. Вот с  тех-то пор  все  космические летательные аппараты на свете  делаются по образу и подобию  Вознесенского храма.

                * * *

…Ах, как грустно мне становится, когда я бываю в тех чудесных краях.  С той поры, как я  впервые попал в Коломенское, много воды утекло.  Никто не живёт в  старых  деревенских домиках, да и самих домиков уже нет, их  давно сломали. Липу с дуплом спилили где-то в девяностых годах прошлого столетия.  Люди, приходящие сейчас к роднику за водой, уже не  рассказывают никаких удивительных историй и, как кажется, даже не подозревают об их существовании. Но мне, почему-то кажется, что память обо всём об этом не должна исчезнуть бесследно.  И она, я думаю, не исчезнет. Вот и ты, дорогой читатель,  теперь тоже будешь помнить некоторые  из  этих простодушных рассказов.