Не афганское, но...

Татьяна Егоровна Полякова
     Эта история произошла в действительности несколько лет назад в одном из городов России…

     Первые дни марта были необыкновенно солнечными, и казалось, что всё вокруг радуется весне. Ольга выглянула в окно и то, что она увидела, почему-то сразу отпечаталось в мозгу рифмованными строчками:

Курящий милиционер…,
Мужчина, утешающий  мужчину…
И… куцый скорой интерьер…
Неужто, нож кому-то в спину?

     Через несколько минут на покрывале вынесли «тело», даже не прикрытое простынёй… Ольге были видны только ноги – стройные ноги, как ей показалось, молодой девушки… Кто бы это мог быть? На крыльце плакали сводные сёстры…, но тогда ещё Ольга, всего год живущая в этом доме, не знала, что у них был брат, комиссованный в январе из армии…

    Через три дня – ко дню похорон ей было известно почти всё…

…Ещё не прошло и двух лет, с тех пор как счастливый выпускник музыкального училища несказанно радовался тому, что получил работу в музыкальной школе рядом с домом.… Через два месяца всей семьёй радовались, что служить придётся в Москве,  находящейся в нескольких часах езды от города, где они жили …

… До конца службы оставалось пол года, когда от Алёшки перестали приходить письма… Отец с женой, около десяти лет назад заменившей троим его детям мать, отправился  в Москву… Сына нашли в госпитале. Он с трудом узнал родителей. Ко всему прочему выяснилось, что парень не разговаривает уже несколько месяцев. Что произошло, никто объяснить не мог, но парнишку комиссовали…. Дома он долго оставался абсолютно безучастным ко всему происходящему,  но очень скоро начал сам себя обслуживать, стараясь как можно меньше хлопот доставлять родным. …Но он молчал, молчал очень долго и упорно….

    Заговорил  неожиданно (за несколько дней до смерти)…,  настроение парня изменилось в лучшую сторону,  но в семье существовало табу на разговоры об армии…. 

    За день до рокового дня в городе проходили выборы. Алёша, вместе с друзьями из духового оркестра, посетил две соседние школы, играл на трубе и, как многим показалось, был вполне счастлив…. Но он имел неосторожность спросить руководство о  возможности
выхода на работу…. Отказа не последовало, но и прямого согласия тоже….

     О чём думал Алеша назавтра утром в ванной, где около десяти лет, не выдержав сильнейших головных болей, повесилась его мать? Это, пожалуй, одному Богу известно…. Когда Надежда (язык не поворачивается назвать её мачехой, ибо всю Душу отдавала детям) вернулась из больницы, было уже поздно что-либо предпринимать.… В подъезде проживало очень много родственников – тётя и два двоюродных брата с семьями…. Все начали готовиться к похоронам….

     Оказалось, что Алексей в день выборов рассказал друзьям о случившемся….

     …Может быть, он сейчас благополучно обучал бы детей игре на трубе, если бы не проснувшаяся когда-то гордость…. Только несколько раз сумел он просить сердобольных тётенек из метро и подземных переходов помочь солдатику…. -  Помочь через солдатика офицерам, аппетиты которых росли с каждым днём…. Когда он отказался идти попрошайничать, его зверски избили… Врачам чудом удалось спасти ему жизнь…. Удалось ли? – думала теперь Ольга, наблюдая, как из подъезда вынесли и поставили крышку гроба с портретом улыбающегося мальчика….

…Был мальчик от природы весельчак.
Как на трубе играл отменно!
Но вышло что-то вдруг не так,
Совсем не так во всей Вселенной.
Из армии явился полутруп,
Лишённый даже дара речи,
Решил замкнуть он жизни круг
Петлёй на худенькие плечи…
…Мальчик к маме захотел,
Мальчик в небо улетел…

    Стихи начали появляться сами собой…. Лёшка, о существовании которого она не знала вовсе, за эти дни стал для неё почти родным, родным посмертно…. До выноса гроба оставалось около часа… Ольга решила, что непременно должна закончить написание стихотворения и прочесть его перед собирающимися людьми….

     Лихорадочно прижимая к груди маленького сынишку, вытирая скатывающиеся слёзы, она продолжала писать:

Алёши нет…,
И тучей жизнь повисла
Над всей семьёй…
И, кажется, что смысла
Во всём происходящем нет…

Но Души не приходят зря
(Хоть их уход порой непредсказуем)  -
Как состраданье мы преобразуем?
Разделим ли на всех подобный грех?
Ведь мы ему с Душой измученной
Пути не показали к лучшему…

Вот раньше бы друзей, подруг,
Родных, что нынче приходили
Парнишка видел в изобилии –
Возможно, поборол бы свой недуг…

Приняв от жизни много зла,
Не вырвался из замкнутого круга…
Мы, будем ли внимательней друг к другу,
Чтоб эта смерть была не зря…

И я прошу, сквозь слёзы, всех:
«Разделим, Господа, сей грех!..» –
Ведь мы причастны к этой драме
И знаем, что судить не вправе…
А Душ не состоится очищение,
Коль не попросим Бога о прощении…

А мальчик к маме захотел
И …просто в небо улетел…

    Быстренько одев сынишку, и прихватив с собой лист со стихами, понимая, что править их уже некогда, Ольга выбежала на улицу….
Обвела взглядом присутствующих …и ей показалось, что народа собралось больше, чем  собиралось на демонстрации в старые времена. Женщины плакали…. Многие мужчины курили…. «Вправе ли я читать написанное, ведь многие воспримут всё  как незаслуженное обвинение в свой адрес?»
   … И вдруг ей стало понятно почему лучшей Поэзией в данном случае является Тишина…

     …Из подъезда вынесли гроб…

     …Письмо Ольги, с частично урезанными стихами, было опубликовано в областной газете на девятый день после случившегося…

     За ним следовало продолжение темы о суициде среди военнослужащих - «В этой армии выживают только наглые»…

Март 2002 г., 14 февраля 2004 г.