Порождения искусства. Стивен Добинс

Ольга Захарова
В каждом из нас живет крошка-убийца.
Думаю, он прячется где-то в области горла
или снимает комнатку под ребрами.

Крошке-убийце не надобно много места.
Его комнатенка похожа на диспетчерскую
со множеством блестящих рычажков.

Говоришь, у тебя такие не проживают?
Как хочется тебе верить в свою непорочность.
Иначе ты не сможешь спать, есть, смеяться.

Расслабься. Возможно, ты никогда не прибегнешь
к его услугам. Возможно, его существование
так и останется незамеченным. Назовем три черты

крошки-убийцы: глаза цвета воды; руки,
играющие с рычажками; ему ничего не дорого.
Помнишь того берлинского булочника,

что зверски зарезал женщин? Вконец разжирел
его крошка-убийца. “Но он всегда был таким добрым!” –   
удивлялись люди. Наивные, если бы они заглянули

внутрь!.. Однако странно, мы говорим о Берлине,
а ведь крошка-убийца гораздо ближе.
Ты уверяешь меня, что твой крошка-убийца

напоминает аппендикс: он существует,
но к жизни организма непричастен.
Как упорно ты защищаешься! Что ж, давай-ка

представим, что группа врачей решает выяснить,
в каком из органов прячется этот мерзкий пакостник.
Один из них, страдающий комплексом вины,

добровольно ложится под нож. Итак, крошка-убийца
найден и удален. Помнишь старую шутку:
операция прошла успешно, но пациент скончался?

Теперь-то ты понимаешь, где проживает крошка-убийца?
Его секретный штаб с рычажками – твое сердце.
Но не пугайся. Возможно, ты всего лишь

смотришь на мир его глазами. Возможно,
он не заставит тебя сделать ничего конкретного,
ничего, что так страшит, так возмущает тебя,

ничего, что приведет к ночным кошмарам.
“А твой крошка-убийца, какой он?” – спрашиваешь ты.
Мой крошка-убийца – создание вполне безобидное.

Будучи голодным, он сдерживает свой аппетит.
Его жаждущая крови натура находит отдушину
в порождениях искусства: в громкой музыке,

кричащих картинах, полных агрессии книгах.
…Отгадай, чьих рук дело стихи,
которые ты только что прочел.