О едином художественном рейтинге

Андрей Колобушкин
Как-то мне подарили картину одного малоизвестного художника.
Повесил я ее на стенку. Висела она висела. Не скажу, чтобы очень радовала глаз, но и не раздражала. А некоторое время назад, мне захотелось поискать в сетке что-нибудь про этого живописца. В Интернете ведь всяко-разно можно найти. И нашел я кое-что про него.
А параллельно с этим, натолкнулся на другую, весьма любопытную, информацию.

Называется она ЕДИНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РЕЙТИНГ.

Делится этот рейтинг на следующие категории:

1 — художник мировой известности, проверенной временем (не менее одного века).

1А — художник мировой известности.
1В — художник-профессионал высокого класса с выдающимися организаторскими способностями, пользующийся безусловным спросом и популярностью.

2А — художник-профессионал высокого класса с ярко выраженной индивидуальностью.
2В — художник-профессионал высокого класса, востребованный художественным рынком и публикой.

3А — художник-профессионал с узнаваемым индивидуальным почерком, востребованный художественным рынком и публикой.
3В — художник-профессионал, востребованный художественным рынком и публикой.

4А — профессиональный художник с творческим потенциалом, имеющий перспективную оценку специалистов.
4В — состоявшийся профессиональный художник.

5А — сложившийся художник с творческим потенциалом.
5В — сложившийся профессиональный художник.

6А — художник с творческим потенциалом.
6В — профессиональный художник.

7 — начинающий художник.

Надо сказать, что люди, работающие над этим рейтингом, подошли к своему делу весьма серьезно.

Справочник ЕДИНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РЕЙТИНГ имеет статус средства массовой информации Российской Федерации. Свидетельство о государственной регистрации ПИ №1-00213. Издается с 1999 года. В настоящее время вышло шесть выпусков этого справочника.
Электронная версия пятого выпуска включает:
— рейтинг 755 выставочных залов и художественных собраний;
— Единый рейтинг художников Российской империи, СССР, «русского зарубежья», Российской Федерации и республик бывшего Советского Союза (12572 художника):
— номинация «Живописцы и графики»
— номинация «Скульпторы»
— ценовые рекомендации.

 Параллельно с работой над номинациями живописцев, графиков, скульпторов и галерей ведется работа над рейтингом архитекторов. Осенью 2002 года вышел 6-й выпуск справочника — номинация «Архитектура». Этот выпуск включает 2128 архитекторов.

Единый художественный рейтинг составляется по результатам деятельности Рейтингового Центра. Рейтинговый Центр функционирует при Профессиональном союзе художников (ПСХ) и имеет статус независимого профессионального жюри, свободного в своих суждениях и оценках. Это  около 30 человек.
(Кстати, редколлегия справочника очень гордится своей независимостью.)

Определение рейтинга производится на основе информации об экспозициях, выставках, коллекциях и продажах работ, каталогов и публикаций в прессе, мнений искусствоведов,
арт-менеджеров и художников, опросов общественного мнения.

Рейтинг постоянно изменяется, дорабатывается и дополняется. Обязательный пересмотр всего Рейтинга РЦ производит один раз в год.
(Вообще-то, ежели они действительно так делают, то это очень серьезная работа. Ведь надо постоянно контролировать информацию обо всех телодвижениях отрейтингованных художников и т.п. А их немало! И количество это растет.)

Рейтинг утверждается председателем ПСХ.
В Рейтинг включаются ныне здравствующие художники и мастера XVIII-XX веков, работавшие или родившиеся на территории Российской Империи, СССР, Российской Федерации или республик бывшего Советского Союза, а также скульпторы и выставочные залы.

Объединение в Рейтинге современных художников и мастеров XVIII-XX веков решает следующие задачи:
- культурно-историческую: создание широкой информационной базы по художникам и определение места каждого художника в истории искусства;
- социальную: защита художников и покупателей от недобросовестных сделок;
- макроэкономическую: стабилизация российского рынка современного искусства путем соотнесения его с антикварным рынком;
- просветительскую: преодоление «психологического барьера» между современным искусством и «старыми мастерами».

Каждый художник оценивается по всему спектру работ, доступных РЦ для ознакомления.

При определении рейтинга приоритетное значение имеет художественный уровень произведений, их гуманистическая значимость.

Дополнительными критериями являются: профессионализм, активная выставочная деятельность, наличие работ в музеях, известность публике, галереям и искусствоведам в России и за рубежом, общественная и гражданская значимость произведений, продаваемость и ценовой уровень работ.

Художник категории не ниже 4В принимается в члены ПСХ без рассмотрения его работ.

Изменения рейтинговых категорий, а также исправления ошибок в именах и датах вносятся в компьютерную базу ПСХ и публикуются в следующем выпуске Рейтинга.
Организациям, художникам, их наследникам или менеджерам ПСХ по их желанию выдает сертификат о присвоенном рейтинге, в котором указывается рейтинговая категория на дату выдачи сертификата.

В связи с тем, что Рейтинг непрерывно корректируется и пересматривается, в случае расхождения рейтинговых категорий в различных документах и изданиях устанавливается следующая приоритетность (в порядке убывания):
1) Сертификат о присвоенном рейтинге (в течение указанного на нем срока действия).
2) Компьютерная база данных ПСХ.
3) Последнее издание Рейтинга.
4) Предыдущие издания Рейтинга.
5) Ссылки на Рейтинг в иных изданиях.

ПРИНЦИПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЙТИНГА ХУДОЖНИКОВ
Приложение к «Положению о рейтинговом центре Профсоюза художников» от 5 августа 1999 г.

1. Основным принципом Рейтинга художников является наличие категорий «А» и «В». Различие между ними состоит в отношении к художественному рынку.

1.1. Художник категории «А» практически не подчинен запросам рынка.

1.2. Художник категории «В» ориентирован преимущественно на запросы рыночной коньюнктуры.

2. В каждой категории имеются уровни с 1 по 7. Основные критерии отнесения к той или иной категории и уровню перечислены в «Положении о Рейтинговом Центре». Говоря упрощенно, на рейтинговом уровне «7» находятся преимущественно учащиеся художественных вузов и начинающие художники. Вершина известности и признания — рейтинговый уровень «1».

3. Краткость и обобщенность наименований рейтинговых категорий связана с тем, что они печатаются на сертификатах о присвоенном рейтинге, которые выдаются художникам.

4. Основные принципы и критерии оценки художников.

4.1. В процессе отнесения художника к той или иной категории используются «рыночные» критерии — известность и реальная цена работ, наличие работ в музеях и у коллекционеров, а также профессионализм.

4.2. Вследствие невозможности формализации критериев известности и признанности отнесение к той или иной категории производится при совпадении мнений на этот счет членов Рейтингового Центра.

4.3. Наличие галереи, эксклюзивно «продвигающей» того или иного художника, служит поводом к повышению его рейтинга (в зависимости от уровня галереи).

4.4. Вследствие хаотичности российского художественного рынка ценовая политика художника, его наследников или арт-менеджеров является важным, но не определяющим критерием рейтингования.

4.5. Стабильно высокая цена на работы — повод к повышению рейтинга.

4.6. Непорядочность художника или его наследников по отношению к галереям может служить поводом к понижению рейтинга.

4.7. В категории «А» художественный уровень произведений является главным критерим оценки художника.

4.8. Имидж «непонятого гения» может служить поводом для отнесения к категории «А», но к повышению рейтинга — лишь при полном совпадении мнений членов Рейтингового Центра о несомненной гениальности художника.

4.9. Категория «В» оценивается прежде всего по «рыночным» критериям (п. 4.1).

4.10. Работа «на публику», подражания кому-то из предшественников или современников, эксплуатация собственной удачной находки многолетней давности являются поводом к отнесению художника к категории «В».

4.11. Стиль сам по себе не служит критерием. Во всех категориях соседствуют художники любых стилей, направлений и «школ».

5. Под профессионализмом художника понимается умение использовать необходимые средства пластических искусств для достижения поставленной художественной цели.

6. Наличие работ художника в музеях может являться поводом к повышению рейтинга только в том случае, если известно, что инициатива покупки работ исходила от самих музеев, но не была «организована» художником, его наследниками или менеджерами.

7. Сложные случаи рейтингования художников.

7.1. Возможно, что художник кому-то подражает невольно. В этом случае обычно имеет место слабый профессионализм и творческая незрелость, поэтому категория понижается. При стабильном, профессиональном подражании художник относится к группе «В». Пример — множество художников 4–6 уровней, отнесение которых к категории «А» или «В» крайне затруднено, причем чем ниже уровень, тем сложнее. В этом случае оценка производится по максимально возможному количеству работ, дабы наиболее полно оценить профессионализм и творческую стабильность.

7.2. Особый случай отнесения к категории «В» составляют мастера академической и соцреалистической живописи, работавшие в русле государственного заказа.

7.3. Новаторы своего времени относятся к категории «А», если их новаторство было подлинным и в дальнейшем не имело места самокопирование в рыночных или коньюнктурных целях.

7.4. Удачная творческая идея не может служить поводом к отнесению к категории «А» без проверки временем. При стабильной эксплуатации такой идеи в рыночных или коньюнктурных целях художник может быть отнесен к категории «В».

7.5. Выставочная и творческая пассивность художника может служить поводом к понижению его рейтинга том случае, если она привела к потере известности. Тяжелая болезнь, лишающая художника возможности писать, не ведет к снижению рейтинга.

7.6. Категории «1» и «1А» практически идентичны, и основной разницей между ними является условный фактор проверки временем, различный для всех рейтинговых номинаций.

8. Определение рейтинга музеев и галерей производится практически по тем же общим принципам, что и рейтингование художников.

9. При отнесении организации к категории «А» или «В» приоритетное значение имеет гуманитарный вклад организации в культурное развитие общества.

10. При отнесении организации к тому или иному уровню (от 1 до 7) основными критериями являются ее известность, уровень художественного собрания и другие критерии, перечисленные в «Положении о Рейтинговом Центре». Учитываются также экспозиционные площади, количество единиц хранения, состояние фондов и основных средств, внутренняя отделка помещений и пр.


Еще один интересный момент, связанный с ЕДИНЫМ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ РЕЙТИНГОМ.

К этому рейтингу привязаны ЦЕНОВЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ, разработанные ПСХ:

1. Целью ценовых рекомендаций является социальная защита художников. На сегодняшний день этот вопрос актуален прежде всего для наиболее незащищенной категории художников — «А», не ориентирующихся на запросы рыночной конъюнктуры.

2. В связи с этим нижеприведенные цены являются рекомендуемым социальным минимумом на работы ныне здравствующих художников категории «А».

3. Для антиквариата и работ художников категории «B» ценовым регулятором следует считать художественный рынок. Тем не менее, при формировании рекомендуемых цен на работы художников категории «А» учитывались и цены антикварного рынка, и цены на работы художников категории «B» соответствующих уровней.

4. Цены приведены в у.е. и включают услуги менеджеров и галерей, то есть являются итоговыми для покупателя независимо от того, на первичном или вторичном рынке производится покупка.

5. Ценовые рекомендации для номинации «Живописцы и графики»

5.1. Цены обозначены для размера, указанного в описании художественных материалов, и изменяются пропорционально увеличению или уменьшению последнего.

5.2. Стоимость оформления работ в рекомендуемые цены не включена.

5.3. Цены в номинации «Живописцы и графики» приведены по следующим художественным техникам:

Техника 1: холст, масло (акрил, темпера и т.п.), размер 50х60 см;
Техника 2: акварель, гуашь, пастель, размер 40х50см;
Техника 3: станковая графика (тушь, карандаш и т.п.), размер 20х30 см;
Техника 4: авторская печатная графика (офорт, литография, гравюра и т.п.), размер 20х30 см.

5.4. В нижеприведенной таблице обозначены минимальные цены, т.е. рекомендуемая реальная стоимость — не менее указанной. Верхний предел неограничен.

Рейтинг Техника 1 Техника 2 Техника 3 Техника 4
6A 160 50 30 20
5A 200 60 40 25
4A 350 100 60 35
3A 600 190 110 60
2A 1000 300 190 90
1A 2500 750 450 200

6. Ценовые рекомендации для номинации «Скульпторы».

6.1. Приведенные цены выражают достоинство пластической идеи произведений и значимость имени скульптора без учета стоимости художественных материалов и технологии изготовления.

6.2. Цены приведены для скульптурных произведений станкового характера.

6.3. В нижеприведенной таблице обозначены минимальные цены, т.е. рекомендуемая реальная стоимость — не менее указанной. Верхний предел неограничен.

Рейтинг Стоимость
6A 180
5A 200
4A 350
3A 600
2A 1000
1A 2500


И еще кое-что, связанное с этим рейтингом.
Я порылся в пятом выпуске этого справочника. Это 2002 год.
Вот какие рейтинговые позиции имели (на тот момент, сейчас не знаю!) наиболее раскрученные российскими СМИ имена:

1В Глазунов Илья Сергеевич (Это достаточно известный дядя. Но не думал я, что его так высоко ценят в художественном мире.)

1В Шилов Александр Максович (Галерея Шилова раскручена по самые не балуйся. Это портретист, рисующий в основном лица, обличенные властью. Уж не знаю, чем он рейтингаторов взял. То ли действительно талантом, то ли своей приобщенностью к правящим кругам, но вот стоит он на самых высоких позициях.)

2В Неизвестный Эрнст Иосифович (Эмигрант Эрнст Неизвестный. Из эпохи шестидесятников. Вполне успешный. Но сейчас в России особенно не светится.)

2В Сафронов Николай Степанович (А это Никас Сафронов. Скандалмейкер волосатый.)

2В Церетели Зураб Константинович (Зураб Церетели. Про него справку см. ниже)

2В Шемякин (Карданов) Михаил Михайлович (Михаил Шемякин. Еще один успешный эмигрант. А вот этот в России вроде как тусуется.)

3А Шагин Дмитрий Владимирович (Это предводитель питерских "митьков". Митьки, они и в Африке митьки! И трешка в данном случае это очень высокое место.)

3В Макаревич Андрей (А это Макар. Тоже всем известный, правда более как музыкант. Он как-то говорил, что живописью балуется. Честно говоря, не ожидал я его в этих списках найти, да еще в такой категории. Думал - так себе, рисует для души. Но вполне возможно, что его художественное творчество тоже что-то из себя представляет.)

В этом ряду распиаренных, рейтинг Зураба Церетели заслуживает отдельного внимания.
У этого господина просто чумовые регалии.

Церетели Зураб Константинович

Родился 4 января 1934 года в Тбилиси (Грузия). Окончил Академию художеств в Тбилиси в 1958 году. Герой Социалистического труда (1991г.); Народный художник Российской Федерации (1994г.); Народный художник Грузии (1978г.); Народный художник СССР (1979г.); Лауреат Ленинской премии (1976г.); дважды Лауреат Государственной премии СССР (1978, 1983 г.г.); Лауреат Государственной премии России (1996г.); профессор; профессор Брокпортского университета изящных искусств (штат Нью-Йорк, США, 1979г.); Лауреат Премии Пикассо (1994г.); Кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством" III степени (1996г.); Кавалер ордена Дружбы Народов (1994г.).
Действительный член Академии творчества СССР - 1989.
Действительный член - академик, вице-президент Академии творчества, Президент Российской Академии Художеств, Президент Московского международного Фонда содействия ЮНЕСКО, Чрезвычайный и Полномочный посол - Посол Доброй Воли ЮНЕСКО.
Автор более двух тысяч живописных полотен различных жанров.

В общем, весь в бронзе, а его отнесли всего-навсего в категорию 2В!
В принципе, это очень высокая профессиональная оценка. Но, как мне представляется, не настолько высокая, чтобы он мог ею гордиться.
Не знаю уж, что побудило коллектив редакторов ЕДИНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО РЕЙТИНГА отнести творчество господина Церетели в эту категорию, то ли объективное мнение, то ли маленькая месть за его скульптурные "шедевры" находящиеся на улицах г. Москвы. Но факт остается фактом.

И еще момент.
Практически все мало-мальски известные широким массам художники (это я так говорю потому, об этих вышеупомянутых художниках чаще всего говорят непрофессиональные в художественном плане СМИ) отнесены в категорию "В". То есть в конъюнктурную категорию. За исключением Шагина-митька.
И это заставляет задуматься о смысле любого искусства и связанного с этим искусством творчества. Будь то поэзия, проза, живопись, театр или балет.
В общем, сакраментальный вопрос возникает.
Что лучше - подчиняться запросам толпы и быть, в принципе, обласканным ею, иметь свой кусок хлеба и теплое место, или идти своим оригинальным и непонятным для многих путем?

И напоследок еще об этом справочнике.
В конце лета ожидается выход седьмого выпуска справочника. Он посвящен «традиционным» номинациям — живописцам, графикам и скульпторам Российской империи, СССР, «русского зарубежья», Российской Федерации и республик бывшего Советского Союза. В седьмой выпуск вошли 21324 художника.
В общем, количество художников растет не по дням, а по часам.
И аппетит у ребят, издающих этот справочник, тоже растет.
Они уже начали работу над рейтингами ювелиров и кинорежиссеров.
Так, глядишь, и до литературы доберутся.


ПРИМЕЧАНИЕ: В статье использованы материалы сайта http://rating.artunion.ru